Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности атмосферного воздуха как природного объекта




План лекции (1 час)

Гражданско-правовая ответственность.

За причинение вреда животному миру наступает гражданско-правовая ответственность. Она наступает независимо от привлечения виновных к ад­министративной или уголовной ответственности

Размеры возмещения причиненного животному миру вреда указаны в

Приказе и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 18-03/158 «Об утверждении размеров возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира».

Здесь уста­навливаются размеры такс по животному миру: за голову сайгака-рогача - 200 МРП, за ондатру – 5 МРП, балобана – 700 МРП, беркута – 400 МРП, барса снежного – 2000 МРП, стерлядь – 6 МРП (за 1 кг) и т. д.

В тех случаях, когда невозможно подсчитать количество погибших жи­вотных, например, при массовой гибели рыбы в водоемах в результате сброса в них отравляющих веществ, подсчет ущерба производится на осно­ве специальных методик, разработанных и утвержденных компетентными органами. При отсутствии такс и методик применяются соответствующие нормы гражданского законодательства о возмещении вреда.

Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением вреда, несут материальную и дисциплинарную ответственность в установлен­ном порядке. В данном случае такими работниками могут выступать: егеря, охотоведы, главные охотоведы и т. д. [kgl]

 

[gl] Тема 12. [:] Правовая охрана атмосферного воздуха

 

1. Особенности атмосферного воздуха как природного объекта.

2. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.

 

Цель занятия: общеобразовательная. Изучить особенности атмосферного воздуха как природного объекта и вопросы правовой охраны атмосферного воздуха.

Ключевые слова: атмосфера, атмосферный воздух, охрана атмосферного воздуха, государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, право пользования атмосферным воздухом, эмиссии в окружающую среду, нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

 

Атмосферный воздух – важнейший компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы.

Атмосфера- газообразная оболочка планеты, состоящая из смеси многих газов, водяных паров и пыли.

Атмосфера, это воздушная оболочка, которая окружает невидимым слоем весь земной шар, а атмосферный воздух – компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы. Атмосферный воздух, является объектом правовой охраны, это вытекает из понятия «окружающая среда как совокупность природных и искусственных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные воды, земли, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии», закрепленного в Экологическом кодексе РК (п. 41 ст.1 ЭК РК).

Экологический Кодекс регулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории Республики Казахстан (ст.3 ЭК РК).

По своим физическим характеристикам атмосферный воздух не может быть индивидуализирован, к нему не применимы традиционные полномочия собственника и соответственно он не может быть объектом права собственности. Однако атмосферный воздух больше, чем другие природные объекты, в силу присущих ему свойств, связан с жизненными интересами людей. Он важнейший непосредственный источник существования человека, животных, растений, источник жизни на Земле.

Можно сказать атмосферный воздух основа жизни на земле.

Без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха - одна из актуальнейших проблем для всех стран особенно промышленно развитых.

Особенность атмосферного воздуха:

1) экономическое использование атмосферного воздуха правом практически не регулируется;

2) атмосферный воздух не может состоять в собственности;

3) охрана атмосферного воздуха осуществляется не ради самого воздуха, а в целях охраны человека и окружающей природной среды.

2. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.

Охрана атмосферного воздуха - система государственных и общественных мер, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха и предотвращение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Охрана атмосферного воздуха осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов:

1) приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений;

2) недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

3) государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

4) гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

5) научной обоснованности, системности и комплексности подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом.

Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха – деятельность специально уполномоченных органов по наблюдению за состоянием атмосферного воздуха и источниками его загрязнения по проверке соблюдения законности и фактического выполнения норм, правил и мероприятий по охране атмосферного воздуха и по применению мер юридической ответственности.

В целях наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения государственных органов, организаций и населения текущей и экстренной информацией о качестве атмосферного воздуха центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, местные исполнительные органы организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Республики Казахстан.

Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

1) условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

2) стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

3) режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

4) выполнения государственных программ охраны атмосферного воздуха;

5) иных требований законодательства Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха.

Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляют центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, его территориальные подразделения и местные исполнительные органы в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.

Экологическое нормирование и нормативы эмиссии в окружающую среду.

Эмиссии в окружающую среду, это выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, вредные физические воздействия.

В Экологическом кодексе определено понятие:

Экологического нормирования, эмиссии в окружающую среду их нормативы, квоты, лимиты и другие показатели, характеризующие предельный уровень нормируемых параметров окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха.

В соответствии со ст.25 Экологического кодекса к нормативам эмиссий относятся:

технические удельные нормативы эмиссий;

нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

нормативы размещения отходов производства и потребления;

нормативы допустимых физических воздействий (количества тепла, уровня шума, вибрации, ионизирующего излучения и иных физических воздействий);

нормативы размещения серы в окружающей среде в открытом виде.

При этом нормативы эмиссий должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий и рассчитываются на основе предельно допустимых концентраций или целевых показателей качества окружающей среды.

Величины нормативов эмиссий являются основой для выдачи экологических разрешений и принятия решений о необходимости проведения технических мероприятий в целях снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения.

Технические удельные нормативы эмиссий устанавливаются для конкретных процессов и отраслей промышленности на основе внедрения наилучших доступных технологий.

Технические удельные нормативы эмиссий устанавливаются в технических регламентах и являются основой комплексных экологических разрешений (ст.26 ЭК).

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ являются величинами эмиссий, которые устанавливаются на основе расчетов для каждого источника выбросов и предприятия в целом с таким условием, чтобы обеспечить достижение нормативов качества окружающей среды.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ используются при выдаче разрешений (экологическое разрешение - документ, удостоверяющий право физических и юридических лиц на осуществление эмиссий в окружающую среду) на эмиссии в окружающую среду в составе проектов, содержащих расчетные значения нормативов, планы-графики достижения природопользователями уровня нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, установленные значения технических удельных нормативов эмиссий для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования.

Срок действия установленных предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ определяется сроком действия заключений государственной экологической экспертизы, выданных на содержащие нормативы проекты.

Проекты нормативов эмиссий обосновываются в составе оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности либо в виде отдельных документов.

Разработка нормативов эмиссий осуществляется физическими и юридическими лицами, имеющими лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

Нормативы эмиссий по отдельным источникам устанавливаются равными техническим удельным нормативам эмиссий либо определяются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды.

Методика определения нормативов эмиссий расчетным путем утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

При установлении нормативов эмиссий учитываются существующие загрязнения окружающей среды. Данные по фоновым концентрациям параметров качества окружающей среды представляются гидрометеорологической службой Республики Казахстан по договору с заказчиком проекта или проектной организацией.

Нормативы эмиссий от передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не устанавливаются. Предельные концентрации основных загрязняющих атмосферный воздух веществ в выхлопных газах определяются законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. (ст.28 ЭК).

Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Поскольку хозяйственная и иная деятельность, может существенно влиять на состояние атмосферного воздуха, укажем основные, экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, закрепленные в Экологическом кодексе РК, несоблюдение которых может оказать вредное воздействие на атмосферный воздух.

Так, уже при проектировании предприятий, зданий и сооружений, объектов промышленности, должны быть предусмотрены:

· соблюдение нормативов качества окружающей среды;

· обезвреживание и утилизация опасных отходов;

· использование малоотходных и безотходных технологий;

· применение эффективных мер предупреждения загрязнения окружающей среды.

В целях охраны атмосферного воздуха запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов без установок и оборудования по очистке, обезвреживанию и утилизации опасных отходов, выбросов, сбросов, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Работник, обнаруживший нарушение экологических требований, норм, правил и инструкций или опасность, угрожающую жизни и здоровью людей, а также возможность загрязнения окружающей среды, обязан незамедлительно принять все зависящие от него меры по устранению или локализации возникшей ситуации и сообщить об этом диспетчеру или руководству.

Природопользователь обязан информировать уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о происшедших авариях с выбросом загрязняющих веществ в окружающую среду в течение двух часов с момента их обнаружения.

Определение мест размещения предприятий, сооружений и иных объектов производится с соблюдением условий и правил охраны окружающей среды, с учетом экологических последствий деятельности указанных объектов.

При размещении предприятий, сооружений и иных объектов устанавливаются охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны.

Строительство и реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов осуществляются при наличии положительных заключений государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз и в соответствии с нормативами качества окружающей среды. Не допускаются изменения утвержденного проекта или стоимости работ в ущерб окружающей среде.

Эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации должна осуществляться с учетом установленных экологических требований и использованием экологически обоснованных технологий, необходимых очистных сооружений и зон санитарной охраны, исключающих загрязнение окружающей среды.

При эксплуатации указанных объектов должны внедряться малоотходные и безотходные технологии, обеспечивающие экологическую безопасность.

Физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов, принимать меры по снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В целях ограничения вредного воздействия тепловых электростанций на состояние воздушного бассейна прилежащей территории перед их размещением в составе проекта проводится нормирование эмиссий в окружающую среду путем установления для каждой энергетической организации (и каждого его источника загрязнения) контрольных показателей (грамм в секунду) и годовых нормативов (тонн в год), обеспечивающих экологическую безопасность тепловых электростанций.

Расчет контрольных показателей (грамм в секунду) и разработка соответствующих мероприятий по снижению эмиссий в окружающую среду проводятся, исходя из планируемой максимальной производительности оборудования тепловых электростанций (с учетом плановых ремонтов, вывода в резерв).

Для проектируемых и строящихся электростанций соблюдение нормативов эмиссий в окружающую среду должно быть обеспечено к моменту приемки их в эксплуатацию (ст.ст.198-205 ЭК).

В целях обеспечения охраны атмосферного воздуха постановлением Правительства Республики Казахстан 27 июня 2007г., утвержден Перечень экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности. В этот перечень включена деятельность по осуществлению производственных процессов сопровождаемых выбросами в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ 1-2 класса опасности согласно санитарной классификации производственных объектов.

В целях защиты озонового слоя в 1985г. в Вене была провозглашена концепция, а обязательства стран, одобривших ее, были сформулированы в международном соглашении, получившем название Венской Конвенции по защите озонового слоя. Следующий шаг был сделан в 1987г, когда Конвенция была дополнена Монреальским протоколом. Это соглашение предусматривало замораживание на уровне производства пяти наиболее широко применяемых хлорфторуглеродов, а затем сокращение их производства на 50% к 1988г., но затем этот список запрещенных разрушительных веществ пополнялся.

Монреальским протоколом с 1 января 1993 года запрещён экспорт регулируемых протоколом веществ в страны, не являющиеся его Сторонами. Казахстан не производит веществ, регулируемых Монреальским Протоколом, а лишь их потребляет, являясь самым крупным импортером озоноразрушающих веществ в центрально-азиатском регионе потребление Казахстана составляет около 1305 т.

Республика Казахстан 30.10.1997г. приняла законы РК «О присоединении РК к Венской конвенции об охране озонового слоя» и к «Монреальскому Протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой земли». В конвенции определены список веществ отрицательно влияющих на озоновый слой, и принято решение о взаимном информировании государств о производстве и использовании этих веществ, о принимаемых мерах. Впервые официально было заявлено о пагубном воздействии изменений озонового слоя на здоровье людей и окружающую среду и о необходимости международного сотрудничества по проблемам охраны озона. В соответствии с Монреальским протоколом должен быть установлен контроль за производством и использованием фреона и хлорфуторуглеродов, по мнению ученых, наиболее разрушающих озоновый слой Земли.

В указанных актах определены условия выброса в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, с превышением удельных нормативов для стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудований. Особенности производства работ с использованием озоноразрушающих веществ, а также ремонт, монтаж, обслуживание оборудований, содержащих озоноразрушающие вещества. Постановлением Правительства РК от 18 июня 2007г. утверждены Правила выдачи разрешений на импорт, экспорт озноразрушающих веществ и содержащей их продукции, производство работ с использованием озноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озноразрушающие веществ. Охрана атмосферного воздуха связана и с принятием Рамочной Конвенции ООН об изменении климата от 14.06.1992 г., Казахстан ратифицировал Конвенцию 17 мая 1995г.

К этой Рамочной конвенции 11 декабря 1997г, был принят Киотский Протокол, Казахстан присоединился к данному Протоколу в соответствии с Указом Президента РК от 12 марта 1999г. Однако практический механизм так называемый Киотский протокол республика не ратифицировала. Основные положения указанных конвенций закреплены в Экологическом кодексе РК. Так в соответствии со ст. 310 кодекса охрана климата и озонового слоя Земли основывается на следующих основных принципах:

предотвращение, смягчение необратимых последствий изменения климата (включая глобальное) и деградации озонового слоя Земли;

обязательность государственного регулирования выбросов парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферу;

гласность, полнота и достоверность информации об изменении климата и деградации озонового слоя Земли;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране климата и озонового слоя Земли.

Государственное управление в области охраны климата и озонового слоя Земли осуществляет уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

В целях государственного регулирования выбросов парниковых газов и потребления озоноразрушающих веществ устанавливаются лимиты (квоты) предельно допустимых выбросов парниковых газов и потребления озоноразрушающих веществ.

Предельно допустимые выбросы парниковых газов устанавливает уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для отдельных видов источников выбросов парниковых газов.

Проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности при застройке городских и иных поселений должны осуществляться с учетом уменьшения выбросов парниковых газов и сохранения уровня абсорбции их поглотителями (ст.ст.313-314 ЭК).

В соответствии Экологическим кодексом РК эмиссии в окружающую среду на всех этапах нефтяных операций не должны превышать установленные для них нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Запрещается сжигание флюидов на факелах при эксплуатации скважин, за исключением случаев угрозы аварийной ситуации.

Сжигание углеводородов на факеле при испытании скважин должно быть сведено до минимума. В случае расположения скважины на путях миграции птиц должны быть приняты организационно-технические меры для исключения ущерба орнитофауне.

Выбросы в атмосферу подлежат контролю в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, апробированными принципами и методами, принятыми в международной практике в области охраны окружающей среды при проведении нефтяных операций (ст.262 ЭК). [kgl]

[gl] Тема 13. [:] Правовой режим особо охраняемых объектов природы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.