Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание культуры поведения

Культура, причастность каждого человека к ней относятся к числу непреходящих, общечеловеческих ценностей. Культура пове­дения - составная часть общей культуры.

Невысокий уровень сформированности культуры поведения - больное место в жизни нашего общества. Не случайно говорят, что у нас больше образованных людей, нежели воспитанных.

Культура поведения ребенка не сводится к формальному соблюдению эти­кета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представ­лениями.

Основой истинной культуры поведения является уважение к окружающим людям. Необходимо воспитывать у ребенка умение быть корректным, тактичным, терпимым к сверстникам и взрослым, имеющим иную точку зрения, иные интересы, взгляды, образ жизни, физические недостатки, умение видеть в каждом индивиде человеческую личность. Но воспитание куль­турного человека представляет собой формирование не только гуманного, уважительного отношения к другим. Это еще и раз­витие самоуважения, поскольку уважающий себя человек не по­зволит себе быть грубым, неряшливо одетым, смеяться над ка­лекой.

В формировании культуры поведе­ния решающую роль играет нравственная мотивация поступка, действия, отношения, осознание правил культурного поведения, а также упражнение детей в правильных формах поведения: ор­ганизация такой практической деятельности, которая была бы нравственно ценной по своему содержанию и культурной по форме.

При формирования культуры речевого общения необходимо научить ребенка «овладеть языком чувств», «волшебными словами» и комплиментами.

 

С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту. В успешном решении этой задачи значительная роль отводится педагогу. Приветливый тон, мажорный настрой, сдержанность, дружеские, товарищеские отношения с детьми, простота в общении, душевность, готовность прийти на помощь – всеми этими качествами должен быть наделен человек, воспитывающий детей.

Многие родители считали: дети еще маленькие, вырастут – поумнеют, что ребенка воспитываем до пяти лет, а после – перевоспитываем.

Методы и приемы, используемые в работе: во-первых, личный пример. Не нужно дожидаться, когда ребенок поздоровается, первому нужно здороваться взрослому. Чтобы проверить, насколько этот навык закрепился, иногда делать вид, что не видишь входящего ребенка.

Воспитатели много раз говорят детям: кто-то вошел в группу, нужно пригласить гостя, предложить стул и так далее, упражнять детей в выполнении некоторых правил. Например: специально пригласить кого-нибудь зайти в группу и вначале напомнить ребятам: «что нужно сказать?» показывать, как предложить войти, как подать стул, помогают в выполнении различных правил поведения игрушки-гости (мишки, куклы, Петрушка).

Чтобы дети поняли, почему нужно выполнять правила поведения, нужно обратиться к наглядным действиям. Например: предложить некоторым ребятам всем вместе войти в двери. После этого показать, как нужно правильно входить, пропуская друг друга. Нужна постоянная проверка, как дети усвоили те или иные правила.

Очень важной задачей является воспитание уважения к окружающим взрослым (родителям, педагогам, няням). Обязательно готовить подарки к праздникам родителям. Очень хорошее качество – умение ценить и уважать труд другого. Мы стараемся привить его детям.

Самым трудным в своей работе считают воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелание уступить место, принять игру сверстника. Практика показывает, что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая, мы растим детей неискренними.

Можно ли обойтись без наказаний? Можно, если велика сила слова и сила примера. Хороший пример – серьезный помощник в воспитании. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Вывод: надо воспитывать собственной воспитанностью. Большое внимание уделять показу образцов культурного поведения в различных ситуациях.

Очень важно вовремя показать или объяснить ребенку способ правильного поведения. Объяснить детям, что если немного подумать, то можно обойтись без конфликта.

При чтении художественных произведений обязательно обращала внимание детей на отношение автора к драчунам, грубиянам и т.д. (В.Маяковский: «Что такое хорошо и что такое плохо?»).

Особенно заметны отношения между детьми в играх. Как уродливо проявляется в игре детей та взрослая жизнь, которую они копируют.

 

 

Методика работы.

1 младшая группа – формирование предпосылок нравственного поведения и КГН в процессе непосредственного общения воспитателя с детьми.

КГН Условия:

- членить действия на несколько операций;

- сначала должен сложиться образ действий;

- неоднократные действия в виде игры;

- не торопить детей;

- предупредительное поощрение;

- использование игр (с куклой, с водой);

- сначала общая положительная оценка, затем самостоятельное выполнение действия, затем положительная оценка уже качества действия.

Воспитание культуры общения:

- использование различных жизненных ситуаций;

- поощрение положительных, эмоциональных и доброжелательных отношений со сверстниками;

- ситуации для выявления уровня нравственного развития, так и для формирования опыта доброжелательных проявлений.

Воспитание культуры трудовой деятельности:

- начинается выработка интеллектуального эмоционального отношения детей к конкретным правилам общественного поведения;

- игровые приемы;

- коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

Средняя группа.

Воспитание культуры общения:

- пробуждать доброжелательность, отзывчивость к сверстникам;

-подсказывать возможные добрые дела и поступки по отношению к товарищам;

-поощрять новеньких.

Воспитание культуры трудовой деятельности (игры-упражнения)

- использование репродукций, картин, фото, рисунков и др.

Старшая группа.

Воспитание культуры общения.

- тематические встречи;

- художественная литература;

- встречи со старшими детьми. Игра «Школа вежливости».

Подготовительная группа.

- закрепление, углубление, расширение опыта.

Те же методы + пословицы, поговорки, поручения. Постоянно вести записи наблюдений за поступками детей. Беседы-миниатюры, рассказы, миниатюры.

Критерии оценки навыков культуры поведения.

- руководствуются ли дети на практике усвоенными способами действий, навыками;

- проявляют ли они интерес к действиям, характеризующим культуру поведения, испытывают ли потребность в них;

- проявляют ли они неправильные, некультурные формы поведения во взаимоотношениях друг с другом;

- как относятся к отрицательным проявлениям в поведении других детей;

- прослеживается ли взаимосвязь внешних форм культурного поведения с внутренними качествами личности ребенка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сварожий Круг | Рекомендуемые учебники и учебные пособия. Вступление. Рекомендуемые учебники и учебные пособия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.