Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-демографические данные 4 страница




 

Приложение 2. Положение о супервизоре

 

1.Общие положения

1.1 Цель — установить и поддерживать стандарты работы супервизоров, — обеспечить супервизоров схемой для решения этических вопросов и пре­доставить базу для развития практики членов ассоциации, а также информировать и за­щищать психотерапевтов, нуждающихся в супервизии.

1.2. Супервизия в психотерапии (СП) является официальным и орга­низуемым в соответствии с взаимной договоренностью мероприятием, в рамках которого консультант регулярно обсуждает свою работу с компе­тентным специалистом, имеющим опыт консультативной работы и знако­мым с процессом супервизии психотерапевтов.

13. СП дает супервизируемым возможность регулярно, обсуждать и анализировать их работу с пациентами. При проведении супервизии должны быть приняты во внимание ус­ловия работы супервизируемого. СП должна учитывать потребности пациентов и контролировать эффективность терапевтического вмешательства.

1.4. СП — официальный совместный процесс, цель которого — по­мочь супервизируемым соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики и развить творческий подход к работе.

1.5 СП не является деятельностью, предполагающей эксплуатации одного человека другим. Ее основные ценности — целостность, ответственность, справедливость и уважение. Супервизор всегда должен отвечать за свою работу в одинаковой мере, независимо от того, получает ли он за нее плату или работает на добровольной основе, и независимо от используемой модели (формы) супервизии.

1.6.Содержание сессий супервизии конфиденциально. Супервизор должен определить границы возможной конфиденциальности.

1.7. Как правило, супервизор не раскрывает конфиденциаль­ную информацию, касающуюся супервизируемых, их пациентов или каких-то других людей без предварительного согласия на это всех за­интересованных сторон.

1.8.Супервизор должен предпринять все возможные меры для обеспечения безопасности супервизируемых и их пациентов во время их совмест­ной работы.

Информация о работе с супервизируемым может быть ис­пользована для публикации или доклада с разрешения самого супервизи­руемого и при условии обеспечения его анонимности.

1.9. Прежде чем подписать контракт, супервизор должен узнать, проходил ли его супервизируемый личную терапию, поскольку это факт может оказывать влияние на ход и специфику СП.

1.10.Сроки и условия СП должны быть известны супервизируемым с са­мого начала. Последующий пересмотр условий должен осуществляться по взаимному заблаговременному соглашению.

 

2. Обязанности и функции супервизора

2.1.Супервизором может быть практикующий психотерапевт, имеющий опыт практической работы не менее 10 лет. Супервизор должен предпринять все возможные меры для развития своей собственной компетентности и не выходить в рабо­те за рамки этой компетентности. Супервизор должен иметь опыт не только индивидуальной, но и груп­повой работы, чтобы обеспечить максимально эффективную оценку психотерапевта, занимающегося групповой работой.

2.2.Супервизор должен информировать супервизируемого о своей квалификации, философской и теоретической позиции, прохождение су­первизии самим супервизором, а также об используемых им методах супервизии.

2.3. Супервизор должен тщательно отслеживать любые предрассуд­ки и предубеждения, которые влияют на работу супервизируемого с пациентом, и обращать на них внимание супервизируемого; это является не­обходимым условием удовлетворения потребностей пациента. Одна из целей СП — помочь супервизируемым понять, что терапевтические отношения существуют в культурном контексте. Вероятно, они окажутся более эффективными, если будут построены на уважении ценностей, ожиданий и потребностей пациентов, с учетом культурного контекста, включая национальный, социально-экономический, религиозный, гендерный и другие факторы.

2.4. Супервизор несет ответственность за то, чтобы его контракт с супервизируемыми позволял им с максимальной пользой использовать время. Бессмысленные и пустые разговоры, которые является частью личных отношений, неприемлемы в супервизии, где время считается ценным товаром.

2.5. Супервизор несет совместную ответствен­ность с супервизируемыми за то, чтобы процесс супервизии служил максимальному удовлет­ворению потребностей пациентов.

2.6. Супервизор несет ответственность за определение и соблюде­ние границ отношений в рамках супервизии и иных профессиональных отноше­ний (в рамках управления, обучения и т.д.).

2.7. Супервизор и супервизируемый должны предпринять все воз­можные меры по обеспечению того, чтобы любые личностные или соци­альные контакты между ними не повлияли на эффективность СП.

2.8. Супервизор в период проведения супервизии не может быть данному супервизируемому еще и личным психотерапевтом.

2.9. Супервизор не может эксплуатировать супервизируемых в финансовом, сексуальном, эмоциональном или каком-либо ином плане. Вступление супервизора в сексуальные отношения с суперви­зируемым рассматривается как поступок, противоречащий этическим нормам.

2.10. Супервизор должен отслеживать факт наличия между супер­визируемыми и их пациентами каких-либо отношений помимо терапевтических отношений, поскольку такие отношения могут нарушить объектив­ность и непредвзятость суждений супервизора.

2.11. Супервизор должен признавать и уважать своих супервизируемых и их пациентов независимо от их происхождения, статуса, расы, пола, возраста, убеждений, сексуальной ориентации и физического состояния. Супервизор должен исключить возможность любых актов дискримина­ции как между супервизируемыми и их пациентами, так и между суперви­зорами и супервизируемыми.

2.11. Супервизор и супервизируемый должны осознавать свои вза­имные обязательства по отношению друг к другу и к организации, в которой они работают или проходят обучение.

2.12.. Супервизор должен предпринять определенные меры в том случае, если ему стало известно о нарушении его супервизируемыми Ко­декса этики и практики ассоциации.

2.13. Если супервизируемые не могут должным образом исполнять свою работу вследствие каких-либо личностных или эмоциональных проблем, болезни, злоупотребления алкоголем или наркотическими препаратами, или же вследствие каких-либо иных причин, супервизор несет ответственность за то, чтобы по­мочь супервизируемым осознать этот факт и предпринять необходимые шаги по его устранению.

2.14. Супервизор несет ответственность за то, чтобы его эмоции и потребности были реализованы за пределами супервизии и не зависели исключительно от его взаимоотношений с супервизируемыми.

2.15. Супервизор должен проконсультироваться со своим собствен­ным супервизором, прежде чем начать работу со своими бывшими пациентами в качестве супервизируемых или со своими бывшими супервизиру­емыми в качестве пациентов.

2.16. Супервизор должен временно или окончательно прекратить проведение супервизии в том случае, если ее эффективность снижена вследствие каких-либо личностных или эмоциональных проблем, болез­ни, злоупотребления алкоголем или наркотическими препаратами, или по какой-либо иной причине.

2.17. Супервизор, работающий с повышающими квалификацию психотерапевтами, должен прояснить границы своей ответственности за супервизируемого в рамках обучающего курса и проводящей его органи­зации, а также определить формальную систему оценки.

2.18. После заключения исходного контракта в число людей, с ко­торыми супервизор может обсуждать работу своего супервизируемого, входят те, к кому он сам обращается за поддержкой, супервизией или кон­сультацией. На этой стадии также необходимо прояснить границы конфи­денциальности с учетом границ ответственности терапевта. Это особен­но важно в том случае, когда супервизируемым является психотерапевт-практикант.

2.19 Супервизор должен предпринимать все возможные меры для того, чтобы побудить супервизируемых представлять свою работу таким образом, чтобы защитить личностную идентичность пациентов или же по­лучить их согласие на раскрытие супервизору конфиденциальной информации.

2.20. Если супервизор считает необходимым проконсультировать­ся относительно случая супервизии с коллегами, он должен быть уверен в том, что такое обсуждение целесообразно.

2.21. Супервизор должен стимулировать желание супервизируе­мого вступить или поддержать членство в ассоциации или организации, имеющей кодекс этики и практики и осуществляющей процедуру рекла­мации. Это дает дополнительные гарантии супервизору, супервизируемому и пациенту в случае подачи рекламации.

2.2.2. Если в ходе СП выясняется, что супервизируемому для обес­печения возможности дальнейшей эффективной психотерапевтической деятельности целесообраз­но пройти личную психотерапию, супервизор должен обсудить этот вопрос с супервизируемым.

2.23. Супервизор должен контролировать, проводит ли супер­визируемый регулярную самооценку (саморефлексию) своей работы.

2.24.. Супервизор должен удостовериться в том, что супервизируемые осознают различие между супервизией, административной проверкой, психотерапией, консультированием и обучением.

2.24. Не рекомендуется, чтобы один и тот же человек был для су­первизируемого одновременно административным и консультирующим супервизором. В тех случаях, когда разделение функций невозможно, су­первизируемому необходимо обеспечить доступ к независимому супервизору.

2.25. Супервизор, чьи обязательства перед супервизируемым всту­пили в противоречие с обязательствами перед организацией, должен объяс­нить супервизируемому сущность этих обязательств.

2.26. Если работа супервизируемого с пациентом вызывает у супер­визора определенные опасения, он должен решить, как исправить ситуацию, если обсуждение случая в ходе сессии не приводит к желаемому результату.

2.27. Когда противоречия не могут быть разрешены в ходе об­суждения случая между супервизором и супервизируемым, супервизор должен проконсультироваться с более опытным коллегой и, при необходимости, рекомен­довать супервизируемому обратиться к другому супервизору.

 

Приложение 3.

 

Примерный перечень вопросов, обсуждаемых на супервизии.

 

1. Общие сведения о пациенте: возраст, профессия, семейное положение, религия, характеристика микросоциального окружения.

 

2. Симптомы, их значение, содержание, история, метафоры.

Жалобы. Предъявленные жалобы начинаются с описания имеющихся жалоб словами инициатора обращения или того, кто первым вступил в контакт. Предъявленная жалоба — это платформа, на которой базируется дальнейшая оценка.

4.Опыт общения семьи со специалистами помогающих профессий:

· общение семьи/пациента со специалистами в настоящее время;

· прошлый опыт обращения за психологической помощью;

· влияние прошлого опыта на точку зрения профессионалов.

 

5.Анамнез заболевания. Время возникновения симптомов. Связь с особенностями жизни и деятельности, с другими заболеваниями и факторами жизни (в т. ч. психогенными). Наличие «светлых промежутков» (без симптомов), с чем, по мнению пациента, они связаны. Что изменилось в лучшую сторону в жизни пациента и его семьи с появлением симптомов, что — в худшую.

 

6. Условия оказания помощи:

· амбулаторное или стационарное лечение (например, при угрозе суицида, психической неустойчивости, неэффективности амбулаторной терапии), консультации по телефону, выезд на дом, консультации вне официального времени, ночью, в выходные, прерывание отпуска, экстренные случаи.

· индивидуальная, супружеская, семейная или групповая психотерапия, интеграция моделей, один или несколько психотерапевтов.

 

7. Контекст направления

  • Кто дал пациенту направление на терапию?
  • Кто порекомендовал или заставил пациента обратиться к психотерапевту?
  • Почему пациента направили именно к супервизируемому терапевту?
  • Связывают ли психотерапевта с пациентом или его микросоциальным окружением какие-либо еще отношения, кроме терапевтических?

8.Ожидания пациента

  • Что надеется получить от психотерапии пациент?
  • Как он выразил свои пожелания по психотерапии?
  • Что указывает на его скрытые желания в этом отношении?
  • Реальны ли желания пациента?
  • Почему пациент пришел именно к супервизируемому?
  • Почему пациент именно сейчас хочет воспользоваться психотерапией?
  • Имеется ли несколько противоречащих друг другу задач (ожиданий)?

9. Ожидания психотерапевта

· Считает ли психотерапевт себя компетентным (ой) предоставить пациенту то, чего ожидает последний?

· Готов ли психотерапевт исполнить это?

· Есть ли у психотерапевта собственная цель в психотерапии (явная, неявная), от которой пациент уклоняется?

10. Цель психотерапии (контракт)

· Определялись ли вместе с пациентом цели психотерапии?

· Каковы установленные цели?

· Имеются ли у психотерапевта гипотезы происхождения проблем у пациента?

· Как определяется продвижение к установленным целям психотерапии? Кто за это отвечает?

· Разъяснялся ли пациенту вопрос о границах "возможного" в психотерапии?

· Каков терапевтический прогноз?

· Какова предварительная оценка длительности общего лечения?

· Какова длительность и частота психотерапевтических встреч?

· Каков гонорар, кто будет покрывать расходы, оплата пропущенных встреч?

· Сошлись ли вы с пациентом на конкретных условиях?

· Способен ли пациент, исходя из сложности его заболевания и характера, придерживаться оговоренных Вами правил?

11. Терапевтические отношения (перенос-контрперенос).

12. Является ли избранный метод наилучшим при существующем диагнозе, структуре пациента и целях терапии?

13. Почему супервизируемый представляет именно этого пациента?

 

Приложение 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

 

Понятие психотерапии более всего относится к интервенции при нарушении паттернов функционирования (синдромах) и межличностных систем и менее к вмешательствам при нарушении психических функций. В последнем случае более применимо понятие лечения (например, лечение расстройств научения), а также понятие «тренинг функций» (например, тренинг памяти); тому и другому понятию между тем свойственен и (психо-)терапевтический аспект.

В отличие от психических расстройств, которыми занимается «большая психиатрия» при «пограничной патологии» вряд ли будут наблюдаться расстройства мышления, интеллектуальной сферы или другие выраженные психопатологические отклонения. Если такие проявления имеют место, и исследователь испытывает затруднения при их верификации, то следует использовать такой диагностический инструментарий как структурное интервью Кернберга, провести тщательное психопатологическое исследование или обратиться за консультацией к психиатру

Для психотерапевтического диагноза характерна функциональная направленность. Семиотикой психотерапевтического диагноза являются психология и психопатология развития, психопатологическая синдромология, мультимодальность как основной принцип функционального (многоосевого) диагноза, клиническая психотерапевтическая феноменология.

Основные логико-тактические положения психотерапевтической диагностики таковы.

1.Психологической основой психотерапии служит психология и психопатология развития. Теория объектных отношений служит психологической основой психотерапии.

Немногие психические расстройства или нарушения возникают внезапно, по крайней мере, без определенных ранних признаков или очевидных связей с более ранними проблемами развития. Непрерывность предполагает, что изменения в развитии носит постепенный и количественный характер, так что будущие паттерны поведения могут быть предсказаны на основании предыдущих жалоб или симптомов. Напротив, дискретность подразумевает, что изменения в развитии носят резкий и качественный характер, а предшествующие паттерны плохо предсказывают последующее поведение. Возьмем в качестве примера дошкольника, который проявляет агрессию по отношению к сверстникам. Каким, на ваш взгляд, ребенок будет через 10 лет? Согласно теории непрерывности, велика вероятность, что в юности и зрелости он продемонстрирует асоциальное или делинквентное поведение. То есть паттерн проблемного поведения (в данном случае физическая агрессия) окажется непрерывным, сохраняясь в разные периоды развития, но, изменяясь по форме и интенсивности (вербальная агрессия по отношению к сверстнику может превратиться в удары кулаком или предметом). Важно отметить, что непрерывность относится к сохранению во времени паттернов поведения, а не специфических симптомов.

Изучение нормального детского развития помогает нам глубже понять на теоретическом уровне природу психопатологии развития, и наоборот. Кроме того, простые линейные причинно-следственные отношения редко встречаются в данной области. Основной принцип психопатологии развития гласит, что для адекватного понимания неадаптивного поведения необходимо рассматривать его по отношению к тому, что является нормой для соответствующего периода развития. При этом используются данные разных научных дисциплин, таких как психология, психиатрия, социология и нейробиология, которые интегрируются в рамках общих положений психопатологии развития.

Процесс формирования личности и ее защитных механизмов зависит от взаимодействия индивида с его социальным окружением, которое на ранних этапах развития представлено родительскими фигурами. Теория объектных отношений — это психология разума, развитая последователями Фрейда: Кляйн, Фейрберн, Винникот, Кернберг.

 

IОбъекты — это люди, с которыми человек вступает в отношения во внешнем мире, а также внутренние психические представления (внутренние объекты), которые создаются человеческим разумом на основе этих отношений.

 

 

IТеория Кернберга хорошо соотносится с эриксоновскими стадиями детского развития и ролевого развития Морено и представляет ориентир для психотерапевта. Так, например, если у пациента имеется чувство вины, это указывает, что проблема возникла в 3-5 лет, период инициативы/вины. Даже если пациент точно не укажет возраст, все равно психотерапевт ищет корни проблемы, возникшей примерно в этот период.

 

 

Ранние модели взаимоотношений оказывают огромное влияние на формирование взрослых связей, независимо от дальнейших событий. По мнению теоретиков данного направления, личность формируется из стойких моделей отношений к другим (в этом ее сходство с теорией отношений Мясищева). Приверженцы объектных отношений частично отвергают фрейдовскую метапсихологию, то есть его концепцию Ид, Эго, Суперэго и идею о том, что личность является энергорегулирующей установкой. Теория объектных отношений сфокусирована на развитии отдельной, дифференцированной, интегрированной и цельной личности. Полноценный процесс взросления, нарушения и восстановления целостности как Эго, так и личного «Я» зависит от отношения Эго с объектами, первоначально в младенчестве и впоследствии от бессознательных взаимодействий с объектными отношениями реальной жизни.

 

I Развитие теории объектных отношений (Кернберг, МакВильямс) в клинической практике способствовало пониманию, что каждого человека можно описать как имеющего определенный уровень развития личности (психотический, пограничный, невротический) и тип организации характера (истерический, параноидный, депрессивный и так далее). Это будет означать, что данному человеку свойствен и определенный паттерн импульсов, тревог, защитных механизмов и объектных отношений, который в травмирующей ситуации, превосходящей адаптационные возможности индивида, может обусловить декомпенсацию в виде соответствующего расстройства.

 

 

Для того чтобы исследователю было легче понять особенности каждого уровня нарушения, в таблице в краткой форме представлены их характеристики.

 

Характеристики уровней нарушения

 

Характеристики Уровни нарушений по Кернбергу
Психотический уровень Симбиоз     Оральный по Фрейду Пограничный уровень Сепарация-индивидуация     Анальный по Фрейду   Уровень от невроза до здоровья Интеграция идентичности и константность объекта Эдипов по Фрейду  
Центральная проблема Безопасность Автономия Идентичность
Характер тревоги Тревога уничтожения Тревога сепарации Тревога наказания и потери контроля
Конфликт развития Оральный: симбиотический Анальный: сепарация — индивидуация Эдипов конфликт
Тип конфликта по Эриксону Базовое доверие или недоверие Автономия или стыд и неуверенность Инициативность или вина
Объектные отношения Монадические Диадные Триадные
Чувство Я Затопленное Сражающееся Ответственное

 

 

Придерживаясь интерперсональных теорий возникновения психических расстройств, мы проводим тщательный анализ значимых, нарушенных отношений (объектных отношений) пациента, а также кропотливое изучение аффектов. В диагностических целях следует прояснить следующие вопросы, касающиеся объектных отношений и связующих их аффектов.

v Можно ли на основе рассказа определить ведущую тему конфликта отношений? (особо значимые отношения по Мясищеву)

v Можно ли раскрыть ведущий аффект при помощи анализа центральной темы конфликтных отношений (CCRT)?

 

IВыявление особо значимой для пациента конфликтной темы и проработка ее в процессе психотерапии позволяет сократить время лечения

 

2. Психотерапевтический диагноз базируется на клинико-психопатологическом подходе.

 

I Большинство оценочных форм в медицинских учреждениях требует постановки диагноза, основанного на МКБ-10. Это самая большая классификационная система «психических и поведенческих расстройств», используемая во многих странах. Многие психотерапевты находят МКБ-10 ограниченным для использования при анализе проблем детей, семей и планировании психотерапии. Тем не менее, диагноз дисциплинирует мышление специалиста, предохраняет от ошибок назначения неадекватных методов психотерапии.

 

Главное положение клинико-психологической диагностики — это принцип мультимодальности. Этот принцип принят в самых разных диагностических концепциях. Мультимодальность означает, что вместо унивариантного подхода выбирается мультивариантный, при котором соответственно варьиру­ют отдельные категории.

 

I Под мультимодальной, или многометодной диагностикой подразумевают умение интегрировать информацию, полученную разными методами, при этом диагност располагает определенными фундаментальными познаниями в диагностике, близко знаком с отдельными методами и умеет интегрировать данные диагностики и использовать их для терапии.

 

Следующие плоскости служат для анализа информации, полученной у пациента:

• биологическая/соматическая плоскость: она часто подразделяется на биохимическую, нейрофизиологическую, психофизиологическую плоскости; на первом плане стоят соматические процессы, которые можно зафиксировать физиче­скими или химическими способами;

• психическая/психологическая плоскость: акцент на индивидуальном переживании и поведении (включая деятельность);

• социальная плоскость: акцент на межличностных системах (социальные условия, семейная ситуация);

• экологическая плоскость: включает условия проживания, материальные условия, качество жизни.

Исследование и практика могут проводиться в разных плоскостях. Наличие таких понятий, как нейропсихология, психоиммунология, психосоматика и т. д. говорит о том, что отдельные плоскости не представляют собой закрытые системы, но связаны друг с другом. Абсолютизация какой-то одной плоскости не может дать полной картины при рассмотрении человека; кроме того, целью исследования не может быть объединение высказываний, относящихся к различным плоскостям, в одной-единственной плоскости данных.

В предоставленном в Приложении диагностическом алгоритме суммированы наиболее важные вопросы, обсуждаемые во время диагностической фазы лечения пациентов, обратившихся за помощью к психотерапевту.

 

 

I Все приверженцы мультимодального подхода ориентированы на теорию систем: улучшение функционирования на одном уровне приводит к позитивным изменениям на другом. Изолированное использование семейной, когнитивной, телесно-ориентированной психотерапии направлено на один уровень, тогда как в случае интеграции методов идет поиск максимального воздействия на все уровни.

 

 

3. В процессе психотерапевтической диагностики проводится идентификация личности пациента.

Клинико-психологический портрет пациента составляется по следующей схеме.

 

I. Физическое состояние: рост, вес, физические особенности. Соматический статус, включая оценку полового развития. Соответствие физического развития возрасту: ретардация, акселерация.

II. Оценка влечений (либидонозных и агрессивных) включая психосексуальное фазовое развитие, количество и распределение агрессивности. Мотивы поведения. Надо исследовать мотивы поведения особенно в сексуальной сфере и сфере агрессии. Обратить внимание на иерархию мотивационно-потребностной сферы, выяснить блокировку основных потребностей, определить временную перспективу

III.Оценка эго.

v Изучение общей картины проблем (симптомов) пациента, его отношения к ним (эгодистонное, эгосинтонное расстройство). Стало стандартной психиатрической практикой оценивать степень «понимания болезни» пациентом — для того, чтобы провести различие между «психотиками» и «непсихотиками».

v Качество объектных отношений – степень способности поддерживать отношения. Оценка общего функционирования Эго в свете предшествующих вопросов по отношению к возрасту и стадии развития.

v Отношения с реальностью – способность к адаптации. Характеристика степени личностной зрелости. Самооценка (адекватная, низкая, завышенная). Временнáя перспектива (жизненные планы).

v Природа процессов мышления – соотношение абстрактного и конкретного, использование фантазии.

v Регуляция и контроль влечений – развитие способности испытывать влечения, функция Суперэго; оценка степени возбуждаемости, переносимость фрустрации и объем внимания. Способность к адаптации, устойчивость к стрессу. Копинг-механизмы (механизмы совладания с трудностями и со стрессом). Защитные системы. Использование зрелых защит (рационализация), незрелых защит (проективная идентификация). Наличие защиты можно изучать по наличию или отсутствию фобий, обсессивно-компульсивного поведения (невротические механизмы защиты — бессознательные способы редукции эмоционального напряжения). «Условная приятность» (вторичная выгода) симптомов.

 

IПервичная выгода — согласно психодинамической теории, выгода, состоящая в том, что истерические симптомы не допускают внутренний конфликт до сознания.

Вторичная выгода — согласно психодинамической теории, выгода, состоящая в том, что истерические симптомы дают человеку чувствовать доброе отношение со стороны других или избежать неприятной деятельности.

 

v Автономные функции: умственные способности, память (оперативная и долговременная, сниженная или расстроенная); двигательная функция (координация и использование мимики и жестов), способность восприятия (органические и психические расстройства) и речь. Оценка интеллекта. Запас общих сведений и представлений об окружающем мире. Суждения и критика. Синтетическая функция – оценка способности интегрировать и упорядочивать опыт. Ценностно-смысловые установки.

IV.Оценка Суперэго.

В общих чертах определить природу и степень чувства вины относительно боязни внешних авторитетов.

V. Понимание пациентом своих симптомов, их значение. Объяснения (понимание) родственников причин психического расстройства.

VI. Ресурсы и положительные особенности пациента. Личностные ресурсы, семейные особенности, опыт и знания, предохраняющие от факторов риска и способствующие быстрому восстановлению душевных сил, ситуации и промежутки времени, когда не наблюдалось симптомов.

VII. Улучшение, отмеченное после первого контакта.

4. Подчеркиваются наиболее важных проблем, которые могли бы послужить ключом к психотерапевтическому воздействию.

 

IПотребность в любом виде лечения и отсутствие рецидивов в дальнейшем будет зависеть от системной оценки проблем в различных областях: в семье, в школе, в межличностном общении, в индивидуальном психологическом функционировании, в мотивации на лечение.

 

5. Психотерапевт получает информации о мотивации пациента к работе с психотерапевтом.

Повысить мотивацию пациента на изменение может неподдельный интерес к его личности, приведение примеров из других консультируемых случаев. Дополнительным баллом в создании мотивации служит обсуждение с ним данных психологического тестирования.

6. Специалист следует принципам нозологической конгруэнтности и критериям выбора психотерапевтических методов (методик). Диагностика неразрывно связана с терапией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.