КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чувственное и рациональное познание, интуиция
Философия права Сергей Сергеевич Алексеев
Издательство НОРМА Лицензия № 064250 от 6 октября 1995 г. 109544, Москва, Школьная ул., 36-38 Тел./факс (095) 912-97-21 Подписано в печать 24.10.97. Формат 84x108/32. Усл.-печ. л. 17,64. Тираж 6 000 экз. (2-й завод) Заказ № 369
Издано при содействии издательства ИНФРА - М Лицензия № 070824 от 21 января 1993 г. 127247, Москва, Дмитровское ш., 107 Тел. (095) 485-70-63; 485-76-18 Отпечатано в ООО типографии "Полимаг" 27247, Москва, Дмитровское шоссе, 107.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества. · знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности; · знание как познавательно-значимая информация; · знание как отношение человека к действительности. 6. Виды знаний: · Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию) · Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира · Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии) · Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы) · Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении · Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки. · Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности 7. Формы знаний: · Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание · Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами · Донаучное – прототип, предпосылки научного знания · Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием · Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки · Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
6 Истина и ее критерии. Относительность истины.
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон) · Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм) · Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт) · Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант) · Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п. 2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения: 1. соответствие знаний действительности; 2. то, что подтверждено опытом; 3. некое соглашение, конвенция; 4. свойство самосогласованности знаний; 5. полезность полученного знания для практики. Аспекты истины:
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. 1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам; 4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи; 6. практика.
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: 1. материальное производство (труд, преобразование природы); 2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); 3. научный эксперимент. Функции практики: 1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.); 2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его); 3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности); 4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
7 Мышление и деятельность.
1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер) 2. Различия деятельности человека и активности животного
5. Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы Виды действий по М. Веберу: · целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.); · ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.); · аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.); · традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки)
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
6.1 труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование) 6.2 игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный) 6.3 учение (познание нового) 6.4 общение (обмен идеями, эмоциями) 6.4.1 двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога 6.4.2 структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель 6.4.3 классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное 6.4.4 типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый 6.4.5 функции: социализация (формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»); организационная
7.1 Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая) 7.2 По субъекту: индивидуальная – коллективная 7.3 По характеру: репродуктивная – творческая 7.4 По соответствию правовым нормам: законная – незаконная 7.5 По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная 7.6 По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная 7.7 По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная 7.8 По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя · комбинирование, · воображение, · фантазия, · интуиция
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |