Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плацента. Имеются




Опишите последовательную смену разных форм гемоглобина в эритроцитах плода.

К 2-3 годам. С появлением речи. В 4-6 лет.

Дети, потому что у них больший удельный вес анаэробных процессов (гликолиз), более низкая возбудимость дыхательного центра, поэтому он менее чувствителен к афферентной импульсации от сосудистых рефлексогенных зон.

Низкая, что обусловлено незрелостью клеток дыхательного центра и хеморецепторов.

Относительно большая, чем у взрослых, поверхность легких, большая объемная скорость кровотока в легком, более широкая сеть капилляров в легких.

7. Какова степень возбудимости дыхательного центра у новорожденного и от чего она зависит?

8. Дети первых лет жизни или взрослые легче переносят кислородное голодание? Почему?

9. Каковы особенности чувствительности дыхательного центра у детей грудного возраста к недостатку кислорода и избытку углекислого газа, в каком возрасте она становится как у взрослого?

Дыхательный центр возбуждается недостатком О2 больше нежели избытком СО2. К школьному возрасту становится как у взрослых.

10. В каком возрасте появляется произвольная регуляция дыхания, с чем это связано? В каком возрасте она достаточно хорошо развита?

11. Чем объясняется небольшая глубина дыхания у грудного ребенка?

Относительно большая печень ребенка затрудняет движения диафрагмы вниз, а горизонтальное положение ребер – поднятие их.

12. Какова частота дыхания у новорожденного? Сравните ее с нормой взрослого.

30 – 40 в мин (у взрослого 12 – 16 в мин).

13. Сколько эритроцитов содержится в 1л крови у новорожденных(сравнительно с нормой взрослого)? Как меняется этот показатель на протяжении первого года жизни?

6, 11012/л (выше, чем у взрослых). В течение первых месяцев жизни этот показатель снижается (до 4, 11012/л к 5 – 6 месяцам) и остается низким до 1 года (физиологическая анемия).

До 2 – 3 месяцев внутриутробной жизни- эмбриональный гемоглобин (НbР), с 3 месяца – преобладает фетальный гемоглобин (НbF), с 4 месяца – появляется гемоглобин взрослого (НbА).

15. Что является органом внешнего дыхания у плода? Имеются ли у плода дыхательные движения?

 

 

2. 3. СИСТЕМА ПИЩЕВАРЕНИЯ

(два занятия)

 

Занятие 1-е

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА И ЖЕЛУДКА

 

1. Что называют пищеварением? Что происходит с энергетической ценностью пищевых веществ и их видоспецифичностью в процессе пищеварения?

Совокупность физико-химических процессов, обеспечивающих расщепление поступающих в организм сложных пищевых веществ на способные ассимилироваться простые химические соединения без потери их энергетической ценности (но с потерей видоспецифичности).

2. Перечислите пищеварительные и непищеварительные функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

Пищеварительные – секреторная, моторная, всасывательная. Непищеварительные – защитная, экскреторная, выработка биологически активных веществ, витаминов.

3. Перечислите основные закономерности деятельности пищеварительной системы. Какая закономерность регуляции секреторной функции проявляется по ходу желудочно-кишечного тракта в краниально-каудальном направлении?

Приспособительный характер секреции (зависимость количества и состава пищеварительного сока от состава пищи), эстафетность, дублирование и периодичность функций. Снижение роли ЦНС и увеличение значения гуморальных и местных нервных механизмов в регуляции секреции.

4. Раскройте значение процесса пищеварения.

Расщепление питательных веществ до компонентов, лишенных видовой специфичности, способных всасываться в кровь и лимфу при сохранении их энергетической ценности.

5. Какие три вида обработки пищи осуществляются в процессе пищеварения?

Механическая (жевание, глотание, перемешивание, передвижение пищи), химическая (ферментативная) и физикохимическая (действие соляной кислоты, желчи).

6. Назовите три типа пищеварения в зависимости от происхождения ферментов.

Аутолитическое, симбионтное и собственное.

7. Объясните понятия: аутолитическое пищеварение, симбионтное пищеварение, собственное пищеварение.

Аутолитическое пищеварение осуществляется посредством ферментов пищи, симбионтное – посредством ферментов, вырабатываемых микроорганизмами кишечника (симбионтов), собственное – посредством ферментов, синтезируемых пищеварительными железами самого организма.

8. Приведите классификацию видов пищеварения по их локализации. Какие из них являются ведущими у взрослого человека?

Внутриклеточное и внеклеточное. Последнее делится на полостное и пристеночное (мембранное) – ведущие у человека.

9. До каких конечных компонентов расщепляются белки, жиры и углеводы в пищеварительном тракте?

Белки- до аминокислот, жиры – до глицерина и жирных кислот, углеводы – до моносахаридов.

10. К какому классу ферментов относятся пищеварительные ферменты? Почему при расщеплении полимеров в пищеварительном тракте их энергетическая ценность сохраняется?

К классу гидролаз. Ферменты, гидролизирующие питательные вещества, не расщепляют высокоэнергетические связи молекул пищевых продуктов. При этом основное количество энергии остается в продуктах гидролиза, освобождается не более 1% содержащейся в пище энергии.

11. Назовите функции пищевого центра. Укажите локализацию его основных компонентов.

Формирование и регуляция пищевого поведения, координация деятельности пищеварительного тракта. Продолговатый мозг, ретикулярная формация, гипоталамус, лимбическая система, кора больших полушарий.

12. Объясните понятие "сенсорное насыщение". В результате чего оно наступает?

Чувство насыщения рефлекторной природы, возникающее после приема пищи в результате возбуждения рецепторов рта и желудка и поступления афферентных импульсов в ЦНС, вследствие чего активируется центр насыщения и тормозится центр голода.

13. Объясните понятие "метаболическое насыщение". Через какой промежуток времени после приема пищи оно возникает?

Насыщение, возникающее вследствие поступления питательных веществ в кровь. Возникает через 1,5 – 2 часа после приема пищи.

14. В чем суть хронического эксперимента и его преимущество перед острым экспериментом при изучении физиологии пищеварения?

Исследования проводятся периодически в течение длительного промежутка времени на интактных или выздоровевших после предварительной операции животных. Условия максимально приближены к естественным.

15. Назовите крупные слюнные железы человека. Какого характера слюну вырабатывает каждая из них?

Околоушная, подчелюстная, подъязычная железы. Околоушная слюнная железа продуцирует серозную слюну, другие железы – серозно-слизистую.

16. С помощью какого устройства изучают раздельно работу крупных слюнных желез у человека и кто его разработал?

С помощью капсулы Лешли-Красногорского. Метод позволяет собирать слюну раздельно от каждой слюнной железы.

17. Какие виды обработки пищи осуществляются в ротовой полости?

Механическая (жевание и перемещение пищи ко входу в пищевод), физико-химическая (увлажнение и ослизнение пищевого комка), химическая (начальные стадии гидролиза углеводов).

18. Перечислите пищеварительные функции слюны.

Формирование пищевого комка, ферментативная обработка пищи, участие в оценке ее вкусовых качеств.

19. Перечислите непищеварительные функции слюны.

Защитная (бактерицидное действие лизоцима), участие в артикуляции, экскреторная, инкреторная (калликреин), терморегуляторная функции.

20. Назовите основной пищеварительный фермент слюны и субстрат, на который он действует? В каком отделе ЖКТ, в основном, осуществляется его действие? Что ограничивает время действия этого фермента?

Альфа-амилаза, на полисахариды (крахмал); действует в фундальной части желудка, пока содержимое не смешивается с желудочным соком; фермент инактивируется в кислой среде.

21. Какие раздражители могут вызывать секрецию слюнных желез? В чем выражается приспособительная изменчивость работы слюнных желез?

Любые раздражители, действующие на слизистую рта (как пищевые, так и отвергаемые вещества). В изменении количества и качества слюны (вязкость, ферментная активность) в зависимости от свойств раздражителя.

22. Каков основной механизм регуляции слюнных желез? Какая общая закономерность регуляции секреторной активности ЖКТ отражается в этом факте?

Сложно-рефлекторный механизм (совокупность безусловных и условных рефлексов). Роль ЦНС в регуляции ЖКТ максимально выражена в краниальном отделе и постепенно снижается в каудальном направлении.

23. Раздражение каких рецепторов слизистой рта вызывает безусловный слюноотделительный рефлекс? Назовите нервы, в составе которых идут афферентные волокна от рецепторов слизистой рта.

Вкусовых, тактильных, температурных и других рецепторов слизистой рта. Тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий.

24. Какова продолжительность латентного периода безусловного слюноотделительного рефлекса? Сравните с таковыми у других пищеварительных желез? О чем свидетельствует этот факт?

1 – 3 с. Самый короткий латентный период среди пищеварительных желез. Свидетельствует о высокой реактивности слюнных желез.

25. Какой парасимпатический нерв иннервирует подчелюстные и подъязычные слюнные железы? Веточкой какого нерва он является?

Барабанная струна – веточка смешанного лицевого нерва (VII паре черепных нервов).

26. Какой парасимпатический нерв иннервирует околоушную железу? Веточкой какого нерва он является?

Ушно-височный нерв – веточка тройничного нерва (V пара черепных нервов).

27. От каких сегментов спинного мозга и от какого ганглия получают симпатическую иннервацию слюнные железы?

От II – IV грудных сегментов через верхний шейный симпатический ганглий.

28. Чем отличается слюна, выделяющаяся под влиянием парасимпатических нервов от слюны, выделяющейся под влиянием симпатических нервов?

Парасимпатические нервы стимулируют выделение большого количества жидкой, бедной ферментами слюны; симпатические – небольшого количества густой, богатой ферментами и слизью слюны.

29. Чем отличается секрет желез пилорического отдела желудка от секрета желез его фундального отдела?

Железы пилорической части желудка выделяют небольшое количество слабощелочного сока с большим содержанием слизи, в фундальной части выделяется кислый, богатый ферментами сок.

30. Перечислите входящие в состав желудочного сока вещества, обеспечивающие (1) физикохимическую и химическую обработку пищи, (2) выполняющие защитные функции и (3) участвующие в кроветворении.

1) Соляная кислота и ферменты (в основном, пепсины); 2) соляная кислота, лизоцим, мукоиды; 3) внутренний фактор Касла.

31. Назовите основные виды внешнесекреторных клеток желудочных желез и вещества, вырабатываемые ими.

Гландулоциты (главные клетки) вырабатывают пепсиноген; париетальные гландулоциты (обкладочные клетки) – соляную кислоту и внутренний фактор Касла; мукоциты (добавочные клетки) – слизь.

32. Какие ферменты входят в состав желудочного сока и на какие подгруппы их делят?

Протеолитические (собственно пепсины, гастриксин, пепсин B) и липолитические (желудочная липаза).

33. Чем активируются пепсиногены желудочного сока? На какие питательные вещества действуют пепсины, до каких соединений они их расщепляют? Укажите оптимальную рН среды для пепсинов фундального и антрального отделов желудка.

Соляной кислотой и пепсинами. Пепсины расщепляют белки, в основном, до полипептидов. Для пепсинов фундального отдела – 1,5 – 2, для пепсинов антрального отдела – 3,2 – 3,5.

34. Какие жиры доступны действию желудочной липазы? С чем это связано?

Только эмульгированные жиры (например, жиры молока), т. к. в желудке нет условий для эмульгирования жиров.

35. Назовите функции соляной кислоты, непосредственно связанные с физикохимической обработкой пищи.

Вызывает набухание и денатурацию белков, активирует пепсиногены, создает оптимальную среду для действия пепсинов, ускоряет створаживание молока.

36. Перечислите функции соляной кислоты, непосредственно не связанные с физикохимической обработкой пищи.

Регулирует моторику желудка, работу пилорического сфинктера, способствует образованию фактора Касла, оказывает бактерицидное действие, тормозит выделение гастрина.

37. В чем заключается защитное действие мукоидов, содержащихся в желудочном соке, какими клетками они вырабатываются?

Мукоиды защищают слизистую оболочку желудка от механических и химических воздействий. Вырабатываются добавочными клетками (мукоцитами).

38. Что такое внутренний фактор Касла, где он вырабатывается, какими клетками, какое оказывает действие?

Гастромукопротеид, вырабатывается париетальными клетками слизистой желудка (наряду с HCl); необходим для всасывания витамина В12, участвующего в кроветворении.

39. Какое количество желудочного сока выделяется у человека за сутки? Какова величина его рН?

За сутки выделяется 2 – 2,5 л желудочного сока, рН = 1,5 – 2,0

40. Назовите основные методы исследования секреторной деятельности желудка у человека. C какой целью они выполняются?

Зондирование. С целью получения желудочного сока и последующего исследования его состава и рН, зондовая рН-метрия.

41. Перечислите основные методы исследования моторики желудка у человека.

Различные варианты рентгеновского обследования, радионуклидные методы, электрогастрография.

42. Назовите фазы желудочной секреции и механизмы секреции в каждую фазу?

Первая – сложнорефлекторная (мозговая), вторая – желудочная, третья – кишечная (две последние – нейрогуморальные).

43. Почему первую фазу желудочной секреции называют сложнорефлекторной? Кем и в каком опыте это было доказано?

Потому что она осуществляется путем условных и безусловных рефлексов. И. П. Павловым в опыте мнимого кормления.

44. Раздражение каких рецепторных зон вызывает безусловнорефлекторное возбуждение желудочных желез?

Раздражение слизистой рта, глотки, желудка, двенадцатиперстной и других отделов тонкого кишечника.

45. Укажите локализацию рецепторных зон, раздражение которых ведет к безусловнорефлекторному отделению желудочного сока в первую фазу желудочной секреции. Назовите нервы, стимулирующие выделение желудочного сока. Где расположены их центры?

Слизистая рта и глотки. Блуждающие нервы. В продолговатом мозгу.

46. В каком опыте, на основании каких фактов было доказано, что блуждающие нервы стимулируют выделение желудочного сока? Какое влияние оказывают симпатические нервы на выработку желудочного сока?

В опыте И. П. Павлова на собаке в условиях мнимого кормления (мозговая фаза желудочной секреции) и перерезки блуждающих нервов: при интактных нервах желудочный сок выделяется, при перерезанных – нет. Симпатические нервы стимулируют синтез органических компонентов желудочного сока.

47. Каков механизм возбуждения желудочных желез при попадании пищи в ротовую полость? Опишите последовательность процессов при реализации этого механизма.

Рефлекторный. При воздействии пищи на рецепторы слизистой рта и глотки афферентные импульсы поступают в продолговатый мозг, активируют центры блуждающих нервов, далее импульсы по центробежным волокнам блуждающих нервов поступают к железам желудка, вследствие чего выделяется желудочный сок.

48. Какими опытами можно доказать гуморальный механизм возбуждения желудочных желез?

Введением в кровь гормонов желудочно-кишечного тракта, переливанием крови от сытого животного голодному, наблюдением за секрецией изолированного желудочка по Гейденгайну (денервированного).

49. Назовите группы химических веществ, стимулирующих выработку желудочного сока.

1) Гормоны желудочно-кишечного тракта; 2) продукты гидролиза белков; 3) экстрактивные вещества мяса, овощей.

50. Каков механизм возбуждения секреторной деятельности желудка во вторую (желудочную) и третью (кишечную) фазы секреции? Опишите основные этапы реализации этого механизма.

Нейрогуморальный; раздражение хемо- и механорецепторов желудка и тонкой кишки вызывает возбуждение центров блуждающих нервов, активацию желудочной секреции и выделение гастрина и гистамина. В процессе участвуют и другие желудочно-кишечные гормоны и парагормоны, продукты гидролиза, экстрактивные вещества.

51. Чем отличается секрет желез большой и малой кривизны желудка?

Железы малой кривизны продуцируют сок, более кислый и с большим содержанием пепсинов, чем железы большой кривизны.

52. В чем выражается приспособительная изменчивость работы желудочных желез?

Количество и качество желудочного сока (количество НСl, ферментативная активность, изменение секреции во времени, длительность секреции) зависят от качества (хлеб, мясо, молоко) и количества пищи.

53. Какие пищевые вещества являются наиболее сильными возбудителями желудочной секреции? В какую фазу желудочной секреции действуют жиры на секреторную и двигательную функции желудка и как под их влиянием изменяются эти функции?

Экстрактивные вещества (мясной бульон, капустный сок), яичный желток. В кишечную фазу; тормозятся.

54. В каких отделах желудочно-кишечного тракта преимущественно вырабатываются регуляторные пептиды (гормоны пищеварительного тракта)? Какова их роль в пищеварении?

В слизистой антрального (пилорического) отдела желудка и в проксимальном отделе тонкой кишки. Осуществляют гуморальную регуляцию секреторной, моторной и всасывательной функций желудочно-кишечного тракта.

55. Какое действие оказывает гастрин на моторику и секрецию желудка, тонкого кишечника, двенадцатиперстной кишки, желчного пузыря и поджелудочной железы?

Стимулирует секрецию желудка, двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы, усиливает моторику желудка, тонкой кишки и желчного пузыря.

56. Какие гормоны пищеварительного тракта стимулируют секрецию пепсиногенов в желудке?

Гастрин, бомбезин, мотилин, холецистокинин-панкреозимин.

57. Какие гормоны пищеварительного тракта тормозят секрецию пепсиногенов в желудке?

ЖИП (желудочный ингибирующий полипептид), ВИП (вазоактивный интестинальный пептид), гастроны и энтерогастроны.

58. Какое влияние на пищеварительную систему оказывает холецистокинин-панкреозимин?

Стимулирует секрецию ферментов поджелудочной железы и желудка, тормозит секрецию соляной кислоты в желудке; стимулирует сокращения желчного пузыря.

59. Какое влияние оказывает бомбезин на выработку гастроинтестинальных гормонов? Перечислите эти гормоны.

Увеличивает освобождение гастрина, холецистокинин-панкреозимина, панкреатического полипептида (ПП) и нейротензина.

60. Какое влияние на секреторную деятельность желудка оказывает гистамин?

Гистамин вызывает выделение большого количества желудочного сока с малым содержанием ферментов и высокой кислотностью.

1. Какие типы питания преобладают у эмбриона и плода? Раскройте суть понятий.

У эмбриона – гистиотрофное питание (за счет секрета слизистой оболочки матки, затем – материала желточного мешка), у плода – гемотрофное питание (за счет трансплацентарного транспорта питательных веществ от матери к плоду).

2. В какие сроки внутриутробного развития начинает проявляться деятельность собственно органов пищеварения? Что является субстратом переваривания при этом? Как называют такой тип питания?

С 16 – 20-й недели внутриутробного развития. Амниотическая жидкость. Амниотрофное питание.

3. Какой тип питания характерен для новорожденного ребенка? Объясните понятие, дайте характеристику этого типа питания.

Лактотрофный – молочное питание. С молоком матери поступают все необходимые питательные вещества (для их переработки оптимальные условия в желудочно-кишечном тракте грудного ребенка), а также ферменты, антитела и различные физиологически активные вещества.

4. Какими нервными центрами координируется акт сосания? В каких отделах мозга они расположены? С какими центрами взаимодействуют?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.