Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квадрат главных жизненных сфер




Практикум

Навык целесообразного действования

Надо что-то делать!

Инструкция по эксплуатации человека

По документации, автомобиль состоит из кузова, двигательного агрегата, ходовой части и системы электрооборудования.

· Это — принципиальная схема, или логическое описание.

А реально, чтобы автомобиль с автоматической коробкой передач тронулся, надо поставить левую ногу на педаль тормоза, повернуть рукой ключ зажигания, отпустить тормоз и нажать правой ногой на педаль газа. Все. Далее — рулить.

· Это, в отличие от логического, процессуальное описание.

Так вот, логическая структура эффективной деятельности состоит из трех основных элементов:

 

Исходное (настоящее) состояние Путь и средства (ресурсы, способы, техники, навыки, возможности) Желаемое состояние (цель)

а реально, в живой практике, эффективная деятельность чаще описывается процессуальной цепочкой

проблема → анализ → решение[7] →

Задачи → шаги к цели → отчет о Результате

Кстати, обратите внимание: вся эта цепочка из шести пунктов на самом деле есть два раза повторение трехчлена «проблема — анализ — решение», просто второй раз (как «задачи — шаги к цели — отчет о результате») этот трехчлен реализуется на более низком, на более конкретном уровне.

 

Отработанное умение строить свою деятельность по этой схеме называется навыком целесообразного действования. Так вот,

Проблема заключается в том, что люди так не живут, такого навыка не имеют или используют его крайне узко.

Картинка из жизни — ваша знакомая описала проблему: «Вот у меня… «(не так выгляжу, депрессии и прочие проблемы в личной жизни). Вы ждете: что последует за этим? За этим последовало то, что в следующие пять минут (то есть очень коротко, вам крупно повезло) вам эту же проблему описали по второму кругу.

· Возможно, немного другими словами.

Если вы не отреагировали,

· то есть не стали кивать головой, задавая сочувственные вопросы и переживательно вздыхая,

вы услышите описание того же самого в третий раз…

Хорошо, вы в порядке исследования пробуете дать подсказку: «Да, я понял. Проблему ты сформулировала — и что дальше?» У вашей собеседницы глаза стекленеют, она полностью растерянна…

Если вы молчите, через минуту может прозвучать неуверенное: «Наверное, надо начинать работать над собой?» Вы слышите, что реального содержания за этими словами — никакого, но похоже, это единственное, что ваша собеседница может на эту тему выговорить.

В течение ближайших трех дней отмечайте все ситуации, когда люди в разговоре констатируют проблему, и отследите, сколько раз после этого они поставили себе вопрос: «Что теперь делать? Как ее можно решить?»

· Но вопрос не риторический, не со страдальческой интонацией «Что делать?!», когда глаза говорят, что делать нечего и проблема ужасная, а вопрос — как реальный, деловой вопрос.

Научившись отслеживать переход от проблемы к решению (а чаще — отсутствие этого перехода) в общении и жизни окружающих вас людей, начните отслеживать свое общение, свое мышление, свою жизнь.


Помощником можете сделать себе плакат:

 

 

Итак, проблема ясна: люди в проблемах застревают. Мучаются проблемами, думают о проблемах, выкарабкиваются из проблем — и остаются в проблемах. Разобравшись с этим, принимаем —

Решение (ставим общую цель): переосмыслить свой способ жизни и перестроиться с переж е вывательно-пережив а тельного отношения на отношение деловое, строя каждую отдельную деятельность и линию жизни по схеме:

 

ü Сбор реальных данных →

ü анализ причин затруднений, поиск корней проблемы →

ü определение направления решения, постановка общей цели →

ü формулирование конкретных задач →

ü прописывание цепочки реальных шагов, постановка конкретных целей

 

Ближайшая конкретная задача: научиться делать это в своем бизнесе.

· Да, для начала! Потом — во всех остальных сферах своей жизни.

Итак, начинаем!


Если человек научился плавать, он будет плавать и в реке, и в бассейне, и в море, потому что умение плавать имеет широкий диапазон применения. К сожалению, в отношении навыка грамотного построения эффективной деятельности это не так, и, если человек научился осознанно простраивать цепочку «проблема — анализ — решение» в одной области, это еще не значит, что он сможет так же целесообразно действовать в области соседней. Навык целесообразного действования — навык узкого диапазона, и человек, грамотно ставящий перед собой и последовательно достигающий свои цели в бизнесе, может оказаться в достаточной мере безграмотным и беспомощным во взаимоотношениях с близкими и любимыми людьми.

Подробнее позволяет в этом разобраться схема, называемая в Синтез-технологии квадратом главных жизненных сфер.

· Смотри на следующей странице.

Один полюс горизонтальной оси этого квадрата — «личная жизнь», другой — «деловая сфера», «бизнес». Где начинается одно и кончается другое в собственной жизни, сформулировать бывает нелегко, но разницу между этими сферами жизни понимает каждый. С другой стороны, понятным образом отличается предметная область жизни от области отношений.

· «Деталь А соединяется с деталью Б шурупом с нарезкой 4.0» — область предметная, а «Мужчины, помиритесь!» — уже из области отношений.

Мужчины обычно способнее в мире предметов, женщины — в мире отношений.

 

Так вот, что касается мужчин, то у них навык грамотного построения эффективной деятельности, как навык узкого диапазона, вырабатывается обычно в следующей последовательности: 1 → 2 → 3 → 4. То есть:

 

предметные цели в бизнесе →

предметные цели в личной жизни →

построение отношений в сфере бизнеса →

построение отношений в личной жизни

 

Бизнес — более предметная среда, нежели область отношений, и, возможно, именно поэтому туда охотнее идут мужчины, нежели женщины. С другой стороны, жесткая атмосфера бизнеса быстро вырабатывает навык целесообразного действования,

· а если не вырабатывает — человек из бизнеса автоматически «вываливается»,

и уже из бизнеса мужчины начинают его переносить в сферу личной жизни: становятся более организованными, дисциплинированными, последовательными во всем. Жизнь учит.

Но это касается только предметной области жизни, потому что в области отношений еще много лет многие мужчины остаются, по сути, детьми. Умение грамотно и последовательно строить отношения приходит не ко всем и не скоро, но если приходит — то снова из мира бизнеса. Отвечая требованиям деловых отношений, мужчины начинают отношения не только ценить, но и осознанно строить, учат себя дружить с людьми «нужными», становятся более актерами, более политиками, более расчетливыми и гибкими в отношениях. Последний «бастион» — это личная жизнь, отношения с друзьями, родителями, женой и детьми: в этой области умение осознанно ставить и последовательно достигать цели мужчинам дается труднее всего.

· Он приходит домой — ему хочется расслабиться и отдохнуть. Но дома — носится ребенок, щебечет жена, позвонила мама, хочет поговорить теща — и он сдается, включаясь в жизнь на их условиях. Дома хозяин — не он… Чтобы дома хорошо отдохнуть, он вначале должен всех домашних — построить, но это как реальная задача даже не приходит ему в голову. Он умеет делать это в бизнесе, а дома ему это — сложно.

Женщины, напротив, великолепные бизнесмены именно в личной жизни и именно в сфере отношений: гибкие, артистичные, вовремя беспомощные и чудно привлекательные, они почти всегда достигают своих целей. Чего обычно не хватает — это осознанности и последовательности в достижении своих целей, поэтому их блестящие прорывы нередко чередуются с жуткими провалами и депрессиями. Однако бизнес строит всех, и если женщина в бизнесе не просто крутится, а в бизнес пришла, то первой областью осознанного и последовательного применения навыка целесообразного действования становится построение отношений в сфере бизнеса.

Уверенно можно констатировать только одну закономерность: и для мужчин, и для женщин стартовой площадкой освоения навыка целесообразного действования оказывается бизнес, деловые отношения, а самой трудной вершиной — круг личной жизни, область личных отношений. Соответственно,

 

Универсальный бизнесмен — это человек, который, научившись быть успешным, перенес этот навык и в сферу личных отношений.

 

 

Согласен. Но, в порядке исключения, бывает и по-другому: в частности, по-другому случилось именно у меня. Будучи в своей далекой бурной юности чем-то вроде последователя Казановы, я научился не только эффективно соблазнять представительниц противоположного пола (по телефону, чтобы на свидании уже времени на это не терять), но и вообще выстраивать свою личную жизнь так, как считаю нужным. (Как командует сильная и уверенная девушка Татьяна, прошедшая полный курс Синтона: «ВСЕ ПОСТРОИЛИСЬ!!!»)

Так вот, я вначале стал эффективным и последовательным в сфере личных отношений, и лишь потом приобретенные навыки были перенесены на бизнес. Соблазнить клиента на контракт по телефону, чтобы потом при встрече только подписать бумажки – это, знаете ли, удобно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.