Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы профессиональной этики. Функции профессиональной этики

Функции профессиональной этики

Понятийный аппарат

Нравственные нормы профессиональной деятельности социолога

 

Этика – это целостная, всесторонняя научная теория морали (нравственности).

В понятиях "мораль", "нравственность" отражены форма общественного сознания и вид социальных отношений, выполняющих функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными группами посредством норм, принципов, которые поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, мнением общества или отдельной социальной группой.

А что же такое профессиональная этика?

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют

отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика регулирует

нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать,

развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и моральных ценностей.

 

 

Профессиональный долг – это осознание работниками своих профессиональных обязанностей в соответствии с предписаниями общества.

Профессиональная совесть – это осознание своего профессионального долга, профессиональной ответственности (именно как личного долга и личной ответственности).

Профессиональная честь – общественное признание человека как профессионала, основанное на добросовестном выполнении профессионального долга, то есть это форма выражения заботы работника-профессионала о своей репутации.

Профессиональное достоинство – личное утверждение профессионала, осознание человеком своей личной значимости.

 

 

1. Способствование успешному решению задач профессии.

2. Согласование интересов общества и личности в рамках данной социальной группы.

3. Профессиональная этика осуществляет связь и наследование прогрессивных элементов профессиональных моральных ценностей в нравственных отношениях трудовой сферы общества.

4. Признание нравственного смысла, гуманистической ориентации соответствующей профессиональной деятельности особенно важно для профессиональной деятельности социального работника. Важнейшим принципом его деятельности является гуманизм.

5. Познавательная функция заключаются в изучении причин возникновения, функционирования и развития норм морали людей определенной профессиональной деятельности.

 

 

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают

возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в

деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную

этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

1) сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта:

«В рамках своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе»;

2) второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.);

3) третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено;

4) принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения;

5) принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм;

6) этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

7) Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики;

Релятивизм - это философское учение, отрицающее возможность объективного познания действительности вследствие якобы полной относительности всех наших знаний.

8) индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях;

9) не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах;

Нонконформизм - это стремление индивида придерживаться и отстаивать свое мнение, прямо противоречащее тому, которое господствуют в данном обществе или группе.

10) никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора;

11) постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников;

12) при воздействии на коллектив, на отдельного работника, на потребителя и др. нужно учитывать силу возможного противодействия;

13) стремление к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений;

14) свобода, не ограничивающая свободы других;

15) работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег;

16) не критикуй конкурента. Здесь стоит иметь в виду не только конкурирующую организацию, но и «внутреннего конкурента» - коллектив другого отдела, коллегу, в котором можно «усмотреть» конкурента.

Стоит отметить, что профессиональные ценности как социологической науки, так и любой другой сферы профессиональной деятельности, не существуют вне зависимости от общественных ценностей. Напротив, профессии признают, поддерживают и сообщают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и гарантирует ей общественное признание. Нетрудно заметить, что в основе любой системы профессиональной этики лежат классические общечеловеческие моральные нормы, запрещающие ложь, насилие, ущемление прав личности. Поэтому профессиональная этика является не только важной составляющей общей системы этики, но и может рассматриваться как продукт вторичной социализации личности, как одно из проявлений состояния морали в обществе в определенных исторических условиях.   Нравственные нормы профессиональной деятельности социолога   В 21 веке одной из важнейших проблем в трудовой деятельности, связанной с исследованиями социальных проблем, является проблема нравственной ответственности. Почему эта проблема так важна в настоящее время? Во-первых, значительно возрастает социальная значимость социологии и расширяется поле социологических исследований, в следствие чего увеличивается потребность в определении профессиональных этических требований к деятельности социолога. Во-вторых, социолог сегодня - это большая свобода деятельности, это собственное видение и истолкование социальных процессов, на которые впоследствии будут опираются другие исследователи. Отсюда следует, что от точности и объективности представленной социологам информации и зависит успех социальных преобразований, возможность погашения социальных конфликтов, сохранения социальной стабильности. А такое многообразие деятельности и большое число возможностей прямого влияния на социальные процессы налагают на современного социолога огромную ответственность. Исходя из этого, следует отметить, что одна из главных нравственных норм, которой должен руководствоваться социолог, это объективность (непредвзятость). Но также основа профессиональной деятельности социолога состоит из таких аспектов, как: - профессиональная компетентность, научная честность и корректность на всех этапах социологического исследования; - необходимость в точности, правдивости и достоверности информации; - недопустимость произвольного отбора и толкования получаемых сведений, а также воздействия на полученные результаты личных интересов и посторонних влияний; - личная ответственность за полученные результаты, профессиональное решение проблем, строгое соблюдение условий, предусмотренных договорными отношениями; - гарантии строгой конфиденциальности в отношениях с респондентами, неразглашение полученных в ходе исследования сведений. Заметим также, что в последнее время западные и отечественные социологи стали чаще поднимать вопрос об абсолютной недопустимости манипулирования социологом общественным мнением фальсификации результатов исследования. И к счастью, несмотря на то, что сама социология не вырабатывает нравственное руководство, занятие в области социологии способствует формированию гуманистической нравственной позиции. Это объясняется следующим: социологи имеют дело с самыми различными многочисленными человеческими потребностями и проблемами; они видят масштабы распространения тех или иных явлений, мешающих людям проявить себя, реализовать свои способности; они используют такие методы в своей работе, которые вызывают людей на откровенность, побуждают видеть в социологе заступника, порождают надежду на решение проблемы. В качестве примера можно привести 80-е годы, когда стали практиковать проведение различного рода опросов, в социологические центры, проводившие их, приходили письма с благодарностью за то, что наконец-то стали интересоваться мнением простых людей, либо с подробными разъяснениями выраженных в анкетах позиций, а также рекомендациями, как изменить сложившуюся ситуацию. Писали также отчаявшиеся люди с просьбой помочь, защитить, ответить на различные вопросы. С аналогичными ситуациями зачастую сталкиваются социологи, работающие в сфере социологии труда и проводящие исследования в различных трудовых коллективах. К слову сказать, были случаи, когда представители персонала предприятия, особенно рядовые работники, рассказывали социологу подчас то, что они не стали бы рассказывать никому другому. А это не может не найти отклик в сознании социолога. В принципе, можно предположить, что социологи в большей степени, чем представители других общественных дисциплин, почти всегда становятся на позицию социально незащищенных слоев населения, потому что они всегда готовы помочь людям в ситуациях. Так, социологу всерьез стоит задуматься о необходимости развития в себе следующих качеств: Психологические характеристики Они являются составной частью способности к данному виду деятельности. В самом деле, очень высоки требования к психическим процессам: - восприятие - память - воображение - мышление к психическим состояниям: - усталость - апатия - стресс - тревожность - депрессия ко вниманию как состоянию сознания: - сдержанность - настойчивость - последовательность - импульсивность   2) Психолого-педагогические качества Данные качества ориентированы на совершенствование социального работника как личности: - самоконтроль - самокритичность - самооценка своих поступков - стрессоустойчивость - физическая тренированность - самовнушение - умение переключаться и управлять своими эмоциями 3) Психолого-педагогические качества Эти качества направлены на создание эффекта личного обаяния: - коммуникабельность - умение видеть настроения людей, выявлять их установки, ожидания - сопереживание нуждам людей - внешняя привлекательность личности - - красноречивость (умение внушать и убеждать словами) - уважение - конкретность - четкость - умение вести себя естественно с клиентом - умение иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи Обладание данными качествами по большей части не допускает манипулирования обществом. Однако практика показывает, что возможность для манипулирования общественным мнением, для извращения получаемых результатов, равно как и для фальсификации исследования у социологов, безусловно, существует: на заказ делаются и публикуются искусственные рейтинги популярности, несуществующие распределения голосов избирателей и т.п. А в последнее время вообще можно наткнуться на такие статьи в газете, как "Коррупция при социологическом исследовании", "Взяточничество социального работника". Происходит ли это в силу умственной недостаточности социолога или по каким-то другим причинам непонятно, однако ясно, что такого социолога нельзя назвать профессионалом своего дела, ибо он поступает не по совести... Стоит сказать также о том, что есть мнение, согласно которому социолог должен докладывать все в истинном виде, а что делать с полученными результатами, решает сам заказчик. Но это не верно, так как социолог обязан задаться "несоциологическим" вопросом о целях исследования и о том, как будут использованы его результаты. В конце хочется подчеркнуть, что общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека. Поэтому социологическое познание в некоторой мере оказывается самопознанием. И так как знание общественных явлений подчас бывает эмоционально окрашено и почти всегда ценностно нагружено, социологу часто при анализе какого-либо факта общественной жизни трудно быть объективным, не учитывать собственное, личностное отношение к предмету своего исследования, а иногда и к конкретному человеку. Так, изучая общество, мы изучаем себя. Поэтому не стоит поверхностно относиться к своей работе и пренебрегать элементарными нравственными нормами.   Источники:   1. http://shpori-vsem.ru 2. https://cyberleninka.ru 3. http://studopedia.org 4. http://www.cogita.ru 5. http: //abc.vvsu.ru/booksinstrum/page0044.asp 6. http://www.bankreferatov.ru 7. http://scibook.net

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы профессиональной этики | О диалектическом историческом, о диалектическом историческом материализме 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.