Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая дискриминация: сущность, условия осуществления, виды, значение для производителя и потребителя




 

Ценовая дискриминация — продажа отдельных единиц товара (услу­ги), произведенных с одинаковыми затратами, по различным ценам раз­личным покупателям.Различия в цене отражают в этом случае не столько какие-либо раз­личия в качестве или издержках производства товара для покупателей, сколько способность монополии произвольно устанавливать цены.

Условия ЦД: наличие рыночной власти, исключ. Перепродажи товаров, наличие механизма разделения покупателей.

В зависимости от способа осуществления ценовой дискриминации ее делят на три категории (степени).

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация)— продажа каждой единицы товара по своей цене, рав­ной цене спроса на нее, ведущая к изъятию монополистом всего излиш­ка покупателя. При этом Qd= MR. В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуще­ствима. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с за­казчиками.

Ценовая дискриминация второй степени — продажа различных объе­мов товаров (услуг) по разным ценам, так что цена единицы товара (ус­луги) дифференцируется в зависимости от величины партии. К цено­вой дискриминации второй степени относится также применение кумулятивных скидок или скидок в зависимости от времени реализа­ции товара (услуги).

Ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка) — продажа единицы товара (услуги) по разным ценам на различных сег­ментах рынка.

Сегментация или разделение рынка на отдельные подгруппы покупа­телей, каждая со своими особыми характеристиками спроса, позволяет фирмам проводить стратегию дифференциации продукта чтобы удов­летворить потребности различных групп покупателей, увеличивая воз­можности сбыта своей продукции.

В этом случае предельный доход на каждом сегменте рынка одинаков и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затра­там на весь объем выпуска: MR(QA) = MR(QB) = MRE = MC

ЦД 1ой степени (кривая спроса становится для продавца кривой предельного дохода). В этом случае объем выпуска монополии, как и фирм на рынке СК, опр. (.) пересечения кривой MC с кривой отраслевого спроса. Заштрих. треуг-к – Пр монополии.

ЦД 2ой степени (по разным ценам монополист может продавать не кажд. ед. продукции, а опред. ее порции). Правило проведения ЦД 2ой степ. вывел Г. Штакельберг: MR1 = P2, MR2 = P3,..., MRn = MC.

В реал. эк-ке чаще всего встречается ЦД 3ей степени (Условия для ее проведения возникают тогда, когда потр-ли опр-го блага разделены на группы, различающиеся эласт-ю спроса по цене). В этом случае отраслевой спрос представлен не одной, а несколькими кривыми спроса. Общая прибыль от продажи продукции на n сегментах рынка по разным ценам: = P1q1 + P2q2 +... + Pnqn - TC(Q), усл-ем ее макс-ции явл. след. система уравнений: MR1 = MR2 =... = MRn = MC =>на кажд. из сегментов рынка нужно устан-ть цену, чтобы MR на всех сегментах была одинаковой и равнялась MC общего выпуска.

За счет ЦД монополия может ↑ть Пр.

ЦД 1 и 2 степеней ↑т общественное благосостояние, т.к. она сопровождается ↑ем выпуска продукции и >ее полным удовл-ем рыночного спроса. Возд-е ЦД 3ей степени на обществ. благосост-е неоднозначно. Если в рез-те ее осущ-я отраслевой рынок приобретает доп. сегмент пок-лей, т.е. товар будут покупать потр-ли, для кот. единая монопольная цена была слишком высокой, то последствия станут такими же, как при ценовой дискриминации первой и второй степеней.

Когда по единой цене товар доступен пок-лям с различной эласт-тью спроса, а монополия устанавливает дифференцированные по сегментам рынка цены в целях макс-ции Пр, тогда рост последней сопровождается ↓ем обществ. благосост-я -> ↓ся объем продаж пок-лям с неэласт. спросом (крутая линия спроса) и ↑ся продажи пок-лям с эластичным спросом (пологая линия спроса). В рез-те ↓я потреб-х излишков у пок-лей с неэласт. спросом превышает рост потребительских излишков у пок-лей с эласт.спросом.

Сегментация или разделение рынка на отдельные подгруппы покупателей, каждая со своими особыми характеристиками спроса, позволяет фирмам проводить стратегию дифференциации продукта, чтобы удовлетворить потребности различных групп покупателей, увеличивая возможности сбыта своей продукции.

В этом случае предельный доход на каждом сегменте рынка I одинаков и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затратам на весь объем выпуска:

MR(Qa) = MR (Qb) = MRå = МС.

Поскольку MR = P(1+1/e)

Pa(1+1/ea)=Pb(1+1/eb)

Очевидно, что при одинаковой эластичности спроса ценовая дискриминация невозможна. Если же эластичность спроса на разных рынках различна, то там, где она больше, цена - ниже.

Последствия ЦД:1 распределение доходов в пользу продавца – цд 1 и2 ст. сокращает избыточные мощности, что повышает эконом. Эффективность, а цд 3 ст. приводит к росту избытка мощностей и сле-но к снижению экон. Эффект., 2. Несист. Цд обостряет конкуренцию, сист. Ослабляет конкуренц., 3. Путем сегмент. Рынка товар доступен боьшему числу потребителя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.