Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подведомственность дел об административных правонарушениях




Административно-процессуальный статус лиц (органов) ведущих производство по делу об административном правонарушении

КоАП (в ст. 22.1) определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях:

1) судьи (мировые судьи);

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральные органы исполнительной власти, их учрежде­ния, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномо­чиями и задачами и функциями, возложенными на них федераль­ными законами либо нормативными правовыми актами Прези­дента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотрен­ных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полно­мочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов ис­полнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени вышеназванных органов, в соответствии с частью 1 статьи 22.2 КоАП РФ, имеют право рассматривать:

- руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

- руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

- иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени соответствующих органов имеют право рассматривать уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов российской Федерации.

Остановимся подробнее на правовом положении названных органов.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП представителями судебной власти, уполномоченными рассматривать дела об администра­тивных правонарушениях в пределах установленной компетен­ции, являются судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи.

В настоящее время, согласно Федеральному конституционно­му закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 де­кабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями), мировой судья в пределах своей компетенции уполномочен рассматривать административные дела в качестве суда первой инстанции. Пол­номочия судей в этой сфере постоянно расширяются.

К исключительной подведомственности судей отнесены преимущественно дела об административных правонарушениях, посягающих на права граждан либо представляющих большую общественную опасность.

Что касается комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, то в их состав входят председатель, его заместитель, осво­божденный секретарь, а при необходимости вводится штатная должность инспектора по работе с детьми. Кроме того, в состав комиссии входят депутаты представительных органов власти или самоуправления, работники органов образования, здравоохране­ния, сотрудники органов внутренних дел, других учреждений, представители общественности.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об ад­министративных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях подростков, отнесенные к компетенции других юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае передачи этих дел на рассмотрение соответствующих комиссий.

Административные комиссии являются единственными юрисдикционными органами, специально образуемыми для рас­смотрения всех категорий дел об административных правонару­шениях, за исключением отнесенных законодательством к компе­тенции других органов (должностных лиц). В состав комиссий входят председатель, его заместитель, ответственный секретарь, а также члены комиссии.

Самостоятельную и самую многочисленную группу органов от­раслевой административной юрисдикции составляют предусмотренные гл. 23 КоАП органы внутренних дел, органы государ­ственных инспекций и другие органы исполнительной власти (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях.

Характеризуя различные виды органов административной юрисдикции, необходимо иметь в виду, что все юрисдикционные функции от имени этих органов выполняют соответствующие должностные лица, уполномочен­ные рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, предусмотренные Осо­бенной частью КоАП и законодательными актами субъектов РФ, в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполне­нии служебных обязанностей.

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномо­чиями в полном объеме, если КоАП или законом субъекта РФ не установлено иное.

Объем (содержание) полномочий должностных лиц характери­зуется видами и размером административных наказаний, которые они могут применять к правонарушителям. Так, например, административ­ный арест, конфискацию орудия совершения и предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности могут применять только судьи, а на­чальник органа внутренних дел, например, за мелкое хулиганство вправе лишь наложить административный штраф.

Подведомственность, устанавливаемая КоАП (Глава 23) и законодатель­ными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компе­тенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.

Выделяют следующие виды подведомственности дел об административных правонарушениях:

1. Родовая. В соответствии с данным видом подведомственности определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать дело об административном правонарушении.

2. Должностная. Определяет круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении от имени государственных органов.

3. Территориальная. Правовой основой данного вида подведомственности является ст. 29.5 КоАП, в соответствии с которой дело об административном правонарушении рассматривается:

- по месту его совершения (по общему правилу);

- по месту жительства (1. Дела о правонарушениях совершенных несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних; 2. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении);

- по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (если по данному делу проводилось административное расследование),

- по месту учета транспортного средства (если в качестве наказания предусмотрено лишение права управления транспортным средством).

Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об ад­министративных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суро­вых административных наказаний — административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совер­шения административного правонарушения, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без граж­данства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Рассмотрение административных дел судьей является сущест­венной и надежной гарантией прав и законных интересов привле­каемых к административной ответственности лиц, а также потер­певших.

Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других органов (на­пример, органов внутренних дел). К ним, например, относится мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное рассматривать названные дела, вправе налагать на нарушителя штраф, а если применение данной меры админи­стративного наказания он признает недостаточным, то направляет дело на рассмотрение в суд. Рассматривая эти дела, судья может применить к нарушителю любое наказание, установленное кон­кретной статьей закона.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые главами районной, городской, районной в городе ад­министрации, являются основными юрисдикционными органа­ми, рассматривающими дела об административных правонару­шениях лиц в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по со­держанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении под­ростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими других правонарушений. Рассмотре­ние этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защи­те их прав со стороны государства и общества.

Помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные дела в отношении подростков могут рас­сматриваться другими юрисдикционными органами, если это право установлено соответствующими законодательными актами. Так, на общих основаниях со взрослыми несовершеннолетние при­влекаются к административной ответственности этими органами за мелкие хищения, мелкое хулиганство, нарушение Правил до­рожного движения, неповиновение сотруднику милиции, воен­нослужащему и т.д. Во всех этих случаях уполномоченные юрис­дикционные органы вправе передавать соответствующие дела о правонарушениях подростков на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

КоАП и законодательными актами субъектов РФ к ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном приобретении либо хранении наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов, наруше­ниях правил, связанных с обеспечением безопасности и функцио­нирования транспортных средств и некоторых объектов, наруше­ниях Правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, общественного порядка и ряд других дел.

В соответствии с ч.2 ст. 23.3 КоАП РВ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов внут­ренних дел в пределах своей компетенции вправе:

- начальники или заместители начальников территориальных уп­равлений (отделов) внутренних дел;

- начальники территориаль­ных отделов (отделений) милиции, их заместители;

- начальники (заместители) линейных управлений (отделов, отделений) органов внутренних дел на транспорте;

- начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;

- начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;

- начальники (заместители) государственной инспекции безопасности дорожного движения, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной служ­бы;

- сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальные звания;

- государственные инспектора безопасности дорожного движения;

- государственные инспектора дорожного надзора;

- старшие участко­вые уполномоченные милиции, участко­вые уполномоченные милиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.