Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность первой и второй сигнальной системы




Основные закономерности высшей нервной деятельности (ВНД)

Основными процессами нервной деятельности является возбуждение и торможение.

На кору больших полушарий головного мозга одновременно действуют много разных раздражителей, однако на значительное количество раздражителей организм не реагирует, поскольку возбуждение, вызванное ими, тормозиться.

Торможение происходит одновременно с возбуждением. Благодаря торможению целой цепи участков коры возбуждение направляется и сосредотачивается в определенном участке коры.

При определенных условиях возбуждение и торможение расширяются, иррадиируют по коре больших полушарий, вызывая возбуждение или торможение других участков коры, или снова сосредотачиваются в пункте своего возникновения.

Благодаря иррадиации условный рефлекс может проявляться и на сходный раздражитель, например, если зажечь вместо лампочки, фонарик. Иррадиация возбуждения в сознании вызывают различные ассоциации-образы, мысли, чувства, которые или усиливают, или тормозят выполняемую деятельность.

В случае концентрации возбуждения в определенном участке коры другие ее участки тормозятся.

Расширение или сосредоточение возбуждения и торможения осуществляется в соответствии с законом иррадиации и концентрации нервных процессов.

Возбуждение и торможение взаимодействуют. Возбуждение в определенных участках коры больших полушарий головного мозга вызывает торможение в других и наоборот: торможение в одних участках коры вызывают возбуждение в других. Такое явление происходит согласно закона взаимной индукции возбуждения и торможения.

Различают индукцию положительную и отрицательную.

При положительной индукции торможение в определенном участке коры вызывает возбуждение в других ее участках.

При отрицательной индукции возбуждение в каком-либо участке коры вызывает торможение в тех ее участках, которые были до этого активными.

Торможение нервых процессов бывает безусловным, или внешним, и условным или внутренним.

Внешнее торможение возникает вследствие действия достаточно сильного постороннего раздражителя. Образованный условный рефлекс, например выделение собакой слюны на зажигание электрической лампочки, прекращается, если начнет действовать сильный звук.

Внешнее торможение является проявлением действия отрицательной индукции. Оно проявляется еще и в виде запредельного торможения, которое возникает тогда, когда сила возбуждения превышает возможности нервной клетки. В этом случае сила раздражителя не только вызывает усиление реакции, а наоборот, реакция ослабевает или совсем тормозиться. Тормозные процессы, которые возникают в клетке из-за ее перенапряжения, охраняют ее от разрушения.

Внутреннее торможение также обусловлено внешними условиями. Одним из проявлений условного или внутреннего торможения является ослабление временных нервных связей. Оно возникает тогда, когда условный раздражитель (например, свет), на который вырабатывается условный рефлекс, время от времени не подкрепляется безусловным раздражителем (например, едой). Созданная связь в этом случае затормаживается, и рефлекс угасает. Если условный раздражитель снова подкрепить безусловным, то заторможенная временная связь легко восстанавливается, и условный раздражитель снова вызывает условный рефлекс. Торможение временных нервных связей лежит в основе забывания.

Важным проявлением внутреннего торможения является дифференциация раздражителей и реакций. Если из условных раздражителей, на которые вырабатывался условный рефлекс, подкреплять безусловным раздражителем только некоторые, то условный рефлекс возникает на те условные раздражители, которые подкрепляются безусловным. А возбуждение от других раздражителей, которые не подкрепляются, тормозятся, и условный рефлекс на них не проявляется. Так, если сформирован условный рефлекс на звук, но подкрепляется звук только определенной высоты или интенсивности, то и условный рефлекс далее будет возникать только на звук той высоты или интенсивности, которая подкреплялась. Происходит дифференциация раздражителей. Исследованиями установлено, что собака, например, может дифференцировать звуковые раздражители с точностью до 1/8 тона. Дифференцированное раздражение способствует различению оправданных жизнью раздражителей от неоправданных. Это ярко проявляется в учебно-воспитательной деятельности.

Наряду с замыкательной функцией большие полушария головного мозга выполняют также аналитико-синтетические.

Взаимодействуя со средой организм отвечает не на все раздражители, которые достигают мозга, а только на те, которые служат удовлетворению ее потребностям.

Различая раздражители, мозг на одни из них отвечает, а на другие не отвечает. Так анализируются предметы внешнего мира. Одновременно с анализом большие полушария головного мозга осуществляют синтез, сущность которого заключается в замыкании нервных связей. Образуют целые цепи и системы временных связей. Процессы, которые в психологии называют ассоциациями, являются не чем иным как образованием временных связей, т.е. актами синтеза. Познавательные процессы, мышление – это сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.

 

Деятельность больших полушарий головного мозга – это сигнальная деятельность. Мозг всегда реагирует на разнообразные раздражители, которые сигнализируют о том, что имеет для жизни организма важное значение. Например, свет, звук или запах могут сигнализировать живому существу о наличии еды, опасности и др.

Сигналы, которые вызывают предметы и их свойства или явления природы, представляют собой первую сигнальную систему, которая свойственна и животным, и человеку. Действительность для животных сигнализируется почти исключительно раздражителями, которые непосредственно действуют на специальные клетки зрительных, слуховых и другие рецепторы организма, и их отражением в больших полушариях.

Высшая нервная деятельность человека как общественного существа качественно отличается от высшей нервной деятельности животных. В процессе труда, в общественной жизни люди сформировали звуковую речь как средство связи. Способ взаимного общения.

Речевая функция внесла новый принцип в деятельности больших полушарий. Слово в жизни человека стало своеобразным сигналом. Оно является второй, специфически человеческой сигнальной системой действительности. Каждое слово как название предмета, свойства или действия заменяет соответствующий первый сигнал, то есть сигнализирует первые сигналы.

Если ощущение и восприятие предметов и явлений окружающего мира является для человека первыми, конкретными сигналами действительности, то речь – это вторые сигналы, сигналы сигналов. Слово связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, которые поступают в большие полушария. Оно их сигнализирует, заменяет и потому может вызвать все действия, которые их вызывают конкретные раздражители.

Вторая сигнальная система возникла на основе первой и без нее существовать не может. Она действует только в связи с первой сигнальной системой, вступая с ней в сложнейшие взаимосвязи.

Вторая сигнальная система во взаимодействии с первой является физиологической основой высшего, абстрактного мышления человека и его сознания, средством познания самого себя. Физиологической основой ряда других психологических процессов (восприятие, память, представление, формирование навыков и др.) также является взаимодействие первой и второй сигнальной системы в этих психологических процессах делает их сознательными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.