КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подведомственность дел об административных правонарушениях
Административно-процессуальный статус лиц (органов) ведущих производство по делу об административном правонарушении КоАП (в ст. 22.1) определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях: 1) судьи (мировые судьи); 2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями и задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: 1) мировыми судьями; 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ. Дела об административных правонарушениях от имени вышеназванных органов, в соответствии с частью 1 статьи 22.2 КоАП РФ, имеют право рассматривать: - руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; - руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; - иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени соответствующих органов имеют право рассматривать уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов российской Федерации. Остановимся подробнее на правовом положении названных органов. В соответствии со ст. 23.1 КоАП представителями судебной власти, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции, являются судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи. В настоящее время, согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями), мировой судья в пределах своей компетенции уполномочен рассматривать административные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия судей в этой сфере постоянно расширяются. К исключительной подведомственности судей отнесены преимущественно дела об административных правонарушениях, посягающих на права граждан либо представляющих большую общественную опасность. Что касается комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, то в их состав входят председатель, его заместитель, освобожденный секретарь, а при необходимости вводится штатная должность инспектора по работе с детьми. Кроме того, в состав комиссии входят депутаты представительных органов власти или самоуправления, работники органов образования, здравоохранения, сотрудники органов внутренних дел, других учреждений, представители общественности. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях подростков, отнесенные к компетенции других юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае передачи этих дел на рассмотрение соответствующих комиссий. Административные комиссии являются единственными юрисдикционными органами, специально образуемыми для рассмотрения всех категорий дел об административных правонарушениях, за исключением отнесенных законодательством к компетенции других органов (должностных лиц). В состав комиссий входят председатель, его заместитель, ответственный секретарь, а также члены комиссии. Самостоятельную и самую многочисленную группу органов отраслевой административной юрисдикции составляют предусмотренные гл. 23 КоАП органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы исполнительной власти (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Характеризуя различные виды органов административной юрисдикции, необходимо иметь в виду, что все юрисдикционные функции от имени этих органов выполняют соответствующие должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, предусмотренные Особенной частью КоАП и законодательными актами субъектов РФ, в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если КоАП или законом субъекта РФ не установлено иное. Объем (содержание) полномочий должностных лиц характеризуется видами и размером административных наказаний, которые они могут применять к правонарушителям. Так, например, административный арест, конфискацию орудия совершения и предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности могут применять только судьи, а начальник органа внутренних дел, например, за мелкое хулиганство вправе лишь наложить административный штраф. Подведомственность, устанавливаемая КоАП (Глава 23) и законодательными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания. Выделяют следующие виды подведомственности дел об административных правонарушениях: 1. Родовая. В соответствии с данным видом подведомственности определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать дело об административном правонарушении. 2. Должностная. Определяет круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении от имени государственных органов. 3. Территориальная. Правовой основой данного вида подведомственности является ст. 29.5 КоАП, в соответствии с которой дело об административном правонарушении рассматривается: - по месту его совершения (по общему правилу); - по месту жительства (1. Дела о правонарушениях совершенных несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних; 2. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении); - по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (если по данному делу проводилось административное расследование), - по месту учета транспортного средства (если в качестве наказания предусмотрено лишение права управления транспортным средством). Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний — административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совершения административного правонарушения, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности. Рассмотрение административных дел судьей является существенной и надежной гарантией прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, а также потерпевших. Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других органов (например, органов внутренних дел). К ним, например, относится мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное рассматривать названные дела, вправе налагать на нарушителя штраф, а если применение данной меры административного наказания он признает недостаточным, то направляет дело на рассмотрение в суд. Рассматривая эти дела, судья может применить к нарушителю любое наказание, установленное конкретной статьей закона. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрации, являются основными юрисдикционными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях лиц в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении подростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими других правонарушений. Рассмотрение этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства и общества. Помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные дела в отношении подростков могут рассматриваться другими юрисдикционными органами, если это право установлено соответствующими законодательными актами. Так, на общих основаниях со взрослыми несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности этими органами за мелкие хищения, мелкое хулиганство, нарушение Правил дорожного движения, неповиновение сотруднику милиции, военнослужащему и т.д. Во всех этих случаях уполномоченные юрисдикционные органы вправе передавать соответствующие дела о правонарушениях подростков на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. КоАП и законодательными актами субъектов РФ к ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном приобретении либо хранении наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов, нарушениях правил, связанных с обеспечением безопасности и функционирования транспортных средств и некоторых объектов, нарушениях Правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, общественного порядка и ряд других дел. В соответствии с ч.2 ст. 23.3 КоАП РВ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов внутренних дел в пределах своей компетенции вправе: - начальники или заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел; - начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители; - начальники (заместители) линейных управлений (отделов, отделений) органов внутренних дел на транспорте; - начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; - начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил; - начальники (заместители) государственной инспекции безопасности дорожного движения, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы; - сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальные звания; - государственные инспектора безопасности дорожного движения; - государственные инспектора дорожного надзора; - старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |