Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка ответов




Вопросы

Инструкция

Мой Карнеги

Методологи

Умное чтение

Писательство

Танцы

Как я стал отличником

Что же я делал на факультете психологии?

В то время, как часть моих друзей играла в преф и пили пиво, а другая — зубрила толстые правильные учебники, готовясь к экзаменам, я учился. Учил себя. Учил — многому.

Книги были моими Учителями, но — не учебники по психологии.

Я продолжаю оставаться при убеждении, что вузовские учебники — как минимум, это бездарное времяпрепровождение, а как максимум — вредное компостирование мозгов. Относительно недавно мне пришлось пролистывать наших классиков от психологии (Ананьев, Божович, Выготский, Гальперин, Дубровина... продолжайте по алфавиту). Начал вчитываться — абзац, еще абзац — и вдруг ощутил, как начинает стопориться душа и глушится живое движение мысли. Еще страница, и на увядшую душу упала тяжелая импотенция... Возможно, я не смогу описать точно, что происходит с мозгами, но характерной особенностью, проявляющейся при длительном воздействии указанного информационного потока на воспринимающего индивида, оказывается глобальное смысловое отчуждение и носящее преимущественно защитную функцию тотальное разрушение структуры деятельности.

· Простите, кажется, уже подействовало...

Как минимум, после этих умных книг общение с людьми определенно затрудняется.

Но мне повезло, и я в целом — спасся. Помогла подсказка от жизни. В первом семестре первого курса у нас было четыре предмета с экзаменом. По двум из них я добросовестно ходил на лекции и забивал информацией голову, в результате по ним я получил "четыре". На лекции по двум другим я не ходил, но сделал качественные шпаргалки и получил — "пять".

· Я сделал правильные выводы, в результате чего факультет окончил практически круглым отличником, а голову и душу от ненужного мне сохранил.

Вы меня осуждаете? Я — тому своему решению рад. Я не был лентяем ни тогда, ни позже, и такой способ учебы (а не безделья) был осознанным выбором. Поэтому я повторю свою позицию:

 

Не занимайтесь ерундой - не читайте, чего не следует

В числе того, что в МГУ все-таки составило мою базовую подготовку как психолога, я обязан упомянуть занятия в Школе бальных танцев. Я пришел туда на втором курсе не потому, что любил танцевать, я пришел потому, что танцевать совершенно не умел. Это было настолько очевидно, что после полугода занятий мне было мягко предложено покинуть студию ввиду полной несовместимости меня и танцев. Я тем не менее не покинул школу и продолжал учиться двигать ногами и головой, несмотря на исполненные мукой глаза партнерши. Прошел год, и на очередном конкурсе мы с Ирой Щуренковой заняли уже призовое место.

· Вот так. Даже зайца можно научить играть на барабане.

Мы занимались еще год, и это было важно в первую очередь для моего личностного, душевного развития. Я научился красиво и осмысленно двигаться. Я стал чувствовать тело девушки и мог гармонично быть с ней рядом. Я теперь умел подавать руки с разными интонациями и брать талию партнерши — и ее саму — и нежно, и властно.

· А до этой школы я ничего этого не умел — а собирался жить счастливо.

Вести партнершу, тем не менее, я научился только десять лет спустя.

· Настоящий же смысл танца мне открылся не так давно, и сейчас в танце с партнершей я занят уже не танцем. Я погружаюсь в то, откуда танцы родились, — в секс, движения становятся живыми и очень конкретными действиями, поступками — и партнерша начинает отвечать мне на том же языке.

Телу хочется быть живым и богатым. Танцуйте!

 

...Интересно, а если бы я тогда, на факультете, учился двигать только извилинами — под аккомпанемент учебников, но не всем телом — под музыку красоты, как бы я сейчас работал: сутулый, угловатый, заторможенный?

Психолог-теоретик такое себе позволить еще может — книги простят, но психолог-практик — в ситуации другой. Чтобы вести психологическую группу, ее надо вначале набрать. Объявления-рекламки работают слабо, куда как результативнее оказывается явление Психолога народу. Правда, народ любит не хануриков, а успешных, бодрых и красивых, и, если вы хотите работать успешно, вы таким быть должны.

· В данном случае это не свободный личностный, не вкусовой выбор — это профессиональное требование. То есть то, чему научиться необходимо.

 

Все, что сказано хорошо, — мое, кем бы оно ни было сказано.

Мое. Хотя раньше это говорил и Сенека

Качество моих занятий во многом определяется тем, что я хорошо пишу. Тот, кто внимательно пишет, начинает внимательно говорить, плюс настоящая как методическая, так и научная работа начинается только со свободной работы на клавиатуре.

· Хотя бы пишущей машинки. А потом — компьютер обязательно.

Все это пришло не сразу, а было наработано. Как?

Не буду скрывать, что воровство в области литературы я всегда считал добродетелью. Хорош автор тот, у которого я мог что-то стащить: мысль или хотя бы фразу.

· Мои записные книжки были забиты фразами — и именно поэтому эти фразы оказались не забыты.

И я воровал — воровал много, усидчиво и внимательно. Сочту за честь, если кто-то сможет много воровать у меня.

· Выражаясь пристойно, кто мой текст о-своит — сделает своим.

Стихи продолжал писать все годы подряд, но год литературной студии дал мне навыки литературного ремесленника. Я стал чувствовать стиль, как дыхание речи, привык отслеживать звукоряд и научился выстраивать композицию.

Моей литературной работе особенно способствовало конспектирование работ Маркса и Энгельса. Конспект надо было делать все равно, так я взял в библиотеке их произведения, купил хорошую печатную машинку и к ней — самоучитель.

· Я потратил месяц, следя, чтобы пальцы ставились именно на нужные клавиши, но с тех пор печатаю вслепую. И пишу — легко.

Я не могу сказать, что когда-либо искал свой стиль: я набирал и множил его, питаясь в первую очередь классиками — и декадансом. Но ощутил себя собой я лишь тогда, когда Великим Давним нашел аналоги в Классике Современности.

И тогда на место Пушкина встал Пришвин с той же про­зрачной простотой, ванильную надменность Игоря Северянина заместило интеллектуальное эстетство Леонида Жуховицкого, пронзительность Гумилева у меня как-то смешалась со снобизмом Ахмадуллиной, щемящую боль Достоевского я переболел и более ни у кого не искал, а на место кирпичной поэтики Маяковского легко взгромоздилась восхитительная ржущая наглость "Московского комсомольца". Гоголь моей души сконденсировался — и расцвел — в Жванецком.

· Буду польщен, если кто-то обвинит меня в подражании ему.

Чтобы хорошо говорить, учитесь хорошо писать

 

Виктор Коток писал курсовую по рациональному и динамическому чтению. Ему нужны были испытуемые, и он научил меня читать.

· Спасибо, Учитель!

Во-первых, мой Учитель приучил читать меня не все то, что в книге написано, а только то, что мне там необходимо. И прежде чем открыть книгу, я должен был сделать ревизию: что по этой теме я знаю, что мне в этой области необходимо и что конкретно я собираюсь здесь искать.

"Коля, пойми, так поступает каждая хорошая хозяйка. Если она идет в магазин, она знает — за чем. Впрочем, если там выкинули что-то неожиданное, но нужное, она это не пропустит также".

· Вначале я на него ругался, а потом стал от души благодарить.

Во-вторых, Виктор учил меня динамическому — умному и легкому — чтению. Вначале я учился читать медленно, с выделением темы и ремы, с анализом значения каждого слова в предложении, после чего некоторые куски текста можно было не читать вовсе: по начальному местоимению и ключевому слову все было ясно заранее.

· Из текста отжималась "вода". И тогда почти всегда обнаруживалось, что собственно Текста на страницу — немного.

Освоив это, я стал читать куда как веселее, по крайней мере, времени тратилось меньше. Правда, тогда же я стал видеть и Умные Тексты, где в одном абзаце могло храниться смыслов больше, чем в другом научном труде — на целой странице.

Собственно с быстрочтением дело пошло еще проще. Я читал и так легко, а тут начал делать это расслабленно, не двигая глазами, сканируя текст одним внутренним взором. И тогда Виктор без всяких специальных рамок, одним постукиванием карандаша довел меня до скорости 3 (три) секунды на страницу.

· Специально пришлось тренировать перелистывание страниц — на это тратилось времени столько же.

Не слабо?

Читаете вы плохо. стоит поучиться

 

Много времени у меня взял, но и безмерно много мне дал Московский логический кружок — Г.П. Щедровицкий и компания.

· Кто знает — тому комментарии не нужны...

Это был вулкан мысли в темном царстве. Спасало их в то своеобразное время, возможно, то, что их вообще мало кто понимал. От их ненормальных докладов и боевых препирательств уже спустя полчаса моя голова неизбежно пухла и скоро переставала соображать.

· Но раз за разом соображала все лучше.

Одна книжка Имре Лакатоса "Опро­вер­жения и доказательства", которую я по их наводке проштудировал, заменила мне курс по логике научного исследования.

Меня, как маленького, тыкали носом в мою ограниченность и слепоту, я злился и сопел, но в результате мне поставили мышление — и теперь, если я думаю, я знаю, что я делаю и как это можно делать еще.

· Плюс я увидел там много людей, творящих свободно, самостоятельно и ответственно. Я понял, что выбираю жить так же.

Что дали мне их разборки? Мне они разоблачили серьезность науки, показали ее шаткость и произвольность. В памяти застревало и годами переваривалось: "Науки Истории — нет. А учебников по истории столько, сколько Личностей среди историков плюс сколько серьезных Социальных Заказов". "Логика — это не законы, а только этика мышления, договор о правилах приличия между собеседниками".

· Тогда они мне нередко казались шарлатанами. Сейчас их чаще вижу в образе донкихотов.

В Олега Игоревича Генисаретского я был нескрываемо влюблен. Он, как глубоко верующий человек, познакомил меня с философией и мистикой христианства, и не его вина, что я это воспринял только как теорию культуры. Он показал мне, что науку можно писать живым и вкусным языком. Более того, как науку можно делать, просто исследуя язык. Я переписывал с пленок его лекции по "Психоматике" — рождаемой им науки по структурам сознания, и размышлял над смыслом — и даже звучанием — каждого слова.

В настоящее время я убежден: прослушивание и переписывание пленки с записями лекций и дискуссий очень умных людей есть единственный способ их понять.

· Да, это отнимает много времени, но все остальное — отнимает смыслы.

Рядом с методологами я обычно чувствовал себя дураком, но... Но теперь, когда я читаю свои студенческие курсовые и диплом, а также написанные тогда психологические и философские этюды, я радуюсь за себя — оказывается, я стал умницей уже тогда.

Научиться думать осмысленно - полезно

 

В отличие от многих моих академических коллег, я не сноб и к Дейлу Карнеги отношусь с большим уважением. Да, он не имел психологического образования; по-моему, он не имел и просто высшего образования, но я от души пожелал бы многим моим академическим коллегам его внимания к жизни, здравого смысла и повседневной мудрости.

· Да, еще и житейского успеха, который из всего этого вытекает.

Я начинал еще в то время, когда его "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей" была под идеологическим запретом и распространялась полуподпольно. Но я ее искал, я ее нашел, подробнейшим образом законспектировал (кон­спект до сих пор жив и сейчас как раз лежит передо мной) — и включил в свой образ жизни. Стал жить "по Карнеги".

Жизнь стала трудной.

Ну ладно, с "Улыбайтесь!" я еще как-то справился, хотя улыбка временами оказывалась кривой и к вечеру болели мышцы щек. Ничего, я в то время занимался еще и пением (возможно, вы догадались — занимался потому, что не имел ни голоса, ни слуха), так вот, эти занятия улыбкой великолепно со­вмещались с общей гимнастикой для лица.

· Знаете? Губки вперед, в стороны, вперед трубочкой, влево, вправо, по кругу — и так далее.

Категорически отказался от категоричности, сделав исключение только для быстрого и категоричного признания своей вины. Исключения эти были нередки, потому что в случае недоразумений я поставил себе за правило считать, что ответственность за все лежит всегда и только на мне.

· Ты опоздала? Прости, когда мы договаривались о встрече, я не учел, что тебе долго добираться. Ты, наверное, бежала и волновалась?

Я учил себя жить проблемами других людей и на все смотрел с их точки зрения.

Трудно было отказаться от споров, помогала "педагогическая пауза" — правило помолчать десять секунд, прежде чем ответить. Пока молчал и переваривал выстрел собеседника, возражение куда-то убегало. И тогда я мог сказать: "Или так!"

Кстати, знаете этот анекдот? Привезли на просмотр Иосифу Виссарионовичу новый фильм, все волнуются. Фильм закончился, Иосиф Виссарионович покусывает свою трубочку... Заговорил:

"Почему усы главного героя так похожи на усы товарища Сталина?! Расстрелять! (пауза) — главного героя (пауза), родственников главного героя, режиссера, всю труппу (попыхивает трубкой), наркома культуры..." Нарком культуры побледнел, подбегает: "Иосиф Виссарионович... А может, мы у главного героя усы сбреем?" Иосиф Виссарионович задумывается: "Или так..."

Очень любимый психологами анекдот!

Да, о чем это мы?

Так вот, тяжелее всего у меня шло "Проявляйте искренний интерес к собеседнику". Но я старался, использовал каждую возможность.

Иду в парикмахерскую, сажусь в кресло и — да, и начинаю проявлять искренний интерес к личности парикмахерши. Расслабляюсь, улыбаюсь, ищу тему для беседы... Погода? Обещали похолодание. Много клиентов? Достаточно.

· Черт, что бы еще спросить??

Ах да, лучше всего расспрашивать про нее саму. "Раз много клиентов — устаете?" — "Да, устаю..." — "А как домашние, понимают, поддерживают?" И вот она уже рассказывает про свою непослушную дочку, я ей сочувствую (вообще-то дочке, но вслух — маме), поддакиваю: "Да ну? Неужели? Так прямо и сказала, своей маме?", женщина расчувствовалась...

· Она обслуживает меня, а я — ее.

Слава Богу, она уже заканчивает, и я, подстриженный и сильно усталый, могу с обворожительной улыбкой с ней по­про­щаться...

Книга Карнеги толстая, упражнений из нее можно набрать много, работал почти год. Результаты? О них я спросил у своих друзей и просто коллег, мне сообщили, что на живого человека я не похож, приветливость на автопилоте и вызывает недоверие, и вообще я стал не просто сладким, а по-настоящему приторным.

М-да... Но я не сказал себе, что год прошел зря, я сказал себе, что наработанное надо уточнить и доработать. Тем более что к тому времени вышел Эверетт Шостром, его "Анти-Карнеги, или Человек-манипуля­тор".

· Кстати, здесь, похоже, очередное надувательство. Как я понял по прочтении Шострома, он никаким образом Карнеги не противоречил и не собирался, а противопоставили их издатели, чтобы книга Шострома покупалась. Карнеги знали, а его — нет, вот его к Карнеги и привязали.

Так или иначе, но я подошел к делу творчески и сделал с этой подсказкой свою новую программу индивидуальных занятий, своего Анти-Карнеги. А именно:

снял с лица улыбку, разрешил себе быть усталым и недовольным, даже когда из меня радостную улыбку вытягивали всеми силами. Нет, мне сейчас не до вас.

· Любопытно, у людей выросло ко мне уважение.

Начал высказываться лихо и категорично, если мне что-то не нравилось, выплескивал это без задержки (а не нравилось мне многое, а темперамент был у меня всегда...), говорил громко, перебивал и не давал перебивать себя — друзья смотрели на меня с недоумением, но в новых компаниях стали принимать за лидера.

· Где найдешь? Где потеряешь?

Если возникало недоразумение, я не извинялся, а уверенно и наступательно накатывался на того, кто мог оказаться виновным тоже. Вначале было на душе неловко, тем более что не всегда ловко выходило и по результату; когда же стал осуществлять наезды не абы как, а от души и убежденно, моя правота стала всеми пониматься. Даже мной.

* * *

Но на этом давайте прервемся — надеюсь, логика той моей работы уже понятна, — и займемся практикой. Я хочу предложить вам тест, немного научный и много практичный — но, как всегда, не с целью теста, а с целью более точной примерки, в какую сторону вам имеет смысл себя менять.

· По-хорошему, конечно, себя надо развивать во все стороны, но хотя бы — с чего начинать? Что — насущное?

Тест лично мне нравится еще и тем, что дает возможность, глядя на еще детей, реалистично прикидывать, какими они будут взрослыми. В каждом из нас что-то заложено? Заложено. А тут появляется возможность узнать, заложено что.

Итак, психологический практикум!

Тест
"Акцентуации личности (9 ИЗ 72)"

Рожденные на свет, мы все уже изначально разные. Человек — часть природы, и отрицать врожденные, природные особенности конкретного человека не более умно, чем утверждать, что собаки, кошки и тараканы приручаются одинаково.

Да, нас можно изменить, и это происходить будет, но наши предрасположенности, наши интонации будут просвечивать всегда. Когда эти особенности нам нравятся, мы с умным видом говорим об индивидуальности, когда не нравятся — о дурном характере и перечисляем противные черты. Если эти особенности мешают жить многим и сильно, зовут психиатра, и психиатр ставит диагноз.

А теперь в обратную сторону: когда диагноз поставить еще нельзя, но особенности есть, психиатры говорят об "акцентуациях". Это не просто случайный набор черт, это целостная картинка личности, и, говоря так о людях, пользуясь этими картинками, психиатры (в отличие от многих из нас) вовсе не предполагают оценочного отношения. Иметь такие акцентуации не плохо и не хорошо — это просто то, с чем человек родился.

Этот тест и познакомит вас с девятью основными акцентуациями (картинками) личности, а через них — вас с собой.

Если хотите научное обоснование, даю: за его основу взят переработанный личностный комплексный социометрический тест А.А.Зворыкина, работы П.Б.Ганнушкина, К.Леонгарда, А.Е.Личко и А.П.Егидеса. Если захотите в этой теме поглубже покопаться, с удовольствием рекомендую книгу Н.Сугро­бовой и А.Егидеса "Как научиться разбираться в людях".

· Заодно и с Аркадием Петровичем познакомитесь.

И еще, о тестах вообще. Тесты — вещь увлекательная, но опасная. Человек — существо внушаемое, и гипноз теста (как-никак науч­ная разработка! апробирован — верифицирован — моди­фицирован!) впечатывает в нашу личность убеждение: "Я такой”. И если это становится барьером ("Я не могу, ведь я такой!") — вы в проигрыше. Но если это становится стартовой площадкой, когда от "Я пока такой!" протягивается линия к "Я хочу быть таким-то. Я буду им!" — тест вам помог.

· Он показал вам реаль­ное положение вещей, а без этого — куда двигаться?

#image 040128141337 left#Вам будет предложено 72 вопроса, и ответы на них надо будет записать вот в такую табличку, состоящую из 8 рядов по 9 клеток. Эти числа от 01 до 72 вам в таблице писать не надо, они показывают только порядок заполнения таблицы. Ответы записывайте в таблицу слева направо, ряд за рядом. Отвечая на вопросы, отмечайте свою степень согласия или нет числами от –2 (совершенно неверно) до +2 (совершенно верно). То есть возможные ответы: –2, –1, 0, +1, +2. Старайтесь не ставить 0. Не задумывайтесь слишком надолго, но будьте внимательны.

 

1. В своих рассказах я люблю приукрасить события.

2. Я не люблю находиться среди людей, это меня напрягает.

3. Если мне причинили зло, я обычно помню это долго.

4. Меня легко обидеть.

5. Меня возмущает, когда берут мои вещи или ущемляют мои законные права.

6. Мне трудно бороться со своей раздражитель­ностью.

7. У меня часто бывает приподнятое настроение.

8. Я не считаю себя человеком, умеющим радовать других.

9. Как правило, я долго сомневаюсь и все взвешиваю, прежде чем сделать выбор и принять решение.

10. Я легко копирую жесты и мимику окружающих.

11. В компаниях я часто оказываюсь "белой вороной".

12. Ленивых и недисциплинированных — не люблю. Болтать горазды многие, а по-настоящему работать умеет мало кто.

13. У меня часто меняется настроение.

14. Я не люблю пустые высокие мечтания и предпочитаю жить реальной жизнью. Лучше ботинки почистить.

15. Я часто чувствую утомление и общую слабость.

16. Мои друзья поражаются моей бодрости и готовности работать.

17. Даже когда я не болен, я часто чувствую себя неважно.

18. Я верю в приметы и, пусть это смешно, почти всегда их соблюдаю.

19. Я люблю фантазировать, сочинять сцены и разыгрывать роли своих воображаемых героев.

20. Меня часто беспокоит моя душевная пустота, холодность, неспособность сопереживать близкому человеку.

21. Я знаю, как много среди людей завистливых, корыстных и недоброжелательных.

22. Я легко перехожу от слез к смеху.

23. Я иногда разозлюсь так, что теряю над собой всякий контроль.

24. Я довольно застенчив и пытаюсь это скрывать.

25. Я люблю общение с людьми.

26. Пессимист — это хорошо информированный оптимист.

27. Я часто тревожусь, что со мной или с моими близкими может случиться что-то страшное.

28. Я люблю быть в центре внимания окружающих.

29. Даже находясь в обществе, я обычно чувствую себя обособленным и одиноким.

30. Со мной часто не соглашаются, но в конце концов выясняется, что именно я оказываюсь прав.

31. Иногда я лягу спать с хорошим настроением, а проснусь — настроение никуда.

32. Нередко на меня находит состояние, когда ко мне лучше не подходить: в душе тоска, злость и раз­дражение.

33. У меня есть предрасположение к головной боли.

34. В жизни нет неразрешимых проблем, надо только верить в победу.

35. Мне часто не везет, и я уже к этому привык.

36. Бывает, мне трудно заснуть после того, как я це­лый день размышлял над своим будущим или какой-то проблемой.

37. Я люблю заводить новые знакомства.

38. Я часто не знаю, о чем еще говорить с челове­ком.

39. Меня считают энергичным, целеустремленным, умеющим добиваться своего.

40. Мои поступки зависят от настроения.

41. Возможно, я ревнив, но измену, как предательство, я не прощаю — по крайней мере в душе.

42. Я очень больно переживаю, когда мне делают замечания на людях.

43. Возможно, я действительно по жизни разбрасываюсь, но так хочется попробовать всего!

44. Утром мне трудно просыпаться: вроде бы и встал, а потом еще долго сохраняется вялость и подав­ленность.

45. Я не могу сдать работу, пока все не проверю и не буду убежден, что я все сделал именно так, как надо.

46. Я легко могу при желании как бы вселиться в другого и почувствовать то, что чувствует другой человек.

47. Я часто наблюдаю происходящее и со мной, и с другими как бы со стороны.

48. Да, я ревнив, но с этим ничего не поделаешь.

49. В людях я превыше всего ценю душевность, искренность и теп­лоту.

50. Я не люблю давать свои книги или другие вещи, а если даю, то слежу, чтобы их возвратили вовремя и в должном состоянии.

51. Когда мне приходится выступать перед людьми, я ужасно волнуюсь и боюсь сказать что-то не то или не так.

52. Я часто бываю как будто взведен, внутренне взбудоражен и тогда обязательно должен что-то делать.

53. Я иногда замечаю, что время словно устает и начинает течь медленно-мед­ленно.

54. Иногда ко мне привяжется какая-то пустяковая мысль, и я несколько дней не могу от нее отвлечься.

55. Я могу заболеть от одних только переживаний.

56. Мне часто приходят в голову необычные, стран­ные для окружающих мысли и ассоциации.

57. Нет врагов у того, кто ничего не делает. У меня враги есть.

58. Наверное, я мягкий человек, но я всегда слушаю свое сердце.

59. Я люблю писать красиво и аккуратно.

60. Я иногда устаю так сильно, что у меня начинает кружиться голова.

61. Если огорчения случаются, я о них быстро забываю.

62. Меня часто посещает состояние апатии, безраз­личия к окружающим и даже к себе самому.

63. Я не люблю ошибаться, и подготовительную черновую работу обычно выполняю так же медленно и тщательно, как и основ­ную.

64. Если я увлекаюсь, я всегда начинаю верить во все, что я говорю.

65. Иногда у меня возникает чувство, что все вокруг не­реально.

66. Многим не нравится, что я подавляю и бываю резок, но почти всегда это — по справедливости и по делу.

67. Многие считают меня наивным и излишне впе­чатлительным.

68. Есть люди, которые меня боятся и хотят по­ставить мне подножку.

69. Мне не хватает уверенности в себе.

70. Временами я много говорю и мне трудно остано­виться.

71. Чего во мне нет, так это юношеского жизнелю­бия.

72. Я сильно переживаю, когда не смог все пред­усмотреть и подвел окружающих.

Спасибо. Не устали? Таблица ответов устроена так, что личностные типы (акцентуации) закодированы суммой цифр по вертикальным ко­лонкам (подробное описание — чуть ниже). Соответственно, сложите ваши баллы в первой вертикальной колонке, потом во второй колонке и так далее и запишите результаты внизу под табличкой. У вас могут получиться суммы от –16 до +16.

А теперь к этим результатам можете подписать названия личностных типов под каждой из колонок. Названия очень страшные:

Истероид.

Шизоид.

Параноик.

Человек настроения.

Эпилептоид.

Астеник.

Возбужденный оптимист.

Депрессированный.

Тревожно-ответственный.

· Правда, детство вспоминается? Там также обзывались: "Шизик ненормальный!"

Да, так вот: чем больше данная сумма по данной колонке, тем более выражен у вас этот личностный тип. Едва ли все типы будут выра­жены у вас одинаково, скорее всего, будут несколько доминирующих типов, несколько слабо выраженных и несколько — антитипов.

· Хорошо, но что это значит? Хорошо это для вас — или плохо? И что с этим делать?

В крайнем выражении некоторые типажи оказыва­ются малопривлекательными субъектами, при средней же или малой выраженности — это просто индивиду­альные особенности человека, уместные в одних и не­уместные в других ситуациях. Если же какой-то типаж вам не симпатичен, а у вас он оказался выражен — приглядитесь, нет ли смысла поработать над собой. Если да, то для этого под рубрикой "Что делать?" подобраны упражнения, которые могут помочь компенсировать нежелательные особенности данного типа.

· Если же у вас резко выра­жен "Антитип" и вам это тоже не нравится, посмо­трите рекомендации "Антитипу".

Во многих случаях идут ссылки на упражнения для "Голубя", "Страуса" и "Ястреба" — имеется в виду тест "Что вы за Птица?" из моей книги "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.