Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Введение 7 страница




Тот же мотив есть и в легендах о Граале, где Гамурет женится на темнокожей Белакане. Их сын Фейрефиц – лучший друг и сводный брат Парсифаля – родился пятнистым: он чёрно-белый. Это смешение чёрного и белого, света и тьмы – смешение противоположностей.

В алхимической традиции трансформация Суламифь, или царицы Савской, также играет огромную роль. Один из постоянно повторяющихся образов алхимиков – фантазия о том, что материя, которую они хотели превратить в золото, изначально была чёрной. Алхимики сравнивали её с чёрной женщиной, которая затем снимает с себя кожу или чёрную одежду и превращается в чистое золото. Обратите внимание, что в нашем сне у женщины под чёрной кожей именно золотисто-белая кожа.

Чёрное одеяние представляет собой типичную характеристику неразвитой внутренней фигуры анимы. Так же, как – мы увидим это позже – анимус у женщин иногда бывает деструктивен и негативен, чёрная анима представляет относительно негативное в мужчине. Чёрная анима указывает на то, что вся его способность к любви преимущественно аутоэротична. Когда мужчина не развивает свою женскую сторону, он, как правило, очень нарциссичен. И женщина ощущает это очень болезненно, когда мужчина мяукает под её окном, как кот. Ведь на самом деле он любит свои фантазии, он любит своё собственное бытие в любви. И всё это далеко от познания истинной любви. Это просто наслаждение собственным существованием. И часто в литературе, когда юноша впервые открывает для себя опыт любви, он оказывается полностью аутоэротичен. Это иллюзия, вырвавшись из которой, через болезненное развитие, юноша должен научиться любить реальную женщину не как объект своих романтических фантазий, но как партнёра.

Отслаивание чёрной кожи и преобразование её в золотисто-белую – это трансформация любящей функции мужчины – его эроса – из примитивного аутоэротичного состояния в истинную человеческую способность любить. Как только эта трансформация происходит, наш сновидец подвергается нападению примитивных дикарей, которые хотят, чтобы женщина оставалась чёрной и вернулась с ними в дебри, что будет означать потерю сновидцем своих отношений с ней. Это показывает регрессивную силу материнского комплекса. Сновидец обладает выраженной склонностью к рецидивам, к возвращению к старым моделям отношений. Однако наш герой может успешно бороться.

Было сказано, что в нашем обществе женщина, более всего нуждающаяся в освобождении, – это женщина внутри каждого мужчины. Мне снились различные типы женщин: старые и молодые, худые и толстые, девственницы и проститутки, уродливые и красивые… моя сестра, моя мать. Мне даже вы снились. Как в обилии женских образов мужчина может разобрать, какой из них – его внутренняя женщина?

У анимы много стадий развития, она охватывает широкий спектр психологических фактов. Юнг говорил, что есть четыре основных образа анимы: Ева, Елена, Мария и София (премудрость Божья).

Ева – это, так скажем, биологическая женщина, и когда она появляется в снах мужчины, она являет собой его биологически обусловленные потребности, например, сексуальное влечение и стремление к продолжению рода. Ева – самая обычная физически привлекательная женщина.

Елена находится на ступень выше. Она будет представлять гетеру греков – их вариант гейши. Елена олицетворяет собой уже более культурно развитых женщин, с которыми можно уже не только испытать сексуальные приключения, но и говорить о поэзии, вести философские беседы. Она будет духовным спутником, здесь общение совмещается с романтикой и сексом.

Следующий этап развития анимы мы находим в христианстве: это Дева Мария – высшая форма духовности. Но она всё же слишком одностороння. Деве Марии не хватает тёмной, теневой женской стороны – качеств Евы: биологических, более естественных качеств анимы. Дева Мария слишком идеальна и возвышенна.

Таким образом, четвёртый этап – София, или премудрость Божья – это, как с улыбкой заметил Юнг, «приземление», потому что мудрость – это не некая добродетельная духовность. Мудрость ближе к жизни. Она присутствует, когда мужчина знает, как любить женщину, знает, как к ней относиться, и эта мудрость в то же время защищает мужчину от его же пожирающей стороны. Высшая форма любви – она непременно с крупицей соли.

Что вы имеете в виду?

Я не буду говорить.

Будучи психологом, как вы объясняете любовь?

Я наотрез отказываюсь объяснять! Это выше меня.

  ГЛАВА 10. Глядя сквозь Луну

 

…здесь я хотел бы разместить зрелище ночного звёздного неба: Вселенная снаружи как единственный эквивалент внутренней Вселенной. И как я постигаю этот мир через посредство тела, так же я постигаю внутренний мир через посредство психики.

– К.Г. Юнг

 

На протяжении всей истории человечества мужчины проецировали свою внутреннюю женщину – аниму – на природу. Но из всех многочисленных явлений природы, которые несли эту проекцию, Луна даже сегодня сохраняет свою нуминозность.

 

Как девушка в предсмертном забытьи

Под покрывалом тонкой кисеи

Встаёт и бродит в тягостном бреду,

Бледнея и шатаясь на ходу,

Так в сумраке с восточной стороны

Взошла Луна

Белёсою бесформенною массой.

 

Не оттого ли так тоскливо жить,

Так одиноко в небесах кружить,

Средь чуждых серых звёзд блуждать

Из ночи в ночь свой снова лик менять,

Что твой усталый, невесёлый взгляд

Никак объект не может отыскать

Достойный верности и постоянства?

Перси Биши Шелли

*

В нижеследующем сне профессора литературы мы видим похожую символику его внутренней женской природы:

«Несколько месяцев назад я увидел сон, который даже сейчас помню очень живо. Я ехал в машине с молодой женщиной. В начале сна это был реальный человек – моя бывшая ученица. В середине сна был эпизод, где я мог смотреть сквозь крышу автомобиля. Это было ночью, и я очень ярко видел весь купол неба. Звёзды, казалось, были очень близко. Я мог видеть их не как точки света, а как сферы, как твёрдые сферы, и я мог разглядеть все детали, например, кольца Сатурна и Юпитер, чего обычно нельзя увидеть. Даже во сне, ясно помню, я был очень сильно впечатлён этим. Я помню, как сказал моей спутнице, что это прекрасный вечер для пешей прогулки».

В начале сна профессор вместе с женщиной едет ночью в автомобиле. Он не дома и не в университете, то есть он не в своей привычной профессиональной ситуации. И он не в пабе с другими мужчинами. Нет, он едет ночью с женщиной. Можно было бы тогда спросить у него: «Как вы чувствуете себя в такой ситуации?» Это ситуация, в которой мужчина обычно может расслабиться, отложить в сторону свои повседневные заботы, почувствовать себя ближе к природе, открыться для чего-то нового. Что ещё он будет испытывать, зависит от его отношения к спутнице. Как правило, ситуация предполагает опыт позитивного общения, не похожего на привычные профессору моменты интеллектуальных усилий или даже на моменты каких-то коллективных развлечений.

 

Это ночь. Ночью мы склонны быть более открытыми, более романтичными, более рефлексирующими, потому что наше внимание не отвлекают телефоны и другая суета. Это момент релаксации и рефлексии, когда проявляются чувства и подавленные стороны личности. Теперь мужчина поднимает глаза к небу. Небо всегда было одним из самых пленительных зрелищ для человека, и в былые времена звёзды считались божествами. Бушмены в пустыне Калахари видели в каждом созвездии Великого охотника, Великого бога. Царство звёзд – это место, откуда, согласно мифам, приходит наша душа и куда она возвращается после смерти.

Вспомните астрологию, которая ещё в древности распространилась не только в западном мире, но также в Китае, Индии и других великих цивилизациях. Все они имели свои астрологические традиции. По звёздам прогнозировали не только будущее конкретного человека, но и судьбу всего человечества. В Китае целая группа астрологов смотрела на небо днём и ночью и отчитывалась перед императором о всех замеченных признаках, которые затем интерпретировались в приложении к судьбе китайской империи. В древности всё можно было прочитать на небе.

Доктор фон Франц, считаете ли вы, что есть связь между созвездиями на небе и судьбами людей или даже судьбой всего человечества?

Созвездия на небе отражают фоновые констелляции великих исторических событий, как если бы на уровне нашего глубокого бессознательного мы были бы не изолированы, а каким-то образом были бы связаны со всем человечеством, и человечество бы видело непрерывный сон. Это то, что объясняет изменения в политике и религии. Если вы задумаетесь, насколько изменилось мировоззрение человечества только за последние тридцать лет, вы увидите, как быстро происходят такие коллективные изменения. Естественно, разумные люди размышляют о более глубоких процессах, стоящих за внешними историческими событиями. Взгляд в небо может поэтому рассматриваться как попытка смотрящего увидеть глубокие констелляции, имеющие отношения не только к его собственной жизни, но и к жизни нашего общества в целом. Само слово «констелляция» происходит от слова «stella», что в переводе звучит как «звезда», и означает «единство звёзд». Единство человечества и звёзд.

Наш профессор нуждается в ориентации: где я буду в такое-то время? какова моя задача? Так он смотрит в небо и видит все те красивые созвездия и планеты, в частности, Юпитер и Сатурн, которые находятся очень близко друг к другу. Соединение Сатурна и Юпитера имеет очень давнюю историю. Например, оно произошло незадолго до рождения Христа (за семь лет до его рождения, согласно исторической традиции).

Сатурн, как известно, является зловредной планетой. Скорпион, змея, осёл и т.д. принадлежат его царству. Он тёмный, разрушительный дух. Юпитер, с другой стороны, это звезда царей, король справедливости, земной экспансии, великодушия и всех положительных качеств, присущих коронованной личности. Христианство зародилось, когда эти экстремальные контрасты – свет и тьма, тело и дух – оказались вместе. Все и вся были раздираемы ужасным конфликтом противоположностей. Идея заключается в том, что эпоха христианства может быть охарактеризована прежде всего преобладанием Христа, то есть духа Юпитера, а затем антихриста – духа Сатурна.

Соединение Сатурна и Луны (которое мы увидим в следующем сне) предвещало время революций или великих религиозных разногласий и перемен. Поэтому, когда наш сновидец смотрит на созвездия в данный конкретный момент, а также на свою собственную жизнь, сон говорит ему, что происходит комбинация крайних противоположностей. Это момент изменений, когда деструктивные и конструктивные силы констеллируются одновременно.

Во сне он настолько впечатлён красотой ночной сцены, что предлагает оставить машину и пойти погулять. Это большой шаг вперёд, ибо профессор оставляет свою машину – свой механический способ перемещения по жизни. Когда вы идёте пешком, вы замедляетесь, но оказываетесь в гораздо более тесном контакте с природой. Вы совершаете шаг за шагом и чувствуете живое пространство, вы чувствуете землю, чувствуете деревья и воздух вокруг вас. Так что это позитивное изменение, которое происходит от одного только взгляда в небо.

Эта мысль о поиске ориентира посредством ночного неба повторяется во втором сне профессора, случившемся в ту же самую ночь:

«Я стоял на улице у дома моих родителей в Дувре, что в Англии, и смотрел в ночное небо. Я мог видеть Луну. Это был полумесяц, и три очень ярких звезды сгруппировались под ним более-менее по контуру полумесяца. Эта конфигурация показалась мне очень необычной. Я захотел изучить её более пристально, поэтому посмотрел на небо через какой-то механизм с объективом (мне казалось, что у меня просто объектив в руке). Когда я посмотрел через объектив, я увидел уже полную луну, но три звезды всё ещё виднелись из-за неё, сквозь неё, через её фактическую субстанцию.

Затем, пока я продолжал смотреть, я уже мог видеть Луну разделённой: это как бы полумесяц, но вокруг него призрачные очертания полной луны; обе эти части были вещественны и полностью сбалансированы. Во сне я думал о том, что эта разделённая Луна несколько похожа на знак инь-ян».

Луна в исторической традиции всегда рассматривалась как феминное – как преобладающая скоротечность, изменчивость мира. Одновременно бытовало также представление о маскулинном как о предвечном, как о мире Платоновских идей, так сказать, где ничего не меняется или меняется только через очень длительные исторические промежутки. Но Луна всегда олицетворяла постоянно меняющийся женский принцип. Она управляет менструациями у женщин, циклами рождения и смерти на земле, приливами, отливами и так далее.

Появление Луны на небе в рассматриваемом сне можно расценить как отражение коллективной ситуации, а именно: проявление женского архетипа. Типичной особенностью нашего времени является усиление женского элемента. Пример этого можно видеть в эмансипации женщин, а также в изменениях, что происходят в психологии мужчин. Данный сон указывает на тот факт, что Луна сейчас является доминирующей.

А три звезды, что сияют сквозь Луну?

Я думаю, что три звезды представляют собой христианскую троицу – три мужские божественные силы, из числа которых четвёртый элемент – Луна, женское начало – была исключена. Христианская традиция позиционирует себя как сугубо патриархальную и духовно ориентированную и не включает женское начало, землю, телесность, которая теперь, однако, выходит на первый план.

Затем сновидец всматривается и видит, что три звезды теперь за Луной, как если бы Луна покрыла их, застелила. Но они, однако, всё ещё светят. Луна в данный момент находится в авангарде, так сказать, то есть женская сторона сейчас на переднем плане. Она не затмила Христианскую Троицу, но та теперь ушла в фон, оставшись позади лунного, женского принципа. Луна, когда у нас новолуние или затмение, находится очень близко к Солнцу, что означает, что женский принцип не стремится доминировать, как это делал мужской, но стремится к тому, чтобы быть связанным с мужским, соединиться с ним.

Сновидец ассоциирует контур полной луны и сияющий молодой месяц на её фоне с инь-ян – известным символом игры противоположностей в даосской философии. В нашем случае тёмная сторона оказывается доминирующей, впрочем, она уже почти свергнута светлой стороной. Это может быть критическим моментом, так сказать, когда тёмная сторона, доминировавшая в наше время, должна уступить дорогу новому свету.

Вот продолжение сна профессора:

«В этот момент я вошёл в дом, и как только я оказался внутри, я почувствовал, что теперь я маленький ребёнок. Я остался один в доме и был обеспокоен тем, надёжно ли заперта дверь.

Я заметил, что на заденем дворе происходит некоторая активность: мой отец выгружает какой-то материал из грузовика. Он, казалось, носит какой-то песок».

Для этого типа интеллигентов задачи повседневной жизни, такие как приготовление пищи, шитьё, уборка, семейный бюджет и т.д. - являются тяжёлым бременем, и песок, как правило, несёт в себе ассоциации с бессмысленностью, безрезультатностью и приземлённостью. Так, по словам сновидца, до сих пор земное казалось ему бессмысленным и бесплодным, суетой, так сказать, которую он тащит за собой, но которой хотел бы избежать. Это, вероятно, было проблемой его отца, а теперь стало и его проблемой. И сон как бы говорит: «Эта отцовская проблема перешла к тебе. Это и твоя проблема тоже».

Его отец выгружал песок из грузовика. Горы и горы песка, всё больше и больше. То есть масса земных вещей, с которыми профессору придётся иметь дело, будет накапливаться. Теперь обретает важность лунный, женский, постоянно меняющийся телесный мир. Теперь мужчина должен в большей мере окунуться в физическую жизнь.

Продолжение сна профессора:

«Сцена снова изменилась, и я обнаружил себя на каком-то космическом корабле, или в ракете, парящей очень, очень высоко. Я был растянут во всю длину ракеты и каким-то образом был прикован: мои большие пальцы удерживались двумя кольцами. Я был один на этом корабле, но ощущал, что здесь также и мой отец. Я знал, что он был тут, хотя не было никаких явных признаков его присутствия, никакой связи между нами.

Периодически, пока мы были на этой ракете, другие аналогичные космические корабли подходили близко, ужасающе близко к нам, но они бы никогда не ударились о нашу ракету. Кажется, не было никакой опасности столкновения. Однако я очень испугался почему-то. Я не мог определить, в чём проблема. Было некоторое физическое ощущение, тревожившее меня. Я подумал, что это, возможно, голод или жажда, но нет, и в конце концов я решил, что это из-за чрезвычайной разреженности воздуха. Было трудно дышать. Я знал, что я должен покинуть космический корабль и вернуться на землю».

Ситуация во сне указывает на тот факт, что сновидец, несомненно, имеет выдающийся, дальновидный ум. Наш профессор не из тех, кто беспокоится о мелочах, - он идёт прямо к сути проблем в своей области современной словесности. Но он страшно себя ограничивает, заключая в стенах этого космического корабля; его большие пальцы, в частности, связаны. Он едва может двигаться и чувствует себя ужасно неудобно.

Большой палец, если вспомнить сказки, это карлик среди пальцев, и его, в основном, связывают с творчеством, креативностью и фантазией. До сих пор профессор, очевидно, ограничивал свою собственную креативность. Возможно, ему самому следовало стать писателем, вместо того, чтобы изучать написанное другими людьми, или же каким-либо другим способом стать более творческим.

Большой палец – это также трикстер. Это дух, который наслаждается своей свободой и выделывает трюки над господствующим буржуазным миром. Эта сторона – сторона трикстера, то есть озорная, творческая сторона личности профессора – была полностью вытеснена, вероятно, в силу его профессионального положения, но теперь она должна быть освобождена.

Так профессор вдруг осознаёт, что он заключён в своей интеллектуальной сфере, что воздухом в высоких университетских кругах трудно дышать, что проявление его собственной креативности тоже затруднено. Важнейший посыл сна кроется в последнем предложении. Последнее предложение – это всегда решение, если решение вообще существует. Профессор понимает, что должен спуститься с небес. Он должен покинуть космический корабль и вернуться на землю.

Как сновидение обращается к индивидуальной психике нашего сновидца через гораздо более крупные коллективные проблемы женского принципа в современном обществе?

Сон, в первую очередь, отвечает на вопросы, которые профессор, вероятно, имеет в своём сознании, глубокие вопросы, такие как: какова ситуация нашего времени? в какой век мы живём? Естественно, как серьёзно интересующийся литературой он обеспокоен этими вопросами, поскольку вся современная литература продолжает их задавать. И, как поэты часто являлись пророками, он также имеет тайное желание разглядеть в нынешней литературе знамения времени. Сновидение касается этих тем, отвечает на эти вопросы и только к концу возвращается к реальной жизненной ситуации профессора. Оно делает экскурс в ситуацию нашего времени, чтобы сказать, что женское – то есть земной, телесный, постоянно меняющийся материальный мир – в настоящее время требует особого внимания. И тогда сон фокусируется на личном профессора: «Для тебя это означает, что ты должен покинуть свой космический корабль и вернуться на землю».

В этом сон схож со сном царя Гильгамеша, который мы рассматривали ранее. Вы хотите сказать, что наш современник, увидевший этот сон, сталкивается с аналогичной жизненной ситуацией, что и Гильгамеш?

Как и Гильгамеш, наш профессор видит этот сон в ситуации, когда задачи первой половины его жизни уже выполнены. И теперь профессор смотрит в небо в поисках ориентиров. Первое, что он видит, это сближение Юпитера и Сатурна. Оно говорит ему о том, что он входит в возраст столкновения крайних противоположностей, что Сатурн, то есть земное, смертное в человеке, и Юпитер, то есть духовное в человеке, находятся в оппозиции, как, например, они противопоставлены друг другу в христианстве.

Затем, во втором сне, он видит Луну, женское начало, и после этого вдруг понимает, что находится на космическом корабле и должен спуститься. Мы можем сказать, что в конце сна происходит осознание необходимости спуститься с небес на землю. Это именно то, что Гильгамеш должен был осознать после того, как упала звезда, а именно: он должен был подружиться с диким, природным человеком Энкиду, который сначала, согласно эпосу, был создан богами как соперник Гильгамеша. У них был бой, прежде чем они стали друзьями и отправились в своё совместное героическое путешествие. Поэтому можно ожидать, что наш сновидец теперь встретит земного человека, напоминающего фигуру его отца из сновидения, где тот перетаскивал песок. Этот песок символизирует груз бытовых задач и бремя земного существования, которые нашему сновидцу надлежит интегрировать в свою собственную жизнь, прежде чем он сможет исполнить свою судьбу.

Его судьба невыполнима без интеграции лунного, то есть женского принципа. Его судьба отличается от судьбы Гильгамеша. В те времена герою приходилось преодолевать матриархальной мир бессознательного. Сегодня, где-то четыре тысячи лет спустя, ситуация обратная. Женский принцип должен быть интегрирован, а не преодолён. Но, в обоих случаях, звезда и появление звезды означают попытку прочитать, понять собственную уникальную судьбу, своё предназначение.

Мы всего лишь частицы пыли, затерянные где-то в неохватном пространстве Вселенной. Если мы посмотрим с научной, рациональной точки зрения на нашу жизнь, всё покажется мимолётным и совершенно бессмысленным. Но когда мы бросаем взгляд из душевных глубин на звёзды, мы понимаем, что внутри этой космической беспредельности каждый из нас обладает уникальной задачей, которую мы, как правило, считаем и называем смыслом нашей жизни.

  ГЛАВА 11. Духовная невеста

Анима является инициатором, зачинщицей изменений; её обаяние соблазняет и заряжает мужчину. Она поощряет все его душевные и духовные авантюры, его активность и творчество как во внутреннем мире, так и во внешнем.

– Эрих Нойманн, «Великая Мать»

 

Анима в её развитой форме выступает в качестве посредника между Самостью и мужским эго. Она связывает мужчину с источником его бытия.

*

В следующем сне мы видим, как женская сторона мужской психики выступает связующим звеном между сновидцем и источником жизни:

«В начале сна репетировалась пьеса в церкви; это было в наши дни. Две актрисы прибивали фигуру Христа к кресту. Крест лежал на трансепте, и я мог слышать ужасающий звук вбивания гвоздей. Но при этом, однако, они только завязывали человека на кресте, не прибивая. Когда дело было закончено, они подняли крест, и распятая фигура оказалась очень высоко. Это было чрезвычайно опасно для этого человека.

Затем сцена изменилась: теперь уже играли спектакль в церкви. Актёр, которому предстояло играть Христа, торжественно прошествовал, и к моему удивлению, это была женщина. Но не только это удивило: она была моей женой, что не соответствует реальности. Женщина была одета в простой серый плащ со стоячим воротником и брошью, и она была беременна. Вся сцена распятия повторилась, как в репетиции, и женщину подняли высоко вверх. Это было очень трогательно и совершенно изумительно.

Затем сцена снова изменилась: после спектакля мы пошли домой. Я смотрю на свою жену, которая шла по левую сторону от меня. Она была русая, с коротко стриженными тонкими волосами; у неё была мальчишеская фигура, несмотря на беременность. Она напомнила мне, как я понял потом, актрису Джин Сиберг в фильме о Жанне Д’Арк. И когда я смотрел на неё, я наполнялся гордостью и любовь к ней. Но… ах… я не сказал ей этого. Я держал всё в себе. И сон закончился».

Сначала мы должны обратить внимание на то, что главная фигура этого сна – беременная жена сновидца, не являющаяся его фактической женой. Это фигура, которая ассоциируется у него с Жанной Д'Арк. Если человеку снятся муж или жена, которые не похожи на его реального партнёра, то речь идёт о внутренней жене или внутреннем муже. То есть, это анима или анимус, с которой или с которым человек состоит, так сказать, во внутреннем браке.

В начале сна происходит какая-то тайна игра – инсценировка распятия Христа. Это немного опасно, потому что крест высокий, но всё равно «ритуал» исполняется. Это отражает религиозную ситуацию нашего времени: христианство стало, в какой-то мере, исторической реминисценцией. Это как если бы мы репетировали сцены нашего исторического прошлого, низведя их до всего лишь внешней имитации.

 

Проблема в том, что в современной церкви нас учат подражать Христу неверным образом, а именно: учат подражать его внешним действиям. Я бы назвала это передразниванием Христа, обезьянничаньем, воздействие которого не проникает под нашу кожу – душой мы не обращаемся в христианство. Если вы посмотрите на историю западного мира, историю его войн и кровопролитных сражений, вы увидите, что христианизация не дошла до нас. Мы христиане на словах и в каких-то внешних атрибутах, но когда дело доходит до психологических фактов, мы ведём себя абсолютно как язычники и варвары. Мы богобоязненно совершаем исторические реминисценции, мы читаем евангелия, мы наблюдаем инсценировки в церкви, но всё это не трогает многих из нас.

Этот сон говорит сновидцу, что сейчас происходит что-то необычное. Он наблюдает мистерию, в которой его беременная жена собирается быть распятой вместо Христа, и он трепещет, видя, как свершается это торжественное действо. Это переломный момент, когда христианское учение, или тайна, представленная образом Христа, достигла души этого мужчины.

Это внутренняя жена, что была распята в душе сновидца. Это его анима. Анима мужчины – это его ощущение индивидуальности, его чувствительность, его осознание внутренних истин. Если мужчина имеет позитивное отношение к своей аниме, он готов к восприятию духовных процессов в глубине психики. И распятие, которое символически означает быть растянутым между противоположностями и страдать от столкновения различных оппозиционных сил, инициировано его анимой. Две противоположности сведены вместе, чтобы произошло столкновение. Когда Христос был на кресте, он сказал: «Мой Господь, мой Боже, почему ты оставил меня?» Он был абсолютно разорван между противоположностями, размыт между ними.

Это центральное учение христианского таинства теперь было реализовано в душе сновидца. Это означает, что он будет страдать, он должен будет пройти через это, и затем почувствует, что христианское учение – это психологическая реальность. Это не какой-то там жест, который мы должны передразнить или имитировать в своём поведении, чему нас учат пасторы и священники. Нет. Это то, что касается наших сокровенных глубин, нашего психического существа.

Этому учили некоторые христианские мистики, говоря о том, что каждый из нас должен стать своим собственным Христом, преобразить в Христа себя, внутренне, то есть психологически, и это то, что мы видим посредством данного сна, ведь этот процесс происходит в душе сновидца. После этого опыта он будет истинным христианином. Он будет знать, что значит быть распятым между противоположностями, что значит нести свой крест и нести свою собственную судьбу до конца.

Христос, таким образом, является примером человека, который пошёл своим собственным путём и нёс свой крест, выполняя свои задачи без колебаний и не поддаваясь коллективному влиянию. Вот почему мы поклоняемся ему как человеку, который стал Богом, и как Богу, который воплотился в человеке. Он несёт это. И сновидец теперь тоже берёт на себя свой крест. Христианское учение теперь достигло его души.

Он сравнивает эту распятую женщину с Жанной Д'Арк, которая также пережила подобные распятию мучения. Она не передразнивала Христа; она походила на него тем, что жила своей собственной судьбой, шла, как и он, напрямую через мучения и даже через физическую смерть.

В отличие от других фигур анимы, которые мы уже видели в сновидениях мужчин, женщина в следующем сне не инициирует никаких драматических событий. Скорее, её красота создаёт возвышенное настроение. Сновидец сказал, что это самый прекрасный сон, который он смог вспомнить.

«Мне приснилось, что я иду вдоль огромной реки. Течение её было быстрым, и свет вспыхивал у воды. На вершине холма находился замок, окружённый рвом с водой. Я перешёл через подъёмный мост и оказался в центральном дворе замка. Там на валу у источника сидела женщина. В руках у неё был ковш, который она опустила в источник, а потом протянула мне. Я взял его и выпил воды. Затем женщина снова опустила ковш и подала мне его во второй раз. Я выпил, и она уже в третий раз повторила процедуру. Снова я выпил, а затем сел внизу на краю источника, глядя на неё. На ней было платье небесно-голубого цвета. Это была исключительно красивая женщина. Даже простое пребывание рядом с ней пробудило во мне невероятное чувство умиротворения».

Мы уже видели, что мир сновидений, то есть наше бессознательное, поворачивается к нам своей позитивной стороной, только если мы не уходим от реальности, не отказываемся от внешней жизни. Давайте сначала посмотрим на реку, рядом с которой прогуливается сновидец. С рекой мы часто сравниваем поток жизни, поток времени. Время-река, что оканчивается в океане вечности. Жизнь – это река, которая начинается с молодого ручейка и в конце концов втекает в море божественного. С рекой в притчах сравнивают постоянно движущиеся, меняющиеся события нашей жизни и нашу постоянно меняющуюся психику как субстанцию, что переносит нас по жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.