Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации преподавателю. Методические указания студентам




Методические указания студентам

Информационное обеспечение дисциплины

Литература рекомендуемая

Литература дополнительная

Литература основная

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учеб.пособие. –М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора: Учебник. –М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. для вузов. М.: Инфра-М. 2003.

4. Социальная политика: Учеб. для вузов под ред. Н.А.Волгина. М.:Экзамен. 2006.

5. Экономика общественного сектора: Учеб.пособие / ред.П.В.Савченко. –М.: ИНФРА-М, 2009.

 

1. Аткинсон Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учеб. для вузов. Пер. с англ. Под ред. Л.Л.Любимова. М.: аспект-пресс, 1995.

2. Иванов А.М. бюджеты субъектов федерации и приоритеты социальной политики//Финансы, 2004, №8.

3. Кадомцева С.В. Развитие человеческого потенциала и социальная политика государства//Вестник МГУ. –Сер.6. Экономика, 2004.

4. Хубиев К. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект)//Экономист, 2003, №1.

5. Чепурных М.Е. Взаимодействие трех секторов экономики при производстве общественных благ. – Пермь, 2006.

6. Шмелев Н.П. Ключевые проблемы современной социально-экономической политики России // Проблемы прогнозирования, 2004, №3.

7. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

 

 

1. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, ТЕИС, 1998.

2. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

3. Нуреев Р., Кохен С. Современная экономика: принципы и политика: Учеб. для вузов. М., 1996.

4. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998.

5. Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. М., 2003.

6. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М.:2000.

7. Barr N. The Welfare State as Piggy Bank. Oxford University Press. 2003.

8. Barr N. Economics of the Welfare State. Oxford University Press. 2004.

9. James E. Austin. The Collaboration Challenge. Harvard Business School.2004.

 

 

Кроме указанных выше литературных источников в курсе «Экономика общественного сектора» широко используются Интернет-ресурсы, такие, как:

- http://www.socialpolicy.ru

- http://www.ilo/ru

- http://www.budgetrf.ru

- http://www.bio.org

- http://www.asi.org

- http://www.urbaneconomics.ru

- http://www.klerk.ru

- http://www.civitas.ru

- http://www.wildfield.ru

- http://www.unglobalcompact.org

- http://www.csreurope.org

- http://www.duma.gov.ru

- http://www.socpol.ru

 

 

 

 

Каждый студент при изучении дисциплины «Экономика общественного

сектора» проводит 29 часов аудиторных занятий, из них: лекции – 8 часов, семинарские занятия – 21 час. Кроме того, учебным планом предусматривается самостоятельная работа в объеме 43 часов.

Самостоятельная работа студента нужна для более глубокого усвоения изучаемого курса, для формирования навыков исследовательской работы и должна научить студента на практике применять полученные теоретические знания.

 

Задания для самостоятельной работы студента:

 

Тема 1. Изъяны рынка и роль государства в рыночной экономике.

Учебным планом предусматривается 4 час лекций, 3 часа семинарских занятий и 12 часов самостоятельной работы. В качестве самостоятельного задания студентам предлагается самостоятельно подготовить материал для выступления на семинарском занятии, а затем коллективно его обсудить по вопросу «Масштабы и роль государственного сектора в экономике стран мира». Это задание предусматривает не только выяснение необходимости сохранения государственного сектора в рыночной экономике, но и оценку его размера в разных странах. Обычно для сравнения в качестве примера берутся несколько стран с развитой рыночной экономикой, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Изучение данного материала позволяет студентам более четко представлять себе, какой путь уже прошла Россия к рынку, и какой путь ей еще предстоит пройти.

 

 


Тема 2. Общественные блага в рыночной экономике.

Учебным планом предусматривается 4 час лекций и 3 часа семинарских занятий. Самостоятельная работа студентов в объеме 12 часов включает проработку учебного материала не только по лекционному материалу, но и по учебной литературе, указанной выше в Планах семинарских занятий.

 

Тема 3. Социально-экономическая сущность перераспределения в условиях рыночной экономики. Модели общественного благосостояния.

 

Учебным планом предусматривается 4 час лекций и 3 часа семинарских занятий. На самостоятельную работу выделяется 13 часов. Кроме работы дома с учебной обязательной и дополнительной литературой, каждому студенту дается задание выполнить эссе на тему «Современная модель общественного благосостояния России». Эссе оценивается до 10 баллов и учитывает освоение студентом как теории, так и практики проблем общественного благосостояния. Кроме эссе к самостоятельной работе также относится подготовка выступлений на семинарах по темам, связанным с проведением социальной политики в России, предусматривающих анализ реальных ситуаций в этой сфере.

 

Тема 4. Теория общественного выбора и несовершенство государственного сектора.

 

На лекции по этой теме выделяется 4 час, на семинарские занятия – 3 часа. Самостоятельная работа студентов предусматривает 13 часов. В нее входит работа с учебной литературой, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников, подготовка заключений по обзорам таких проблем, как «Государственный сектор экономики и его изъяны», «Лоббирование: положительные и отрицательные последствия», «Группы специальных интересов и их влияние на принимаемые парламентом решения». Самостоятельная работа над этими темами, изучение мирового опыта позволяет студентам не только глубже понять теоретические аспекты теории общественного выбора, но и осознать собственную роль в политическом процессе страны.

 

 

Тема 5. Налоговый механизм и доходы государственного сектора.

 

Учебным планом предусматриваются 4 час лекций, 4 часа семинарских занятий и 13 часов самостоятельной работы. Студенты самостоятельно работают над учебной литературой. К первому семинару предлагается подготовить доклады по темам: «Влияние неденежных форм доходов на величину налоговых поступлений», «Экономический смысл и сравнительный анализ искажающих налогов». Преподаватель учитывает, что к моменту изучения этого раздела курса студентам уже прочитан курс «Налогообложение», а значит, представление о налоговой системе уже сформировано, поэтому на этом семинарском занятии проводится контрольная работа, к которой студенты должны повторить материал по всем предыдущим темам курса.

 

Тема 6. Государственные расходы. Социальная помощь и государственное страхование.

 

Учебным планом курса предусматриваются 4 час лекций, 4 часа семинарских занятий и 13 часов самостоятельной работы. Студенты прорабатывают учебный материал, готовят доклады и обсуждения к ним. В качестве тем докладов предлагается обсудить «Становление новой системы социальной защиты населения в РФ», «Государственная политика борьбы с бедностью в России». Кроме того, в этой теме предусматривается сделать перевод и обсудить работу профессора Гарвардской школы бизнеса Джеймса Остина “The Collaboration Challenge”, в которой четко и ясно обосновывается идея о том, что создание общественных благ не может обходиться без участия в этом процессе всех трех секторов экономики – государственного, частного и некоммерческого.

 

Тема 7. Финансирование и производство товаров и услуг в государственном секторе.

 

Учебным планом предусматриваются 4 час лекций и 4 часа семинарских занятий. На самостоятельную работу студента отводятся 13 часов. При подготовке к семинарскому занятию студенты изучают учебный материал по конспектам лекций и научной литературе, а также готовятся к участию в тематической дискуссии на тему «Пути повышения эффективности использования бюджетных средств в процессе создания общественных благ». Основные моменты дискуссии состоят в том, чтобы найти и проанализировать реальные ситуации, связанные с контрактацией и квази-рынками.

 

 

Тема 8. Бюджетный федерализм.

 

Учебным планом отводится 4 час лекций, 4 часа семинарских занятий и 13 часов самостоятельной работы. Студенты изучают учебный материал по конспектам лекций и научной литературе, готовят доклады на темы «Политика финансового выравнивания в РФ», «Проблема региональной несбалансированности бюджетной системы в РФ», «Бюджетный федерализм в условиях перехода к рынку». На семинарском занятии по этой теме предусматривается моделирование и анализ конкретных проблемных ситуаций по бюджетным грантам.

 

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента на экзамене.

 

Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи.

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определенной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- задачи и пути устранения недостатков.

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

Оценку знаний студентов предлагается проводить с использованием 100-балльной системы оценки знаний. Критерии этой системы:

100 баллов:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по некоторым вопросам, выходящим за ее пределы;

- безупречное владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и культурой экономической аргументации;

- выраженная способность самостоятельно и творчески решать проблемы в нестандартной ситуации;

- умение творчески анализировать экономическую литературу и способность обосновать собственную позицию;

- творческая работа на семинарских занятиях по экономике общественного сектора, активное участие в обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

 

90 баллов:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

- четкое владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и культурой экономической аргументации;

- способность самостоятельно и творчески решать проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;

- умение анализировать экономическую литературу и способность обосновать собственную позицию;

- активное участие в обсуждениях на семинарских занятиях по экономике общественного сектора, высокий уровень культуры исполнения заданий.

 

80 баллов:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;

- владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и культурой экономической аргументации;

- способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по экономике общественного сектора;

- активное участие в обсуждениях на семинарских занятиях по экономике общественного сектора, высокий уровень культуры исполнения заданий.

 

70 баллов:

- систематизированные и глубокие знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;

- владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и достаточной культурой экономической аргументации;

- умение анализировать изученную в рамках самостоятельной управляемой работы экономическую литературу и способность обосновать собственную позицию;

- активное участие в обсуждениях на семинарских занятиях по экономике общественного сектора, высокий уровень культуры исполнения заданий.

 

60 баллов:

- достаточно полные и в целом систематизированные знания в объеме учебной программы;

- владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и определенной культурой экономической аргументации;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой по экономике общественного сектора;

- активное участие в обсуждениях на семинарских занятиях по экономике общественного сектора, высокий уровень культуры исполнения зданий.

 

50 баллов:

- достаточные знания в объеме учебной программы;

- владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и определенной культурой экономической аргументации;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой по экономике общественного сектора;

- участие в обсуждениях на семинарских занятиях по экономике общественного сектора, высокий уровень культуры исполнения заданий.

 

40 баллов:

- достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

- знание основных экономических категорий, умение их использовать;

- умение делать выводы без существенных ошибок;

- способность находить аргументы для обоснования основных экономических проблем с помощью преподавателя;

- допустимый уровень культуры исполнения заданий.

 

30 баллов:

- недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

- слабое владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом;

- знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой по экономике общественного сектора;

- неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях экономики общественного сектора;

- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

 

Для точного вычисления количество набранных баллов число семинарских занятий умножается на 5 как высший балл, отражающий наиболее эффективную работу студента на семинаре. Полученный результат приравнивается к 100 баллам. В конце семестра делается итоговый подсчет количества баллов, набранных каждым студентом, сравнивается со 100 баллами. Оценки за работу на семинарах выставляются в следующем порядке: от 100 до 85 баллов – «отлично», 84-55 баллов – «хорошо», 54-40 баллов – «удовлетворительно», 40 баллов также рассматривается как «зачет», если студент набирает меньше 40 баллов – не зачет или «неудовлетворительно».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.