Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в партийно-политических системах и государственном устройстве




3.1.Идейно-политические течения и партии. Освобожде­ние стран Европы от фашизма и реакционных режимов сопровождалось воссозданием демократических институ­тов представительного характера и политических партий. Большую роль играли исторические традиции и прошлый практический опыт политической деятельности. Сложив­шиеся еще в конце XIX — начале XX в. идейно-политиче­ские течения получили дальнейшее развитие, перестраи­ваясь в организационном плане в соответствии с новыми историческими условиями и меняющейся социальной структурой обществ. Консерватизм, либерализм, социа­листические течения и в известной мере национализм были идейными основами воссоздающихся или вновь соз­данных после освобождения европейских стран поли­тических партий. Движение Сопротивления во многих странах внесло в формирующиеся новые политические системы большой демократический заряд.

Обновление политических течений проходило по ряду общих направлений. Необходимость реформ подчеркива­лась в программных документах всех политических пар­тий. Среди них важнейшее место занимали социальные реформы. Пренебрежение к этим ожиданиям общества оборачивалось поражением в политической борьбе. Так, например, консервативная партия Великобритании по­терпела провал на выборах в июле 1945 г.

В целом ряде стран континентальной Европы возрож­дение консервативных партий происходило под растущим влиянием религиозной идеологии. Это было отражением настроений в обществе, обращением к религии целого ря­да слоев, групп населения европейских стран, пережив­ших ужасы фашизма, бедствия войны, насилие, утрату близких. В Италии католическое политическое движение, Христианско-демократическая партия, было связано с Ва­тиканом, в ФРГ Христианско-демократический союз опи­рался на поддержку приверженцев двух конфессий — ка­толической и протестантской, символизируя преодоление раскола общества по принципам вероисповедания. Хри стианско-демократические партии принимали значи­тельное участие в политической жизни Италии, Франции, ФРГ, Бельгии, Австрии, Голландии.

Либеральные и буржуазные радикальные партии имели меньшее влияние, однако часто определяли общую расстановку партийно-политических сил. Особенно это касается стран с многопартийными системами (Италия, Франция). Наиболее устойчивы государственные структу­ры с двухпартийным «политическим маятником», когда традиционно две партии борются за власть и попеременно ее осуществляют (Великобритания и США). В ряде стран целые десятилетия у власти доминировала одна партия при сохранении многопартийности: например, несколько десятилетий в Италии возглавляла правительства ХДП, в Швеции — социал-демократическая партия.

После Второй мировой войны прочное положение в по­литических системах ряда европейских стран заняли социалистические и социал-демократические партии, нередко приходившие к руководству государством (Вели­кобритания, Швеция, Франция, Австрия, Испания и др.). В конце 90-х гг. социал-демократические и социалистиче­ские партии возглавляли правительства в 13 из 15 стран, входящих в Европейский союз.

Профсоюзное движение после Второй мировой войны оказалось под большим влиянием политических партий разных направлений (см. § 36).

 

3.2.Международное коммунистическое движение: подъем и упадок. Коммунистические партии во многих странах Европы были одной из самых активных сил движения Сопротивления, антифашистского и других социальных движений. Этим объясняется возросшее влияние ком­мунистических партий в европейских странах и мире в первые послевоенные годы. Массовыми стали коммуни­стические партии Италии и Франции. Под руководст­вом коммунистов в 1949 г. победила революция в Китае. В 1944—1947 гг. представители компартий входили в коа­лиционные правительства полутора десятков капитали стических стран. Однако коммунисты не сумели в после­дующем преодолеть догматизм, оценить новые социально- экономические, политические и научно-технологические процессы в мире, влиться в систему либеральной демо­кратии стран Запада. Удаление коммунистов в ряде стран из правительств в 1947 г. способствовало изоляции ком­партий. Тогда же стали обнажаться противоречия внутри коммунистических партий, стоящих у власти в странах Восточной Европы. Конфликт КПСС с Союзом коммуни­стов Югославии (СКЮ), начавшись в 1947—1948 гг. с ам­бициозных споров о путях социалистического строитель­ства, перерос во взаимную враждебность. Затем последо­вали фальсифицированные судебные процессы и репрессии против политических соперников в руководстве компар­тий Венгрии, Болгарии, Польши, Румынии, Чехослова­кии. Организационный и идеологический кризис меж­дународного коммунистического движения растянулся на несколько десятилетий.

Стремясь восстановить контроль над коммунистиче­ским движением, КПСС учредила в 1947 г. из представи­телей ряда компартий новый международный (после рос­пуска Коминтерна в 1943 г.) центр — Информационное бюро коммунистических партий (КОМИНФОРМ) и его печатный орган.

Разоблачение на XX съезде КПСС в 1956 г. фактов мас­совых репрессий в СССР в годы сталинского тоталитарно­го режима, а затем подавление советскими танками на­родного восстания в Венгрии в том же году стали шоком для всего мира и для международного коммунистическо­го движения. Ряды компартий покинули многие десятки тысяч мыслящих людей. КОМИНФОРМ был распущен, а его газета закрыта.

В целях сохранения единства движения КПСС пред­приняла новую форму консолидации движения — между­народные совещания коммунистических партий в 1957, 1960 и 1969 гг. Каждое из них организовывалось в целях преодоления очередного глубокого кризиса. Совещание 1957 г. было созвано после XX съезда КПСС и указанных событий в Венгрии и в связи с активизацией в ряде ком­партий сторонников отказа от догматизма, которых назы­вали «ревизионистами». Совещание осудило «правый ревизионизм». Совещание 1960 г. было созвано в связи с обострением конфликтов между КПСС и компартией Китая, маоистское руководство которой выступало с пози­ций «левого революционаризма» и пыталось оспорить «руководящую роль» КПСС. Совещание 1969 г. было по­пыткой сохранения видимости единства движения после подавления в 1968 г. попыток пражского руководства компартии Чехословакии стать на путь социал-демокра­тических реформ. Наконец, после ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. отношения КПСС с итальянской компартией и рядом других, осудивших этот акт, вы­лились в жесткую полемику, а затем в почти полный разрыв. В конце 80-х и начале 90-х гг. международное коммунистическое движение в прежнем виде перестало существовать. Часть коммунистических партий осталась на ортодоксальных позициях, но значительное число ком­партий или прекратило свою деятельность, лишившись финансового содержания после краха КПСС, или претер­пело коренную перестройку, изменив не только название, но и отказавшись от основ коммунистической идеологии: диктатуры пролетариата, демократического централизма, марксизма-ленинизма, единомыслия, мировой револю­ции, непризнания частной собственности.

3.3.Социалистический Интернационал: сдвиг вправо. После Второй мировой войны возродилось международное социалистическое движение. Его организационным цен­тром стал Комитет международных социалистических конференций. В 1951 г. на съезде социалистических пар­тий и организаций во Франкфурте-на-Майне было провоз­глашено создание Социалистического Интернационала. Это была федерация самостоятельных социалистических и социал-демократических партий главным образом евро­пейских стран. Социалистический Интернационал осуще­ствлял координирующие и информационные функции, его решения не имели обязательной силы для партий. На съезде организации в 1989 г. было представлено свыше 70 партий, половина из которых была из стран «третьего мира». Таким образом, Социалистический Интернацио­нал перестал быть европоцентристской организацией. Но­вая программа, «Декларация принципов», рассматривала социализм как непрерывный процесс социальной, эконо­мической и политической демократизации общества, про­возглашала основные ценности: свободу, справедливость, равенство, солидарность, ставила проблемы глобального значения: обеспечение мира, международной безопасности, разоружение, развитие диалога между Востоком и Западом, экологическую безопасность. Программа имеет целью при­способить политику социалистических и социал-демокра­тических партий к новым условиям в мире в связи с тен­денцией утраты влияния левых сил и движений.

3.4.Международное профсоюзное движение. В первые го­ды после Второй мировой войны рабочее и профсоюзное движение в развитых капиталистических странах находилось на подъеме. Осенью 1945 г. образовалась Всемирная федерация профсоюзов (ВФП) при участии представите­лей профцентров более 50 стран мира. Однако в условиях начавшейся вскоре «холодной войны» сохранить единст­во международного профсоюзного движения не удалось. Оно вскоре распалось на несколько международных центров, что отражало идейно-политический раскол в международном рабочем и социалистическом движении. От ВФП, в руководстве которой важную роль играли ком­мунисты, откололись национальные профцентры, близ­кие к социалистическим и лейбористским партиям. Они в 1949—1951 гг. создали Международную конфедера­цию свободных профсоюзов (МКСП), в которую вошли Британский конгресс тред-юнионов, американские проф­центры, французский профцентр «Форс увриер», Итальянский союз труда и др. Католические синдикаты объеди­нились в Международную конфедерацию христианских профсоюзов, которая в 1968 г. изменила название, став Международной конфедерацией труда (МКТ).

В последующем возникли другие региональные проф­союзные центры: в 1956 г. — Международная конфедера­ция арабских профсоюзов, в 1961 г. — Всеафриканская федерация профсоюзов, в 1964 г. — Конгресс профсоюзно­го единства трудящихся Латинской Америки и др.

Важную роль в повышении жизненного уровня трудя­щихся, а также в защите профсоюзных свобод и коорди­нации деятельности правительств и профсоюзов играет Международная организация труда (МОТ). Созданная еще при Лиге Наций в 1919 г., МОТ ныне является спе­циализированным органом ООН. В МОТ входят предста­вители 150 государств, национальных и международных профцентров и предпринимателей. МОТ выступает за ус­тановление экономической и социальной стабильности и вырабатывает рекомендации по регламентации рабочего времени, по борьбе с безработицей, гарантированной оплате труда, защите профсоюзных свобод, ликвидации неравно­правия и дискриминации и пр. МОТ регулярно публикует доклады о состоянии рынка труда, проблемах занятости и оплаты труда, состоянии профсоюзного движения, о но­вых проблемах и положении трудящихся в условиях гло­бализации и транснационализации мировой экономики.

По данным МОТ, в 1995 г. в мире насчитывалось около 170 млн членов профсоюзов. Из них в Европе (Западной и Восточной) — 55 млн, в Азии — 37 млн, в Северной Аме­рике — 20 млн, в Центральной и Южной Америке — 33 млн, в Африке и на Ближнем Востоке — 17 млн членов профсоюзов. Общая тенденция в профсоюзном движении за послед­нее десятилетие — значительное снижение числа членов профсоюзов в большинстве стран мира. Небольшой рост профсоюзных рядов отмечен лишь в Азиатско-Тихоокеан­ском регионе. Спад профсоюзного движения связан с глу­бокими структурными изменениями в составе наемного труда и отраслевыми сдвигами в мировой экономике.

Политические течения после войны выходят из нацио­нальных рамок, создаются объединения интернациональ­ного характера. Кроме исторического Социалистического Интернационала, образовались интернационалы либе­ральных, консервативных партий. Происходит междуна­родное объединение ультраправых и неофашистских группировок.

3.5.Новые конституции и изменения в государственном устройстве. Общие направления в развитии конституци­онного права в европейских странах определялись сдви­гом к демократизации под влиянием антифашистских сил, рабочего, социалистического и коммунистического движе­ний. В 1946—1947 гг. были приняты новые конституции в Италии, во Франции, в Японии, в 1949 г. — в ФРГ. В Пор­тугалии после «революции красных гвоздик» новая кон­ституция была принята в 1975 г. После смерти диктатора в Испании и победы демократических сил в 1976 г. корте­сы утвердили в 1978 г. новую испанскую конституцию. В Греции после свержения военной хунты был установлен демократический режим и принята новая конституция.

В послевоенных конституциях, кроме традиционных для буржуазно-демократических государств положений о политических свободах — свободе слова, ассоциаций, вероисповедания, равноправия женщин, прав личности и др., записаны и новые нормы и права — на труд, на отдых, на забастовку, на социальное обеспечение, на образование.

Новые положения зафиксированы по вопросам войны и мира. В конституциях Франции, ФРГ, Италии, Японии и других стран осуждается война как средство решения международных споров. Отказ от войны как средства на­циональной политики записан в конституции Японии.

3.6.Формирование наднациональных институтов В связи с интеграционными процессами в Западной Ев­ропе в послевоенные годы возникли новые формы взаимодействия государств и формирование наднациональных институтов в виде различных консультативных и властных ассамблей и парламентов. Наиболее ранний из таких органов — Совет Европы, созданный в 1949 г. Это межправительственная консультативно-совещательная орга­низация, в которую входит около 40 европейских государств представлены делегаты национальных парла­ментов, а также комиссия по правам человека.

Большое влияние на нормотворчество европейских го­сударств оказывают также рекомендательные, недоговор­ные положения межгосударственных организаций нового типа. Например, в 1975 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) приняло Заключитель­ный акт, определяющий большой круг норм и этических принципов в качестве руководства для взаимоотношений между государствами. Этот документ подписали 33 евро­пейских государства, США и Канада. Совещание стало по­стоянным органом и с 1991 г. приняло название Организа­ция по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Важное значение стало приобретать междуна­родное право, и прежде всего принятые международные правовые акты о правах человека. Если государство под­писывает такой, например, документ, как Всеобщая декларация прав человека (1948), принятый Генеральной Ассамблеей ООН, он приобретает силу национального правового документа.

Таким образом, развитие партийно-государственной структуры и государственно- конституционного устройства в западноевропейских стра­нах, США, Канаде и других государствах отражает общий процесс демократизации и оздоровления общественной жизни.

3.7.Особенности политического развития в мире. Во вто­рой половине XX в. в рамках национальных государств и в планетарном масштабе произошли смены векторов развития по сравнению с первой половиной уже фактиче­ски прошедшего столетия.

Две основные модели общественного развития — либе­рально-демократическая и тоталитарная — и их проти­воборство остаются определяющими в современном мире.

Однако во второй половине XX в. вектор исторического развития изменился. Если в 20—30-е гг. верх брали авто­ритарные и тоталитарные тенденции и была вполне реаль­на угроза существованию демократии, то для 50—90-х гг. характерно противоположное движение. Вектор естест­венно-исторического развития указывает движение мира к демократизации.

При всей условности статистики ООН число либерально-демократических режимов в послевоенные десятиле­тия неуклонно возрастает, а авторитарных сокращается (см. диаграмму).

 

Число либерально-демократических режимов в мире (на шкале указано число либерально- демократических режимов)

1919 1940 1960 1975 1990 1995

Однако эта тенденция к демократизации не стала опре­деляющей для большинства стран Азии и Африки, где европейская модель экономической и политической мо­дернизации встречает сопротивление и отторжение (в ос­новном мусульманский мир) или экономическая модерни­зация проходит в условиях авторитарных режимов или военных диктатур и не сопровождается утверждением по­литической демократии. Такая тенденция к авторитар­ным режимам характерна для стран и регионов с неразви­той демократической политической культурой или при ее отсутствии (например, районы Тропической Африки).

В современном постиндустриальном мире тоталитарное политическое движение и режим могут утвердиться лишь в локальном масштабе и в странах, задержавшихся на до- индустриальной фазе развития и не сумевших обеспечить обществу минимально гарантированный уровень потреб­ления.

Временное утверждение авторитарных методов управ­ления и усиление роли государства оказалось необходи­мым после Второй мировой войны в целом ряде стран Латинской Америки, в Китае, ряде стран Юго-Восточной Азии и Африке, т. е. в регионах мира, где осуществляется подготовка отсталого общества к модернизации и прово­дятся реформы. Утверждению авторитарных методов управления помогает наследие традиционного общества.

Политикой «социального благосостояния» страны За­пада обезопасили себя от такого рецидива тоталитаризма.

Свойственная 80-м гг. для ряда западноевропейских стран обстановка активизации неоконсервативных политических сил в 90-е гг. стала сменяться поворотом влево.

В Великобритании, Италии, Франции, Канаде, США и ряде других стран в середине — второй половине 90-х гг. прошли очередные или досрочные парламентские выборы и победу на них одержали либеральные или левые партии или блоки левых сил, а консерваторы потерпели серьез­ные поражения. В немалой степени это объяснялось тем, что непопулярные меры консервативных партий по ре­конструкции экономики и ревизии социальной политики в 80-е гг. в ряде индустриальных стран, хотя и были обу­словлены потребностями реформирования экономики и структурных реформ, ухудшили материальные условия жизни и вызвали серьезное недовольство.

При всем многообразии современного мира восстанав­ливается его цивилизационное единство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Назовите основные партийно-политические те­чения в западноевропейских странах после войны.

2. Объясните, почему христианско-демократические партии приобрели значительное влияние.

3. Срав­ните роль социалистических и социал-демократических партий в предвоен­ный и послевоенный периоды. Возросла ли она?

4. Какие новые положения включались в послевоенные конституции стран Западной Европы?

5. Какие обстоятельства, по вашему мнению, определили в последнее десятилетие XX в. поворот к демократизации в мире?

6. Сравните тенденции мирового развития с периодом 20—30-х гг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.