Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка силы мышц в баллах




XI

Часть I

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИСОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕАБИЛИТАЦИИ

Глава 1

1.1. Медико-социальное направление реабилитации

Изменение социально-демографической структуры населения в сторону его постарения, более успешная терапия острых заболеваний с уменьшением летальности способствовали уве­личению числа больных, нуждающихся в реабилитационном лечении. В настоящее время особое внимание уделяется вопросу более широкого применения методов восстановительного лечения путем организации соответствующих отделений при крупных поликлиниках, больницах, а также самостоятельных больниц восстановительного лечения.

После второй мировой войны во многих странах остро встала проблема социально-трудового восстановления инвалидов войны. Она потребовала решения, помимо медицинских, ряда пси­хологических, социальных и других задач, выходящих за рамки укоренившегося понимания восстановительного лечения только как узко лечебной проблемы. На смену термину «восстано­вительное лечение» приходит термин «реабилитация». Нередко, однако, при этом отмечается «перегиб» в сторону реаби­литационной терминологии: определением «реабилитация», «реабилитационное лечение» пользуются при обозначении традиционных методов медикаментозного и физиотера­певтического лечения.

В настоящее время реабилитация заняла прочное место среди ведущих медико-социальных проблем и широко разрабатывается во всем мире. Вместе с тем, учитывая неоднозначные трактовки понятия реабилитации в медицинской литературе, необходимо подробнее остановиться на современном состоянии вопроса.

Реабилитационное направление в медицине определяет


методологически новый подход к восстановительному лечению больных и инвалидов. Лечение различных заболеваний, восстановление функции отдельных органов являются звеньями в сложной системе мероприятий, которые в первую очередь предусматривают лечебное воздействие на больного человека с индивидуальными личностными особенностями, занимающего определенное место в обществе, семье, трудовом коллективе.

Реабилитация — это динамическая система взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных компонентов (в виде тех или иных воздействий и мероприятий), направлен­ных не только на восстановление и сохранение здоровья, но и на возможно более полное восстановление (сохранение) личности и социального статуса больного или инвалида.

Заболевание (инвалидность) изменяет социальное положение больного и выдвигает перед ним новые проблемы (при­способление к дефекту, изменение профессии и др.). Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для больного, и содействие в их преодолении является одной из важных задач реабилитационной медицины, требующей активного участия как медицинских работников, психологов, т ак и органов социального обеспечения и других государственных глужб.

Медико-социальное направление реабилитации предполагает сохранение и укрепление здоровья как отдельного индивидуума, так и всего населения. Поэтому в системе реабилитационных мероприятий необходимо учитывать два этапа: I — профи­лактический, способствующий сохранению активной трудо-способности и предупреждающий развитие заболевания; II — заключительный (завершающий) — возвращение ранее нетрудоспособных людей к полноценной общественно-трудовой и личной жизни. Следовательно, реабилитацию на I этапе целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с первичной профилактикой — основным направлением медицины.

В современном понимании проблемы реабилитации выходят за рамки медико-биологического направления, объединяя медико-психологические, медико-социальные и другие аспекты.)то определяет многоплановость подхода к содержанию и формам реабилитационных мероприятий. Сформулированы основные принципы реабилитации, которые наряду с их теоретическим значением являются практическим ориентиром для составления конкретных реабилитационных программ.

Принцип партнерства. Предусматривается сотруд­ничество пациента и врача при руководящей и направляющей роли последнего. Соблюдение этого условия позволяет осу-


ществлять целенаправленную психологическую подготовку к восстановительному лечению, успех которого в значительной мере зависит от активности самого больного.

Принцип разносторонности усилий. Осуществ­ляется учет всех направлений реабилитации для каждого больного. Его основу составляет реализация медико-педагогических и лечебно-восстановительных задач при условии перестройки отношений личности больного в нужном для реабилитационных целей направлении.

Принцип единства психосоциальных и биоло­гических методов воздействия. Предполагается комплексность применения лечебно-восстановительных мероприятий. При этом обеспечивается патогенетическое воздействие не только на дефектную функцию, но и на лежащий в ее основе патологический процесс, а также на личность больного с целью мобилизации ее ресурсов для коррекции патологических реакций и вторичных нервно-психических нарушений. Понимание патофизиологической сущности болезни позволяет оказывать регулирующее влияние на процессы восстановления, адаптации и компенсации.

Принцип ступенчатости (переходности) воз­действий основан на поэтапном назначении восстанови­тельных мероприятий с учетом динамики функционального состояния больного.

В процессе реабилитации выделяют 3 основных этапа: I — восстановительная терапия, II — реадаптация, III — реабилитация (в прямом смысле этого слова).

Основными задачами I этапа являются психологическая и физиологическая подготовка больного к началу активного лечения и проведение мероприятий, предупреждающих развитие дефекта функций, инвалидизации, а также устраняющих или уменьшающих эти явления. Задачи II этапа — приспособление больного к условиям внешней среды; этот этап характеризуется наращиванием объема всех восстановительных мероприятий, увеличением удельного веса психосоциальных воздействий. Задачи III этапа — бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и, по возможности, первоначального (до болезни) трудового статуса. В реабилитационных программах на всех этапах предусматриваются обращение к личности больного, сочетание биологических и психосоциальных форм лечебного воздействия.

По мере развития и становления реабилитационного направления личностный аспект получает все более отчетливую акцентуацию. Апелляция к личности начинает занимать важное место в реабилитационных программах в кардиологии,


онкологии, неврологии, травматологии, ортопедии и др. (за исключением психоневрологии).

Различают три уровня реабилитации. Наиболее высоким является первый — уровень восстановления, при котором нарушенная функция возвращается или приближается к исходному состоянию. Второй уровень — компенсация, основанная на функциональной перестройке сохранных образований и систем мозга, направленной на восстановление нарушенной функции. Эти уровни относятся к медицинской реабилитации.

Третий уровень — реадаптация, приспособление к дефек­ту — отмечается, например, при значительных повреждениях мозга, исключающих возможность компенсации. Задачи реаби­литационных мероприятий на этом уровне ограничиваются мера­ми социального приспособления.

Соответственно с предлагаемой классификацией уровней реабилитации среди методов восстановительного лечения различают методы, воздействующие на нарушенную функцию, т.е. применяемые при медицинской реабилитации, и методы, влияющие на взаимоотношения больного с окружающей средой, или применяемые для социальной реабилитации.

Последовательное развитие реабилитационного направления в медицине с возрастающей ролью психосоциальных методов воздействия и их тесной взаимосвязью с биологическими обусловливает постепенное стирание жесткой грани между медицинской и социальной реабилитацией больных.

1.2. Роль и место лечебной физической культуры в системе медицинской реабилитации

Основными задачами медицинской реабилитации являются ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации. Невозможно обеспечить функциональное восстановление, если не учитывать естест­венного стремления организма к движению (кинезофилия). Поэтому ЛФК должна стать главным звеном медицинской реабилитации больных.

В процессе реабилитационного лечения средства ЛФК используются в трех направлениях — в восстановительной, поддерживающей и профилактической терапии, причем главным направлением является восстановительное лечение, отражающее задачи медицинской реабилитации. Как метод поддерживающей терапии ЛФК применяется в тех случаях, когда достигнут так называемый предельный успех в восстановительном лечении, а


патологические изменения приобрели относительную ста­бильность. Чаще всего это имеет место на завершающем этапе медицинской реабилитации. ЛФК как метод профилактичес­кой терапии рассматривается в качестве неспецифического предупреждения осложнений, обусловленных малоподвижным или резко ограниченным двигательным режимом, а также сдерживания развития возможных отклонений в системах организма [Каптелин А.Ф., 1995].

Сущность метода ЛФК состоит в том, что он биологичен и адекватен для больного человека. Его характерной особенностью является применение физических упражнений, т.е. создание условий для активного участия больного в лечебно-восста­новительном процессе на всех этапах медицинской реаби­литации.

Биологической основой ЛФК является движение — важнейший естественно-биологический стимулятор организма, который стал первейшей потребностью современного человека.

Социальное значение ЛФК обусловлено ее влиянием на здоровье человека. Социальное и биологическое в ЛФК рассматриваются в интегральном единстве. Физиологическая основа ЛФК состоит в медицинской реабилитации, рассмат­ривающей влияние физических упражнений на функциональное состояние организма человека в норме и при патологии.

Характерной чертой ЛФК является не только восстановление пораженной системы, но и оздоровление всего организма больного, что имеет важное значение в построении реаби­литационного процесса [Журавлева А.И., 1995; Каптелин А.Ф., 1995; Чоговадзе А.В., 1995, и др.].

Основные и наиболее общие принципы применения ЛФК как метода медицинской реабилитации в клинической практике:

• целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая
конкретным функциональным дефицитом в двигательной,
чувствительной, вегетативно-трофической сфере, сер­
дечно-сосудистой и дыхательной деятельности;

• дифференцированность методик ЛФК в зависимости от
типологии функционального дефицита, а также от степени
его выраженности;

• адекватность нагрузки ЛФК индивидуальным возмож­
ностям больного, оцениваемым по общему состоянию, сос­
тоянию кардиореспираторной и локомоторной систем и
по резервным возможностям дефицитарной функцио­
нальной системы на конкретном этапе заболевания, с
целью достижения тренирующего эффекта;

• своевременность применения методик ЛФК на раннем
этапе заболевания или послеоперационного периода с


целью максимально возможного использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также для наиболее эффективного и быстрого развития при­способления при невозможности полного восстановления функционального дефицита;

• последовательная стимуляция активных воздействий путем
расширения средств ЛФК, возрастания тренировочных
нагрузок и тренирующего воздействия на определенные
функции и на весь организм больного;

• функционально оправданная комбинированность при­
менения различных средств ЛФК в зависимости от периода
заболевания, функционального дефицита, степени его
выраженности, прогноза восстановления функций и
присоединения осложнений (контрактуры, синкинезии,
боли, трофические нарушения и др.), а также этапа
реабилитации пациента;

• комплексность применения методик ЛФК (в сочетании с
другими методами — медикаментозной терапией, фи-
зиобальнео- и иглорефлексотерапией, гипербарической
оксигенацией, аппаратолечением, ортопедическими
мероприятиями и др.).

Перечисленные принципы применения средств ЛФК являются обязательными как при построении лечебного комплекса на конкретный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы одноплановых больных [Найдин В.Л., 1990; Журавлева А.И., 1996].

1.3. Система поэтапной реабилитации больных

Системный подход, характеризующий отечественное здравоохранение, относится и к организации реабилитационной помощи. В настоящее время уже можно говорить о сложившейся системе реабилитации больных с широким диапазоном точек ее приложения. Эта система включает мероприятия по предупреждению развития различных нарушений, вторичную профилактику заболеваний у больных с начальными про­явлениями сердечно-сосудистой и цереброваскулярной не­достаточности, лечение в острый период, восстановительное лечение и социально-трудовую реабилитацию больных. В качестве методической основы организации лечебного процесса пред­ставляется оправданным принятие концепции М.М.Кабанова (1978), динамически объединяющей медицинскую, социальную и психологическую модели реабилитации.


Система представлена тесно взаимосвязанными этапами, на каждом из которых решаются самостоятельные задачи. В рамках системы независимо от формы и стадии основного поражения осуществляется синтез профилактических и лечебно-вос­становительных мероприятий, которые для обеспечения большей эффективности наряду с биологическими должны включать и широкий круг психосоциальных воздействий. Лечебные программы наряду с активным лечением патологического процесса предполагают предупреждение осложнений и рецидивов заболевания, повышение компенсаторных воз­можностей целостного организма и устойчивости механиз­мов адаптации. Указанные подходы, общие для всех больных с различными повреждениями и заболеваниями, дифферен­цируются применительно к различным клиническим груп­пам.

Первый этап данной системы — диспансерный. На этом этапе решаются вопросы своевременного выявления и диагностики заболеваний, назначается патогенетическая терапия, выбор форм и методов которой определяется характером и кли­ническими проявлениями заболевания с учетом результатов дополнительных исследований.

Важным направлением в современной диспансеризации является переориентация диспансерного наблюдения на профилактический аспект. Наиболее эффективной орга­низационной формой при этом следует считать принцип такого распределения по группам наблюдения, который наряду с нозологической принадлежностью заболевания учитывает его стадию, характер течения, уровень трудоспособности. Система диспансеризации должна обеспечивать динамический характер наблюдений.

Второй этап — лечебный. Многообразие факторов, опре­деляющих патогенез начальных форм заболевания, и пестрая картина клинических проявлений не позволяют ограничить лечение каким-либо одним видом терапии. Важное значение имеет взаимодействие лечебных и профилактических меро­приятий (схема 1.1).

Оптимальными следует считать комплексные лечебные программы, объединяющие следующие компоненты: психо­терапию, диетотерапию, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию, акупунктуру, лекарственную терапию, аде­кватное трудоустройство, рекомендации по организации режима труда и отдыха. Выбор лечебных воздействий и их сочетаний должен быть дифференцированным, учитывать патогенети­ческие, клинические особенности, стадию заболевания и лич­ностную характеристику больного.


Схема 1.1 РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЛЕЧЕБНОГО ЭТАПА

В условиях стационарного лечения восстановительная терапия проводится следующим образом.

Первый период — интенсивная терапия — включает комплекс лечебных воздействий, направленных на норма­лизацию деятельности функций жизненно важных систем (сер­дечно-сосудистой, дыхательной), ликвидацию отека мозга, кор­рекцию метаболических расстройств (недифференцированная терапия) и дифференцированное лекарственное лечение заболевания. При показаниях проводят оперативное вмеша­тельство.

В комплекс мероприятий входят: а) лечение положением (при определенных показаниях); б) дыхательные упражнения динамического и статического характера; в) пассивные и активные упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов; использование приемов по борьбе с синкинезиями, снижению патологического мышечного тонуса; точечный и лечебный массаж. Следующий этап — обучение правильной ходьбе и навыкам самообслуживания.

Во втором периоде решаются задачи психологической, моторной и социальной активации больных, а также опре­деляется дальнейший реабилитационный маршрут больного. Лица с развившимися двигательными дефектами переводятся в специальную реабилитационную палату для проведения комп-


лекса восстановительных мероприятий. Лечебные програм­мы дифференцируются с учетом клинического диагноза, соматического отягощения, характера и степени развившегося дефекта функции, уровня допустимых нагрузок.

В режиме дня предусматриваются многократные занятия физическими упражнениями: утренняя гимнастика, ЛГ, самостоятельное выполнение больным упражнений. По мере увеличения его физической активности в комплекс занятий добавляются тренировка навыков самообслуживания и элементы трудовой терапии.

В отделении проводятся лекарственные блокады спастичных мышц, используется точечный массаж, применяются методы функционального биоуправления с внешними обратными связями, электростимуляция. Иллюстрацией служит следующая программа восстановительного лечения больных.

Программа реабилитации больных в раннем восстановительном периоде инсульта в неврологическом отделении городской больницы

I период

Лечение в палате для больных в Комплексное дифференцированное остром периоде (или в палате лечение острого инсульта интенсивной терапии)

ЛФК (1-й и 2-й режимы) Массаж

Лечение положением

Создание психотерапевтической среды в палате

II период

Восстановительное лечение в ЛФК
реабилитационной палате Физиотерапия: массаж лечебный и

точечный. Электростимуляция. Маг-

нитотерапия

Трудотерапия: обучение навыкам самообслуживания, работы на учеб­но-тренировочных стендах и трудо­вых тренажерах

Психотерапия: индивидуальная, групповая, семейная, аутогенная тренировка

Адаптивная тренировка Иглорефлексотерапия Логопедические занятия

Третий период — реабилитационный. Его задачи:


закрепление проведенного лечебного курса, повышение адап­тации больных к трудовым нагрузкам и социальной среде, осуществление профилактических мероприятий с целью повы­шения защитных сил организма (закаливание, физические тренировки). На этом этапе осуществляется санаторно-курортный отбор. Основу санаторного лечения составляют нелекарственные методы (ЛФК, массаж, дозированная ходьба, физио- и баль­неотерапия), повышающие восстановительно-компенсаторные возможности организма больного.

Такая организация лечебного процесса в реабилитацион­ных отделениях (центрах) позволяет не только применять отдельные восстановительные методы, но и реализовывать достаточно полный комплекс специальных реабилитационных мероприятий.

1.4. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий (бытового характера)

Кабинет бытовой реабилитации необходимо оснащать с учетом решаемых задач. В нем должно быть все необходимое, чем пользуются в домашних условиях: наборы столовых предметов (тарелки, ложки, вилки, ножи, стаканы, чайники, графины, кастрюли, сковороды), бытовые (перчатки, пуговицы, ремни, иглы, щетки, телефоны, будильник), хозяйственные, при­кладные предметы (конструктор, счеты, пластилин, пишущая машинка, пианино и т.п.), а также предметы личной гигиены (расческа, мыло, зубная щетка, мочалка, полотенце). Кроме того, нужно иметь специальные аппараты, учебно-трениро­вочные стенды.

Время, затраченное человеком на выполнение любой операции, нетрудно определить и использовать как оптимальную величину, к которой должен стремиться больной.

Больной привлекается к полному или частичному само­обслуживанию (застилает постель, наводит порядок в тумбочке, участвует в раздаче пищи, самостоятельно производит утренний или вечерний туалет и т.п.). Все это он делает систематически, под контролем медицинской сестры, которая следит за состоянием, настроением больного, качеством выполняемой работы.

Для контроля за ходом восстановления навыков само­обслуживания целесообразно оценивать их в баллах (Т.Д.Де-миденко).


Оценка самообслуживания в баллах

Баллы Состояние функций

0 — больной в вынужденном положении, совершенно не может себя

обслуживать, нуждается в постоянном уходе.

1 — больной может передвигаться с помощью ортопедических

приспособлений, преимущественно в помещении, обслуживает себя частично с помощью здоровой конечности, нуждается в постоянном уходе.

2 — больной может самостоятельно передвигаться, используя ор-

топедические приспособления, и выполнять основные операции по самообслуживанию с помощью не только здоровой, но и больной конечности. Частично нуждается в постороннем уходе.

3 — больной передвигается самостоятельно, быстро утомляется,

использует ортопедические приспособления, возможен уме­ренный болевой синдром. Самообслуживание почти полное. Активные функции больной конечности в ограниченном объеме.

4 — больной передвигается без ортопедических приспособлений.

Самообслуживание полное, но в несколько замедленном темпе.

5 — полное восстановление всех нарушенных функций и устранение

имеющихся расстройств, возвращение к прежнему труду.

Для облегчения контроля за восстановлением функций у больных целесообразно оценивать в баллах амплитуду движений в суставах пораженных конечностей (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Оценка амплитуды движений (в градусах) в баллах

 

 

 

Суставы Виды движений Баллы
         
Плечевой Отведение Сгибание Разгибание Ротация 18—20 18—20 4—5 18—20 45 45 10 45 90 90 20 90 135 135 30 135 180 180 40 180
Локтевой Сгибание — разгибание 16—20        
Лучезапястный Сгибание — разгибание Ротация предплечья 16—20 18—20 40 45 80 90 120 135 160 180
Тазобедренный Сгибание Отведение Ротация* 12—20 4—5 10 30 10 25 60 20 45 90 30 70—75 120 40 95

Продолжение табл. 1.1

 

 

 

Суставы Виды движений Баллы
         
Коленный Голеностопный Сгибание — разгибание Сгибание — разгибание** 18—20 6—10 30—35 15   95 45 130 60

* В норме: наружная ротация — до 40°, внутренняя ротация — до 45°. ** В норме: разгибание — до 75", сгибание — до 135°.

Приводим также шкалы оценки тонуса и силы мышц конечностей в баллах.

Оценка тонуса мышц в баллах

Баллы Тонус мышц

0 — динамическая контрактура (сопротивление мышц-антагонистов

настолько велико, что исследующему не удается изменить положение сегмента конечности).

1 — резкое повышение тонуса мышц (прилагая максимальное усилие,

исследующий добивается пассивного движения лишь в незна­чительном объеме).

2 — значительное повышение тонуса мышц (прилагая большое

усилие, удается достичь лишь не более половины нормального объема пассивного движения в данном суставе).

3 — умеренная мышечная гипертония (сопротивление мышц-ан-

тагонистов позволяет осуществить лишь около 75 % полного объема данного пассивного движения в норме).

4 — небольшое увеличение сопротивления пассивному движению по

сравнению с нормой и сопротивлением аналогичному движению противоположной конечности того же больного. Пассивные движения возможны в полном объеме.

5 — нормальное сопротивление мышц при пассивном движении;

отсутствие разболтанности сустава.

Баллы Функция мышц

0 — активные движения отсутствуют.

1 — активные движения отсутствуют, рука исследующего ощущает

напряжение мышц.

2 — активные движения возможны с помощью исследующего или в

облегченном исходном положении.

3 — самостоятельные активные движения, однако больной не может

преодолеть даже небольшое сопротивление исследующего.

4 — самостоятельные активные движения с преодолением неболь-

шого сопротивления исследующего.

5 — сила мышц поврежденной конечности равна силе мышц здоровой

конечности.


Глава 2

ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Общая характеристика метода лечебной физической культуры

Лечебная физкультура — метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений и последствий патоло­гического процесса.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом, поскольку формирует у больного сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями, прививает ему гигиенические навыки, пред­усматривает участие его в регулировании не только общего режима жизни, но и «режима движений», воспитывает пра­вильное отношение к закаливанию организма естественными факторами природы.

Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями функционального состояния его организма. Этим определяется различие применяемых средств, формы методов в практике ЛФК.

ЛФК — естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к главной биологической функции орга­низма — мышечному движению. Движение стимулирует про­цессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.

ЛФКметод неспецифической терапии, в котором физические упражнения выполняют роль неспецифических раздражителей. В связи с активацией нейрогуморальных механизмов регуляции физиологических функций ЛФК оказывает системное воздействие на организм больного. Вместе с тем различные физические упражнения избирательно влияют на функции организма, что необходимо иметь в виду при анализе патологических проявлений в отдельных системах и органах.

ЛФКметод патогенетической терапии. Систематическое 26


применение физических упражнений влияет на реактивность организма, изменяя ее общие и местные проявления.

ЛФКметод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм больного к возрастающим физическим нагрузкам, в конечном итоге приводя к развитию функциональной адаптации больного.

ЛФКметод поддерживающей терапии. Применяется обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также в пожилом возрасте.

ЛФК— метод восстановительной терапии. При осуществлении комплексного лечения больных ЛФК успешно сочетают с медикаментозной терапией и с различными физическими методами лечения.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки больных физическими упражнениями, пронизывающей весь ход лечения и способствующей тера­певтическому эффекту. В ЛФК различают общую и специальную тренировку. Общая тренировка способствует оздоровлению, укреплению и развитию организма больного; она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.

Специальная тренировка ставит цель развития функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При этом используют различные виды физических упражнений, непосредственно воздействующие на область травмы или корригирующие функциональные расстройства (например, дыхательные упражнения при плевральных сращениях, упражнения для суставов при полиартритах и т.п.).

2.2. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений

Теория моторно-висцеральных рефлексов, на которой бази­руются современные представления об изменении функции пнутренних органов под влиянием физических упражнений, является творческим развитием идей нервизма И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского и А.А.Ухтомского. Основное ее положение заключается в том, что проприоцептивная афферен-тация двигательного анализатора выраженно и закономерно влияет на функцию внутренних органов. Иными словами, проприоцепция через посредство ЦНС адаптирует вегетативную сферу к потребностям скелетной мускулатуры.

Широкий диапазон применения физических упражнений определяется огромным значением опорно-двигательного


аппарата во всей деятельности человека. Двигательный ана­лизатор связан с высшими вегетативными центрами посредством разнообразных путей и уровней нервной системы (пирамидные, экстрапирамидные пути, ретикулярная формация — сетчатое образование и др.).

Выключение этих связей — функциональное или морфо­логическое — приводит к нарушению моторно-висцеральных соотношений и возникновению патологии как в моторной, так и в вегетативной сфере организма.

В основе терапевтического действия физических упражнений лежит процесс тренировки. Тренировка совершенствует регулирующее и координирующее влияние ЦНС на функции различных органов и систем организма.

Результатом тренировки являются повышение функцио­нальной способности всего организма и усиление взаимо­действия отдельных его органов и систем (схема 2.1).

Высокая пластичность ЦНС позволяет в результате систе­матических занятий физическими упражнениями выработать новые функциональные системы, обеспечивающие точность и координацию ответных реакций организма, а также значи­тельную их экономизацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.