Стихи для самых-самых маленьких
Задумывались ли вы когда-нибудь раньше, почему одни стихи сразу нравятся маленьким детям и становятся настоящими «хитами» для многих и многих поколений, а другие, наоборот, не привлекают внимания ребенка даже при самом выразительном чтении? Стихи для детей раннего возраста совершенно особенная область поэзии. В исследованиях по лингвистике детской речи определены некоторые ключевые моменты, играющие важнейшую роль в успешном овладении ребенком родным языком. Однако эти сведения доступны только узкому кругу специалистов. Изучая особенности формирования начального детского лексикона, мы пришли к выводу о целесообразности использования в семейной педагогике такого эффективного методического приема, как чтение стихов детям раннего возраста. «Что же здесь нового?» — спросите вы. И на память сразу придут хрестоматийные строки из поэзи А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова. Легко вспоминаются и яркие примеры из народного творчества: «Гуси-гуси! Га-га-га...» Но дальше подбор «репертуара» для чтения маленьким детям будет весьма затруднен. Дело в том, что поэтическое творчество отражает прежде всего особенности стилистического оформления мысли взрослого человека, и отнюдь не всегда эти высказывания, при всей их несомненной художественной ценности, понятны маленькому ребенку, который только начинает усваивать премудрости родного языка. Русский язык с лингвистических и дидактических позиций является достаточно сложным для усвоения. Для русского языка характерны: — подвижный тип ударения; — свободный порядок слов в предложении; — многосложная структура слов; — весьма непростая система склонений, падежей, спряжений. В полной мере все эти трудности относятся к поэтической речи, понимание которой маленьким ребенком часто бывает затруднено, а иногда и просто невозможно, как это бывает, например, при чтении больших стихотворных отрывков. Эпитеты, аллегории, метафорические обороты, являясь неотъемлемой частью художественной речи, также усугубляют проблемы восприятия стихотворного текста малышами. Далее представлена специально разработанная подборка стихов известной детской писательницы Татьяны Андреевны Шорыгиной для самых-самых маленьких слушателей. Тематическое содержание стихотворений отвечает основным программным требованиям к развитию речи детей раннего возраста. В работе над стихами автором особо учитывалось то, что на ранних стадиях развития детской речи порядок слов является весьма значимым для понимания речи фактором, иногда более значимым, чем другие грамматические показатели, например падежные окончания. Наиболее естественной для ребенка дошкольного возраста является такая конструкция, при которой слово, обозначающее лицо, стоит на первом месте, выражено существительным в именительном падеже, за ним идет глагол в личной форме, а действие разворачивается по схеме: кто что сделал — с чем сделал. При работе над содержательной стороной каждого стихотворения использовались максимально простые предложения. Простота предложений для ребенка связана с последовательностью называния элементов ситуации и сложностью употребленных в высказываниях структур, поэтому именно этот принцип стал основополагающим при подборе используемых в тексте лексических средств. Стихотворения разбиты на четыре самостоятельных блока: звукоподражания, игрушечные животные, домашние животные, лесные животные. Именно в этой последовательности дети знакомятся с лексическим материалом. Методические рекомендации к каждому разделу содержат наиболее важные советы по ознакомлению малышей с материалом стихотворений.
| ГОЛОСА ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
| (стихи для детей от 1 г. до 1 г. 6 мес.)
|
|
| Выделенные слова произносите вместе с ребенком, потом ребенок научится произносить их сам.
|
Молока налили мало! Замяукал котик: «Мяу!»
|
«Гав-гав-гав!» — собака лает И чужих в дом не пускает.
|
«Где теленок? Не пойму? — Замычит корова: «Му-у-у».
|
Цыпленок запищал: «Пи-пи! Где же братики мои?»
|
Утка крякает: «Кря-кря! Много деток у меня».
|
На заборе, наверху, Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!»
|
Квохчет курица: «Ко-ко! Кормить цыпляток нелегко!»
|
Козочка кричит: «Ме-ме! Дайте свежей травки мне».
|
Ржет лошадка: «И-го-го! Ехать очень далеко».
|
Дятел сел на толстый сук И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!»
|
Лягушка квакает: «Ква-ква! Здесь очень вкусная трава».
|
Сидит кукушка на суку. Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»
|
| ИГРУШКИ
| (стихи для детей от 1 г. 6 мес. до 2 лет)
|
|
| Произнося слова, выделенные в тексте, надо: 1. Показывать игрушечных животных, знакомить с частями их тела. 2. Выполнять соответствующие действия с игрушкой. 3. Демонстрировать качественные признаки игрушки (пушистый, бархатистый). 4. Показывать изображения этих игрушек на картинке. 5. Стимулировать ребенка сначала повторять знакомые и простые для повторения слова в конце рифмованной строчки вместе со взрослым, а затем — произносить их самостоятельно. Для этого можно использовать прием договаривания, когда взрослый замолкает, произнеся первый звук слова, и ждет помощи от ребенка. 6. Если малыш уже хорошо подражает словам, допустимо «облегченное» произнесение слов из одного-двух слогов (например, сидит — «идит»).
|
Дали зайке барабан. Барабанит заяц сам.
Зайка лисицы совсем не боится, Потому что он — игрушка: Мягкий хвостик, лапы, ушки.
|
Для игрушечного мишки Сшили теплые штанишки.
|
У меня игрушка — котик: Ушки есть, глаза и ротик.
|
На лошадке я скакал, Чуть с лошадки не упал.
|
У меня игрушка — песик. Глазки есть и черный носик. Очень песика люблю, Вместе с ним в кроватке сплю.
|
Хрюшку-игрушку Рассмотрим мы с тобой: Вот пятачок, вот ушки, Вот хвостик небольшой.
|
У меня игрушка — слон, Добрый и хороший он. У слона есть хобот, уши, Я зову слона Петрушей.
|
| ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ
| (стихи для детей от 2 лет до 2 лет 6 мес.)
|
|
| Произнося текст стихотворения, надо: 1. Показывать ребенку реальных животных, знакомить с их повадками. 2. Обращать внимание ребенка на любимые занятия домашних питомцев. 3. Демонстрировать их отличительные внешние признаки. 4. Показывать изображения этих животных на картинках или фотографиях. 5. Стимулировать ребенка повторять некоторые слова вместе со взрослым, показывая соответствующие картинки (эти слова выделены в тексте). 6. Особое внимание обратить на разборчивое произнесение окончаний существительных в косвенных падежах (киску, миску). Для хорошего развития речи ребенку важнее правильно произнести конечную гласную, чем правильно аркулировать согласные звуки в основе слова.
|
Подарили нам щенка, Песик маленький пока. Мы с сестренкой с ним играли, Его Тузиком назвали.
|
Котик с мячиком играет, Его по полу катает.
|
У нашей кошки Много котят. Все котята есть хотят. Мама-кошечка одна, Но накормит всех она.
|
Чтобы были мы здоровы, Молока нам даст корова.
|
Любит Хрюшка Полежать в луже. Ест из кормушки Свеклу на ужин.
|
Козочка смелая — Острые рожки. Козочка белая — Быстрые ножки.
|
Красная бородка, Красный гребешок, Важная походка. Это — петушок.
|
У курицы — цыплята, У утки — утята, У гусыни — гусята. Все малыши очень хороши!
|
Живет в клетке попугай, Клетку ты не открывай.
|
У мышки-норушки Есть хвостик и ушки, Лапки есть, глаза и рот. Мышка в норке живет.
|
Вот рыбка моя, Золотая чешуя. Хвост у рыбки гибкий. Лапок нет у рыбки. Рыбка вперед Весело плывет.
|
Испекла курочка пирожок. «Приходи, Петечка-петушок, Пирожок мы поклюем Да цыпляток позовем!»
|
Выйдет петушок Утром на лужок, Если червяка найдет, К себе курочек зовет.
|
Утром искупаться в пруд Уточки утят ведут.
|
| ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
| (стихи для детей от 2 лет 6 мес. до 3 лет)
|
|
| Произнося текст стихотворения, надо: 1. Познакомить ребенка с изображением реального животного, прочитать короткий рассказ о его повадках, по возможности показать это животное в телевизионной передаче или в зоопарке. 2. Обращать внимание ребенка на любимые лакомства животного, особенности его жизни в живой природе (живет в лесу, в жаркой Африке, на Севере). 3. Демонстрировать во время прогулки в зоопарк или просмотра телевизионной передачи отличительные внешние признаки животного. 4. Показывать изображения этого животного на фотографиях. 5. Стимулировать повторение целых фраз вместе со взрослым, показывая соответствующие картинки (эти слова выделены в тексте). 6. Особое внимание обратить на разборчивое произнесение предлогов и окончаний существительных в косвенных падежах.
|
Мишка любит сладкий мед.Мишка мед в дупле найдет. Мишка мед в лесу нашел,Но боится злющих пчел, Ведь они жужжат и жалят И медведя прогоняют.
|
Малину мишка рвет, В рот он ягодки кладет.
|
Еж колючий, словно елка, Носит на спине иголки. По тропинке еж бежал, Коготочками стучал И пыхтел: «Пых-пых, пых-пых». В норку влез и там затих.
|
Всех зверей лиса хитрей, Шубка теплая на ней.
|
Орехи с веток белка рвет, Она их зубками грызет. Есть у белочки дупло, Ей зимой в дупле тепло.
|
Зайчик по лесу прыг-скок,Спрятался он за кусток. Сидит зайка под кустом,Куст для зайца — это дом.
|
Волка громкий вой Слышится зимой.
|
«Ши-ши-ши, — шипит змея, — Вы не трогайте меня».
|
У жирафа длинная шея, С дерева ветку достать он сумеет.
|
Над поляной жук кружит И жужжит, жужжит, жужжит.
|
Громко лев рычит, Очень он сердит.
|
Хоботом воду слон набирает, Словно из лейки себя поливает.
|
Тигра знают все ребята — Тигр большой и полосатый.
|
Скачет лошадь: скок-скок,Стучит копытами: цок-цок.
|
|