Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука в системе образования




Воспроизводство науки как социального института тесно связано с системой образования, подготовки научных кадров. В условиях современной научно-технической революции ощущается определённый разрыв между исторически сложившейся традицией обучения в средней и высшей школе и потребностями общества (в том числе и науки). С целью ликвидации этого разрыва в систему образования интенсивно внедряются новые методы обучения, использующие новейшие достижения науки - психологии, педагогики, кибернетики. Обучение в высшей школе обнаруживает тенденцию приближения к исследовательской практике науки и производства. В сфере образования познавательная функция науки тесно связана с задачей воспитания учащихся как полноценных членов общества, формирования у них определённой ценностной ориентации и нравственных качеств. Практика социальной жизни и марксистско-ленинская теория убедительно доказали, что идеал Просвещения, согласно которому всеобщее распространение научных знаний автоматически приведёт к воспитанию высоконравственных личностей и справедливой организации общества, является утопическим и ошибочным. Этого можно достигнуть только путём коренного изменения общественного строя, замены капитализма социализмом.

Для науки как системы знаний высшей ценностью является истина, которая сама по себе нейтральна в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (профессиональная этика учёного требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе ни перед чем не останавливающихся поисков истины), либо к деятельности по применению результатов науки, где проблема соотношения науки и нравственности встаёт с особой остротой, конкретно выступая в виде проблемы моральной ответственности учёных за социальные последствия, вызванные применением их открытий. Варварское использование науки милитаристами (опыты гитлеровцев на людях, Хиросима и Нагасаки) вызвало ряд активных социальных действий прогрессивных учёных, направленных на предотвращение антигуманистического применения науки.

 

Часть 2. Философия техники и технических наук

Лекция 2.1. 1 Философия техники и методология технических наук

 

 

  1. Философия техники. Сущность техники, проблема определения понятия техники в рамках философии.

 

Вопрос о сущности «что такое техника?» имеет своей целью не описание каких-то технических предметов и устройств, он не направлен на выяснение способов функционирования тех или иных технических аппаратов или оборудования, точно так же, как вопрос о том, «что такое человек?», не касается тех или иных особенностей данного человека, которые отличают его от окружающих его других людей. Точно так же, как вопрос «что такое человек?» не относится к отдельно взятому человеку, так же и вопрос «что такое техника?» не связан с тем или иным техническим предметом. «Сущность техники» является чем-то техническим в том смысле, что лежит в основе всех технических явлений и предметов, вместе взятых, и поэтому имманентна им; сущность — именно то, что делает их «техническим». Аналогично «сущность человека» предполагает свойственное всем людям человеческое в них, имманентное всем им содержание, то, что делает их людьми. Таков смысл вопроса «что такое техника?».

Вместе с тем невозможен какой-либо вопрос без знания того, о чем мы спрашиваем, т. е. предмета вопроса. Если я не сумел еще познать то, к чему обращаюсь с вопросом, если я еще не знаю, возможен ли сам мой вопрос, то я совершенно ничего не знаю и о предмете моего вопроса, есть ли смысл его ставить. Поэтому, когда мы ставим вопрос о сущности, возникающий при столкновении с множеством явлений, ее реальность уже ясна хотя бы в первом приближении[1].

Поскольку, однако, сущность дается нам в своих отдельных проявлениях лишь в зачаточных формах и не полностью, потому что тогда не было бы вообще никакой необходимости дальнейшего исследования вопроса о сущности, то следует сводить возможно большее количество явлений и сравнивать их друг с другом, с тем чтобы посредством их взаимного дополнения образовать возможно более полное «целостное явление» сущности, из чего вырисовывается единая сущность в оптимальной ясности. Поэтому метод, посредством которого мы пытаемся искать ответ на вопрос о сущности техники, должен, во-первых, добиваться возможно более всеобъемлющего видения всего множества форм проявления технического, чтобы, во-вторых, выявить в них единую сущность техники, отграничить ее и определить ее структурно.

2. Многообразие форм проявления техники

Исторические рамки значения «техники»

Чтобы увидеть все многообразие форм проявления, охватываемых нами в понятии «техника», было бы полезно сначала поставить вопрос об исторически зафиксированном первом значении этого слова. До начала Нового времени термины „techne" и „ars" делили на семь „artes mechanicae"· и семь „artes liberales“··.

Первые, «механические искусства», охватывали земледелие (agricultura), охоту (venatio), мореходство (navigatio), ткацкое дело (textura), оружейное дело (armatoria), врачевание (medicina), театральное искусство (spectaculum). К этим семи искусствам относились виды деятельности, связанные с изготовлением инструментов, а также с подготовкой и дальнейшей обработкой соответствующих материалов (например, к ткацкому делу относились также шитье, раскрой, глаженье и окрашивание материалов), далее — некоторые подыскусства (к работе оружейных дел мастеров относилось также участие в сооружении укреплений и других объектов; к врачеванию — фармация, диетика и оздоровительная гимнастика; к охоте — убой скота, поварское искусство, искусство хлебопечения). Этим семи искусствам были подчинены все родственные искусства и ремесла.

Семи «механическим искусствам» противостояли семь «свободных искусств» частично совпадавших с науками. Их обычно делили на так называемые „Trivium" (грамматика, диалектика и риторика) и „Quadrivium" (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Грамматика охватывала искусство языка, диалектика — логику и искусство мышления, риторика включала также умение применять общие законы к отдельным случаям (что вскоре обрело большое значение в юриспруденции). Именно софисты в свое время развили искусство мышления в «технику мышления», напоминающую во многом современное его состояние.

Если в тривиуме ведущим был логический принцип, то в квадривиуме таковым был принцип математический. Музыка, например, расчленялась на «космическую» музыку, вокальную и инструментальную, причем космическая должна была исследовать космические соотношения растений и численные пропорции между телом и душой. Музыка, таким образом, стала учением о космической гармонии и пропорциях чисел, что особенно характерно было для пифагорейско-платоновской традиции.

Предметные области «техники»

Сегодняшнее понимание термина «техника» имеет определенную преемственную связь с классическим его пониманием, с другой же стороны — оно в известной мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое представление о сфере распространения технических явлений, более целесообразно поставить вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике сегодня.

Та сфера действительности, которая может рассматриваться как область существования техники,— это неорганическая материя. Так, мы говорим о строительной технике, такой, например, как создание железобетонных сооружений или машиностроение, о деревоперерабатывающей технике, электротехнике, теплотехнике, технике создания синтетических материалов или о технике производства материалов всякого рода, от стали до синтетического каучука, короче, о физико-химической технике. Многие подразделяют ее еще на энергетическую технику (технику превращения сил и энергии) и технику материалов (техника преобразования вещества). Во всех этих случаях речь идет о формах техники и физико-химически понимаемой области неорганического.

И все же это — не единственная область проявления технического. В более широком смысле термина «техника» говорят также и о технике овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической жизни в новые ее функции и формы. Современное понятие «биотехнология» позволяет включить в предметное поле техники всю биологию.

Мы знаем также — если продолжить эту мысль — и о «технике» мышления и дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о «технике любви». Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике живописи, рисунка, игры на фортепьяно и т. д. Эти примеры, а также такие обобщающие термины, как «психотехника» и «социотехника», свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического, духовного и социального с целью внести в них изменения.

Поэтому «техника» и в современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь сферой безжизненной материи. Она, напротив, охватывает весь известный универсум, начиная с неорганического, через органическое и до психически-духовных сфер бытия и отношений между людьми.

3. Техника как пользование

Техника в ее отличии от искусства

Сказанным мы, конечно, ничуть не раскрыли сущность техники в достаточной мере, ибо совершенно очевидно, что и в том, что мы сегодня называем искусством, происходит встреча духа с природой, и при этом природа также изменяется согласно определенным целям человека (в данном случае — художника). Но тождественны ли техника и искусство? Первоначально, в исторические эпохи греческой античности и христианского средневековья, различие не воспринималось. Термин «téchne» и соответствующий ему латинский «ars» имели единый смысл, правда не однозначно выраженный. В современном сознании, однако, они разделились и стали даже противоположностями. Именно благодаря этой противоположности и определяется сегодня более точно то, что мы подразумеваем под «техникой»: ведь если что-то чем-то является, то на фоне противоположного это усматривается более четко.

Сравнение с искусством, призванное точнее раскрыть сущность техники, определив ее границы, имеет своей задачей установить: 1) общее, соединяющее технику с искусством, и 2) отличающее их друг от друга. Мы разъясним это, опираясь вновь на пример. На современном уровне знания, как известно, отличают строительную технику от строительного искусства, технику живописи от искусства живописи, технику любви от искусства любви, различают технику и искусство руководства людьми, технику ведения войны, игры на фортепьяно, ведения бесед, памяти и т. д. Если общее в них заключается в том, что постоянно существующее естественно заданное изменяется или же формируется согласно определенной цели, то отличающее их друг от друга относится к принципиальному смыслу поставленных целей. Если мы имеем в виду искусство, то цель здесь явно заключается в выражении или образном отражении определенного идейного содержания; в технике же речь идет главным образом о пользовании природой.

Художник желает «нечто» выразить, высказать в зрительных формах «нечто», которое он стремится как бы встроить, вписать в естественные формы или изобразить в естественном материале. В зависимости от качества данного и положенного в основу «материала», в который он стремится вписать или в котором он пытается выразить нечто (например, дерево или камень, акустически воспринимаемые тона, психические процессы), мы отличаем друг от друга те или иные виды искусства (строительное искусство, архитектуру и пластическое искусство, музыку, искусство памяти и искусство любви). Сущностное содержание, которое должно быть выражено (например, радость, жизнь, расцвет, устрашающее, зловеще-скрытое, раздвоенность и т. д. или, если речь идет об искусстве мышления, любви, памяти, то сущность мышления, любовь или память, какие они есть сами по себе), может при этом выразиться или «предметно», или «непредметно». Предметное выражение мы находим, например, в классической живописи, непредметное же — в музыке, в психических процессах, в современных формах живописи. Как показывают эти примеры, при выразительном или изобразительном содержании речь идет не обязательно о чем-то предметно-конкретном, но во многих случаях — о сверхпредметно-доконкретном (этими словами я избегаю неясного термина «абстрактное»), можно сказать, о том, что лежит в основе конкретного. Последнее, через различные виды искусства, должно быть показано более ясно и наглядно, чем оно само по себе и в свободном состоянии дано в естественных предметах и процессах. Наконец, искусство стремится к более глубокому выражению в образах сущности природы и действительности, сущности, более или менее скрытой от повседневного взора. Искусство стремится к чувственно-наглядной концентрации этой сущности для воспринимающего субъекта, с тем чтобы он задавался вопросом о ней, проникался ею и вступил бы в диалог с сущностным. Искусство, таким образом, является раскрытием со-крытой глубинной сущности действительности, и потому оно должно выразить эту сущность в наглядной форме. И тем искусство служит истине.

Непосредственная же цель техники, наоборот, не служить, а пользоваться (хотя и сама техника опосредствованно также может быть поставлена на службу истине или добру). Техника стремится господствовать над природой и сделать ее свободно доступной для осуществления человеческих целей. Целью и определяющим смыслом встречи духа с природой является здесь формирование природы не обязательно лишь для выражения истины, но для преобразования, с тем чтобы можно было ее использовать и распоряжаться ею. Техника стремится таким путем включать и «вживлять» природу в человеческую жизнь, как бы интегрировать природные вещества и силы в человека. Если мерой искусства является истина, то мерой техники является польза и полезность. Причем целью здесь не является лишь физическая и материальная польза, но также, как это вытекает из сказанного прежде, в первую очередь духовная, предполагающая главным образом самопознание человека в его свободе и могуществе над природой, над материей, над жизнью, душой и духом, то есть самопознание человека во всем величии его господства[7].

Это, разумеется, не исключает того, что человек использует свое могущество разумно и со своей стороны ставит его на службу более высоким ценностям — помимо удовлетворения экономических потребностей, также и искусству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.