КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межгрупповые конфликты и причины их возникновения
Понятие групповых и межгрупповых конфликтов и их структура. Классификация групповых и межгрупповых конфликтов. Причины их возникновения, формы протекания и способы разрешения. Межличностные конфликты и межличностные отношения. Классификация межличностных конфликтов. Уровни развития межличностных конфликтов.
Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами. Типы межличностных взаимодействий: Межличностные отношения можно охарактеризовать как взаимодействие, взаимопонимание и взаимовосприятие людей. Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, дружба, любовь). Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением: — общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства; — общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.; — общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Классификация межличностных конфликтов Для практической работы целесообразно классифицировать конфликты по различным основаниям: 1. По сферам существования: деловые, семейные, имущественные, бытовые и т.д. 2. По своему эффекту и функциональным последствиям: конструктивные, деструктивные (обычно две эти стороны в конкретной ситуации сосуществуют, но одна из них преобладает). Конструктивные последствия могут проявиться: в создании общности людей, причастных к решению проблемы; в расширении сферы сотрудничества; в процессе самоосознания, прояснения собственных интересов и интересов партнера. Деструктивная сторона проявляется, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, дискредитируя и унижая себя в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление со стороны другой стороны, диалог сопровождается совместными оскорблениями, проблемы не разрешаются. При деструктивном конфликте наблюдается: поляризация оценочных суждений партнеров; стремление к расхождению исходных позиций; стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; обострение конфликта; желание уйти от исходной проблемы, болезненные формы разрешения конфликтуй ситуации. 3. По критерию реальности и истинности — ложности: подлиней конфликт, который существует объективно и воспринимается адекватно; случайный или условный конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами; смещенный конфликт, когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт; неверно приписанный конфликт — между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы; латентный конфликт, который должен был произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами; ложный конфликт — отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания. 4. По количеству участников и участвующих сторон: между личностью и группой, межгрупповые, международные, межэтнические и т.д. Для практической работы по межличностной работы с конфликтами целесообразно провести классификацию конфликтов. Такую классификацию проводят по следующим факторам: а) по сферам существования; б) по эффекту и функциональным последствиям в) по критерию реальности. Рассмотрим более подробно выделенные нами группы. По сферам существования конфликты можно разделить на: деловые, семейные, имущественные, бытовые. (Например при аттестации начальник выступил с целым рядом замечаний в адрес работника, указав на серьезные просчеты в работе. Замечания были серьезными и обоснованными. В ответ сотрудник заявил, что его руководитель сводит с ним личные счеты - деловой конфликт). По своему эффекту и функциональным последствиям межличностные конфликты бывают: конструктивные и деструктивные. Обычно в такого рода конфликтах существуют как конструктивная сторона так и деструктивное, разница в том. какая из сторон преобладает в конфликте. Конструктивная сторона заключается в том, что способствует прояснению взаимоотношений между сторонами и налаживанию способов улучшения поведения участников конфликта. Деструктивная сторона проявляется тогда, когда один из оппонентов использует недозволенные методы борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитирует и унижает его в глазах окружающих. Довольно часто конфликты такого рода возникают на работе. Существует даже специальный термин "моббинг", который означает подавление, преследование, грубость, нападки и придирки, которые часто носят скрытый характер. по данным ученых только при приеме на работу 3-4% кандидатов на должность подвергаются моббинге. Число жертв моббинге во время трудовой карьеры возрастает в десятки раз. Деструктивное разрешение конфликта имеет три негативных последствия. Во-первых даже если вам кажется, что вы выиграли, а ваш оппонент проиграл, то чаще всего страдают две стороны. Во-вторых взаимоотношения в будущем становятся напряженными, сохраняется чувство обиды у одной из сторон, участник, проигравший винит себя в том, что он неумело вел конфликт поэтому проиграл, такое поведение негативно влияет на самооценку. В-третьих неспособность к взаимному удовлетворению потребностей всех участников конфликта является вредной том, что негативно влияет на здоровье. По критерию реальности М. Дойч выделил следующие типы конфликтов: - Истинный конфликт, который существует объективно и воспринимается адекватно; - Случайный или условный конфликт, зависит от обстоятельств; - Смещенный конфликт, когда за конфликтом скрывается другой, невидимый, скрытый, который лежит в основе явного; - Неверно приписанный, конфликт между сторонами, ошибочно не верно восприняли друг друга, а потому неправильно с толкувалы проблемы; - Латентный (скрытый) конфликт, который должен был бы состояться, но его нет, потому что по определенным причинам он не признается сторонами; - Ложный (обманный) конфликт, тогда, когда отсутствуют объективные основания конфликта и он существует только из-за ошибок восприятия и понимания. Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта: 1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений); 2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам); 3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия). Групповые конфликты менее распространены в социальной практике, чем межличностные, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Каждый из нас на работе или в любом другом групповом взаимодействии может быть втянут в групповой конфликт. Опасность таких конфликтов заключается в том, что они часто возникают из-за амбиций лидеров, «экс-руководителей» и т. п. Существуют и другие причины межгрупповых конфликтов. Знание теории групповых конфликтов, как и других типов психологических конфликтов, является не только важнейшей составляющей профессиональной подготовки специалистов самых различных направлений, но и важнейшим ориентиром для каждого из нас в групповых взаимоотношениях. В данной теме рассматриваются различные аспекты таких конфликтов. Материал для самостоятельного изучения Понятие групповых конфликтов и их классификация Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой. Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность — группа» и конфликт «группа — группа». Каждый из выделенных типов групповых конфликтов имеет свою специфику по основным признакам. Конфликт «личность — группа» Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами. Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых. Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы». Позиция — официальное, определяемое должностью положение личности в группе. Статус — реальное положение личности в системе внутри-групповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким. Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе. Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе. Групповые нормы — общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы. Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установке); в) с нарушением групповых норм. Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д. Классификация конфликтов «личность — группа» При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие. В табл. 10.1 приводится классификация таких конфликтов. Таблица 10.1 Классификация конфликтов типа «личность — группа»
Управление конфликтами между личностью и группой Специфика управления конфликтами между личностью и группой представлена в табл. 10.2. Таблица 10.2 Управление конфликтами типа «личность — группа»
Продолжение табл. 10 2
Межгрупповые конфликты 1 В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов. В процессе управления межгрупповыми конфликтами важно учитывать и некоторые другие их особенности. Во-первых, следует определять специфику межгруппового конфликта по содержанию некоторых его структурных элементов. В частности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъективное содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к трем явлениям: 1. «Деиндивидуализация» взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы — Они». 2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются. 3. Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой объясняется внешними обстоятельствами. Во-вторых, специфика межгрупповых конфликтов отражается и в их классификации, которая приводится в табл. 10.3. В-третьих, межгрупповые конфликты отличаются и по формам, в которых они проявляются и протекают. Такими формами являются: (• собрания, совещания, митинги групп; • забастовки; • встречи лидеров; • дискуссии; • переговоры. Управление межгрупповыми конфликтами При принятии управленческих решений по межгрупповым конфликтам важно учитывать не только особенности, но и функции этих конфликтов. В этом плане следует иметь в виду такие функции, как: Таблица 10.3 Классификация межгрупповых конфликтов
- сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы; - раскол группы, отстаивающей незаконные интересы; - утверждение статуса личности в группе. Содержание управления межгрупповыми конфликтами отражено в табл. 10.4. Таблица 10.4 Управление межгрупповыми конфликтами
Межгрупповые конфликты — столкновение отдельных групп по поводу возникновения между ними конфликтных противоречий. Эти противоречия могут быть обусловлены самыми различными причинами. Например, борьба за ограниченные ресурсы, стремление к доминированию, удовлетворению потребностей и т. д. Все эти противоречия присущи и другим видам конфликтов. Однако межгрупповые конфликты имеют и свои особенности. В основе межгруппового взаимодействия лежат такие понятия, как социальная идентичность и социальное сравнение. Эти понятия предполагают деление людей на своих и чужих, выделение своей группы (мы-группы) из общей массы других групп (аут-групп). Через сравнение и противопоставление отдельные индивиды идентифицируют себя с определенной социальной общностью и обеспечивают относительную стабильность внутригрупповых отношений. Отнесение себя к какой-либо группе порождает негативный образ «внешних других даже в том случае, если отсутствует реальное столкновение интересов и сколько-нибудь длительная история межгрупповых отношений». Феномен социальной (групповой) идентичности включает следующие основные положения: 1) стремление индивида сохранить позитивный образ «Я» и собственную социальную идентичность; 2) принадлежность к группе; 3) оценка группы по принципу сравнения; 4) позитивная оценка достоинств собственной группы и негативная оценка аутгрупп. Таким образом, наряду с положительной функцией — обеспечение психологического благополучия личности, социальная идентичность стимулирует негативный процесс социального сравнения (противопоставления) и дискриминации аутгрупп. Межгрупповые конфликты способствуют укреплению внутри-групповых связей и отношений, объединению членов группы для борьбы с внешним врагом. Например, до начала Чеченской войны в республике Ичкерия существовала достаточно мощная оппозиция правящему режиму во главе с генералом Дудаевым. Ввод федеральных войск в Чечню (декабрь 1994 г.) сплотил весь чеченский народ на борьбу с «внешней агрессией», а оппозиция потеряла свою социальную базу и, по сути, прекратила свое существование. Конфликтующие группы отличаются нетерпимостью к нарушителям внутреннего единства. Подавление «инакомыслия» в таких группах, как правило, находят поддержку и одобрение у большинства членов группы (например, борьба с врагами народа в СССР). Феномен сплочения перед лицом внешней угрозы часто используют лидеры групп и больших социальных общностей для сохранения внутригруппового единства и укрепления личной власти. В наибольшей степени такая «политика» присуща закрытым группам с авторитарной системой управления. Например, иранский диктатор Саддам Хусейн для сохранения режима личной власти постоянно провоцирует внешние конфликты. В открытых группах с демократическими методами управления внутригрупповое равновесие поддерживается благодаря множественности конфликтных ситуаций, разнообразию способов и механизмов их разрешения. «В условиях структурной гибкости неоднородные внутренние конфликты постоянно накладываются друг на друга, предотвращая тем самым глобальный раскол группы в каком-либо одном направлении»1. Взаимодействие различных групп в обществе может быть построено по различным основаниям. Группм могут соблюдать относительный нейтралитет по отношению друг к другу; сотрудничать на основе разделения и дополнения функций в совместной деятельности; конкурировать в определенных сферах и видах деятельности; вести непримиримую борьбу на уничтожение друг друга. В рыночных условиях стратегия и тактика индивидуального и группового выживания объективно предполагает межгрупповую конкуренцию и борьбу за ресурсы. Особенно эта борьба обостряется в периоды крупных социально-политических, экономических и социокультурных изменений, когда меняются нормы, ценности, отношение к власти, собственности и к моральным принципам. В такие периоды межгрупповая борьба за распределение и перераспределение ресурсов переходит в открытую «войну всех против всех» без правил и морали.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 6935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |