КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции спроса и предложения: понятие, сущность, факторы их определяющие. Цена равновесия. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу
Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно "желание купить" отличает спрос от простого "хотенья" заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось ≈ настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголять соседа. Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то согласие уплатить за него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать "в обмен" на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров. Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений. Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. В общем виде функция спроса может быть представлена так: Qd=f(T,P…)
где Qd≈ объем спроса на i-тый товар (i = 1,2,..., k); Т ≈ вкусы и предпочтения; P1,...,Pk ≈ цены всех товаров, включая i-тый; I ≈ денежный доход. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара (Pi), положить неизменными, то от функции (2.1) можно перейти к функции спроса от цены, характеризующей зависимость спроса на г'-тый товар лишь от его собственной цены: Qd=f(P)/ Закон спроса-при прочих равных условиях будет куплено тем больше кол-ва товаров, чем ниже их рын. Цена (обрат. Зависим). Искл. В случаях: 1. При ажиотаж. Спросе в ожидании повыш. Цен;2. При покупке редких и дорогост. Товаров;3. При переключ. Спроса на более качеств. Твовары., товары Гиффена (товары первой необх.). Два понятия: изм. объема спроса- это изм. Кол-ва покупаемого товара под возд. Изм. Цены, т.е. движение вдоль линии кривой спроса.; изм. спроса, оно объясн. Действием неценовых факторов и граф. Кривая спроса либо вправоили влево. Неценовые факторы: вкусы и предпочт (Z)., кол-во покупателей (M), цены на другие товары P(заменит. Или замещ), величина дохода покупатY., ожидания потреб, включ. Инфл W?R.,? те Qd=f(P,Z,M,Pa…Pn,Y,W,R) Функция предложения выражает зависимость между количеством предлагаемого блага и факторами, определяющими это количество. Закон предлож.- объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше чем выше цена на товар (прямая завис.)Один из важнейших факторов – цена. Зависимость между ценой блага и максимальным объемом его предложения при прочих неизменных условиях называется функцией предложения по цене. Ее общий алгебраический вид Qs = f(P). Неценовые факторы (сдвиг. Линию предлож)-издержки пр-ва (А), уровень технологии (В), цены на др. товары (С), налоги и субсидии (Д), ожидания производ, в тч и инфляц (У), т.о. Qs=f (АВСДЕ) Точка пересечения линии спроса и предложения называется равновесие рынка и характеризуется равновесным Q и равновесной P. Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво. Равновесная цена — цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Существует два подхода к исследовании установления равновес. Цены (по Вальрасу и по Маршалу). Главное в подходе Вальр. Явл-ся разница в объемах спроса и предложения. Если рыноч. Цена Р1<Pe, то величина Qd1>Qs1 и на рынке формируется избыток спроса, т.е. дефицит. Если P2>Pe – Qd2<Qds, и на рынке формируется избыток. По Вальр. При Р1-конкуренция покупателей, а при Р2 – производителей.при избытке возникает конкуренция между продавцами.
Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню Р0. Следовательно, по Вальрасу комбинация Р0, Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие. Главное в подходе А. Маршалла явл-ся разность в ценах. Он исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) объема предложения. Увел. (сокращ) объема предлож. Уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.
Если цена возрастет до Рг, то объем спроса сократится до Ql. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P1. Поскольку цена спроса (Р1) превышает цену предложения (Р2), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели. Два рассмотренных варианта диагностики устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного наклона кривой спроса. Когда кривые спроса и предложения не соответствуют своим «нормальным» положениям, тогда оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и по Маршаллу не совпадают. Расхождения между Л. Вальрасом и А. Маршаллом при описании механизма функционирования рынка проистекают из того, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а по мнению второго, цены недостаточно гибки, и в результате при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на эту диспропорцию, чем цены. Поэтому интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу – условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |