КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инструментарий трансперсональной психологии
Духовный интеллект
Только мы привыкли к EI и EQ – двум аббревиатурам, обозначающим эмоциональный интеллект, – как появились новые книги, прославляющие уже SQ, т. е. духовный интеллект. Под «духовностью» подразумевается не религиозность, но то, что Элизабет Дентон определила как «фундаментальное желание найти в жизни главный смысл и цель и жить цельной жизнью». В книге «Духовный интеллект» (Spiritual Intelligence) Дана Зохар приводит слова 36-летнего бизнесмена, переживавшего личностный кризис:
У меня в Швеции успешная большая компания. Я вполне здоров, у меня прекрасная семья, положение в обществе. Наверное, даже власть. Но я так и не понял, что сделать со своей жизнью. Не знаю, тем ли путем я иду, этим ли делом мне следует заниматься.
Собеседник Даны пояснил, что его беспокоит ситуация в мире, в особенности глобальные изменения климата и распад общества. Он видел, что люди стараются не смотреть в лицо этим проблемам. В особенности такие крупные компании, как его собственная, уклонялись от ответственности. «Я хочу что-то изменить, – говорил он. – Я хотел бы посвятить свою жизнь какой-то миссии, но не знаю как. Знаю только, что хочу внести свой вклад в решение, а не в усугубление проблемы». Как следует коучу работать с такими проблемами и какие навыки ему понадобятся для этого? Очевидно, что для большей эффективности коучу придется подняться выше фундаментальных навыков задавать вопросы с целью повысить осознанность и ответственность, слушать, следовать за интересами подопечного и выполнять все стадии РОСТа. Коучинг – это нечто большее. Мы подошли к новому этапу психологии.
Психологические дисфункции по большей части проистекают из разочарования в недостатке смысла и жизненных целей.
Много лет назад меня привлек своей глубиной и всеохватностью психосинтез, цельный взгляд на психологию, который с тех пор продолжает влиять на мою работу коуча. Концепция психосинтеза была разработана Роберто Ассаджоли в 1911 г. Ассаджоли учился у Фрейда и стал первым психоаналитиком в Италии. Подобно своему другу и соученику Карлу Юнгу, он восстал против ограниченной психологии Фрейда, видевшего в человеке только животное начало да патологии. Ассаджоли и Юнг верили в более высокую природу человека, и Ассаджоли высказал предположение, что значительная часть психологических дисфункций происходит от разочарований и даже отчаяния, вызванного недостатком смысла и цели в жизни. Ассаджоли существенно опередил свое время: психосинтез привлек к себе внимание лишь в 1960-е гг., когда он стал одним из ключевых элементов в составе четвертой волны психологии – трансперсональной психологии. Четвертая волна не вытеснила третью (гуманистическую психологию), но включила ее в себя и продолжила ее основные темы, сделав большее ударение на воле, на потребности в смысле, цели, направлении пути, на личной ответственности и альтруизме – все это исходя из предположения, что каждый человек обладает некоей более глубокой идентичностью или высшим организующим принципом. Можно предположить – и я на этом настаиваю, – что эта цель трансперсональна, а смысл гуманистичен. Психосинтез предлагает множество моделей, из которых складывается весьма полезная основа для глубинного коучинга. В том числе можно использовать упрощенную модель развития человека – подобно любой модели, это не то, чт.е. на самом деле, но лишь образ, позволяющий нам вести разговор с коучем или с самими собой. Коуч, знакомый с психосинтезом, предложит подопечному организовать свою жизнь как путешествие-развитие: искать в любой проблеме творческий потенциал, препятствия считать камнями для перехода вброд и помнить, что у каждого из нас есть в жизни предназначение и нужно принимать вызов и преодолевать барьеры, чтобы осуществить это предназначение. Вопросы коуча будут направлены на то, чтобы выявить позитивный потенциал любой проблемы и тех действий, которые намерен предпринять подопечный.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |