КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические сведения. Лабораторная работа № 1 Предпроектное обследование организации
Лабораторная работа № 1 Предпроектное обследование организации. Изучение, анализ и моделирование деятельности заказчика
Цель работы: знакомство с этапами и задачами проведения предпроектного обследования организации. Получение навыков работы при подготовке Отчета об обследовании организации, а также при сборе информации для разработки её бизнес-модели.
Согласно современной методологии, создание информационной системы (ИС) представляет собой процесс построения и последователь-ного преобразования ряда согласованных моделей на всех этапах жизненного цикла: анализ деятельности и формирование требований к системе, проектирование, реализация, тестирование, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение. Каждый из этапов заканчивается выпуском конкретного продукта: моделей, программных продуктов, документации и пр. Начальным этапом создания системы всегда является изучение, анализ и моделирование деятельности заказчика. Обследование - это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей в ней системы обработки информации. Проведение предпроектного обследования предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями, при этом основной задачей взаимодействия является получение полного и однозначного понимания требований заказчика. Проведение предпроектного обследования позволяет решить следующие задачи: - предварительное выявление требований к будущей системе; - определение структуры организации; - выявление инструктивно-методических и директивных материалов; - определение перечня целевых функций организации и основных задач подразделений; - анализ распределения функций по подразделениям и между сотрудниками; - выявление функциональных взаимодействий между подразделениями, информационных потоков внутри подразделений и между ними, внешних информационных воздействий; - выявление собираемой и регистрируемой информации; - выявление отчетной документации; - доступ к конфиденциальной информации; - анализ существующих средств автоматизации обработки информационных процессов в организации; - определение состава подсистем и перечня их задач, а также возможности применения новых методов решения поставленных задач; - определение вероятных технических подходов к созданию системы и оценка затрат на ее реализацию. По итогам проведения обследования формируется документ, называемый "Отчет об обследовании", который, как правило, включает следующие разделы: 1. Анализ существующего уровня автоматизации. Составляется список программного обеспечения, используемого в компании, и приводятся данные об использовании этих пакетов в каждом из подразделений организации. 2. Общие требования к ИС. Формулируются общие требования к функциональности разрабатываемой системы. 3. Формы документов. Устанавливается перечень и структура документов, которые должны формироваться системой. 4. Организационная диаграмма. Отражает организационную структуру подразделений организации и их зон ответственности. 5. Описание состава бизнес-процессов, их классификация по степени важности и выделение из них автоматизируемых. Все бизнес-процессы компании должны быть перечислены в общем списке и каждый должен иметь свой уникальный номер. 6. Подробное описание автоматизируемых бизнес-процессов. Документы, входящие в отчет об обследовании, могут быть представлены в виде текстового описания и/или схем, диаграмм и таблиц. Бизнес-модель организации на этапе предпроектного обследования включает описание бизнес-направлений деятельности, выделение, классификацию и описание бизнес-процессов и соответствующих матриц ответственности. Бизнес-направления деятельности компании - набор видов коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей конкретных сегментов рынка. Матрица функциональной ответственности представляет собой таблицу, в строках которой расположен список исполнительных звеньев, в столбцах - список функций, выполняемых в компании. Для каждой функции определяется исполнительное звено, отвечающее за эту функцию. Завершается организационное бизнес-моделирование моделиро-ванием данных, которое на этапе предпроектного обследования представляет собой перечень и форматы документов, сопровождающих процессы в компании. Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые создают результат, имеющий ценность для потребителя. Бизнес-процесс – это цепочка работ (бизнес-функций), результатом которых является какой-либо продукт или услуга. Согласно стандарту Основные Положения и Словарь - ИСО/ОПМС 9000:2000 (п. 2.4), "Любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего". Таким образом, любая организация рассматривается как бизнес-система – система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуг. По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки, поэтому следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации - MuSCoW. Эта аббревиатура расшифровывается так: MustHave - необходимые функции; ShouldHave - желательные функции; CouldHave - возможные функции; Won'tHave - отсутствующие функции. Важнейшим шагом при структуризации любой компании является выделение и классификация бизнес-процессов. Целесообразно основываться на нескольких классах бизнес-процессов. Основные процессы ориентированы на производство товаров и услуг, они представляют ценность для клиента и обеспечивают получение дохода. Основные процессы образуют "жизненный цикл" продукции компании. Все они описываются по производственно-коммерческим цепочкам: первичное взаимодействие с клиентом и определение его потребностей ® реализация запроса (заявки, заказа, контракта и т.п.) ® послепродажное сопровождение и мониторинг удовлетворения потребностей. Процесс "реализация запроса", в свою очередь, может быть декомпозирован на подпроцессы более низкого уровня: разработка (проектирование) продукции ® закупка (товаров, материалов) ® транспортировка (закупленного) ® разгрузка, приемка на склад и хранение ® производство (со своим технологическим циклом и внутренней логистикой) ® приемка на склад и хранение (произведенного продукта) ® отгрузка и т.п. Для описания процесса работы с любым документом можно использовать анализ "жизненного цикла" документа, который может выглядеть следующим образом: сбор исходных данных ® подготовка® заполнение ® оформление ® контроль соответствия установленным требованиям ® согласование ® утверждение ® хранение и т.п. Процессы управления охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и бизнес-системы в целом. Процессы управления имеют своей целью выработку и принятие управленческого решения. Любая управленческая деятельность развертывается по так называемому "управленческому циклу", который включает: сбор информации ® выработку решения ® реализацию ® учет ® контроль ® анализ и т. п. Процессы обеспечения предназначены для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов. Многие из обеспечивающих процессов стандартны для всех компаний или определенных видов деятельности (транспортное обслуживание, юридическое обеспечение, обеспечение безопасности и т. п.). Большинство из них достаточно хорошо регламентируются должностными и специальными инструкциями. Информация, полученная в результате предпроектного обследования, используется при разработке документа Техническое задание и далее анализируется с помощью методик функционального и/или объектно-ориентированного анализа и проектирования ИС.
Задание к выполнению
В соответствии с вариантом задания, определяющим предметную область, предоставить предварительную информацию об организации, собранную в результате предпроектного обследования, оформив ее в виде Отчета об обследовании. Отчет должен содержать: 1. Анализ существующего уровня автоматизации. 2. Общие требования к ИС. 3. Описание видения выполнения проекта и границ проекта. 4. Полную бизнес-модель организации, включающую описание бизнес-направлений деятельности, организационную диаграмму, описа-ние и классификацию бизнес-процессов, матрицу ответственности. 5. Определение состава бизнес-процессов, подлежащих автоматизации. 6. Детализацию структуры 4-х автоматизируемых бизнес- процессов. 7. Список данных, необходимых для выполнения авто-матизируемых бизнес-процессов. Классифицировать их на входные, внутренние, исходящие. 8. Предварительные формы отчетных документов.
Контрольные вопросы 1. Этапы разработки информационных систем. Модели жизненного цикла ИС? 2. Цели и задачи этапа предпроектного обследования? 3. Содержание отчета об обследовании? 4. Назначение организационной диаграммы? 5. Что включает полная бизнес-модель компании? 6. Понятие бизнес-процесса и их классификация? 7. Что описывают основные бизнес-процессы, на какие подпроцессы они декомпозируются? 8. "Жизненный цикл" процессов работы с документом? 9. Что описывают бизнес-процессы управления? 10. Назначение матрицы функциональной ответственности? 11. Назначение схемы Захмана. Чему соответствуют ее строки, столбцы, ячейки? Лабораторная работа № 2
Цель работы: знакомство со стандартами, регламентирующими жизненный цикл разработки ИС. Приобретение практических навыков при разработке программного документа Техническое задание.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |