Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разрушение чешской культурной жизни




ИЗ ОФИЦИАЛЬНОГО ДОКЛАДА ЧЕХОСЛОВАЦКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

РАЗРУШЕНИЕ И РАЗГРАБЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕХОСЛОВАКИИ И ПОЛЬШИ

ИЗ ПИСЬМА ГЕРИНГА РОЗЕНБЕРГУ

 

[Документ СССР-373]

 

...После долгих поисков я особенно приветствовал, когда, наконец, было избрано место для коллекции, хотя и должен указать, что также и другие инстанции ссылаются на полномочия фюрера. Так, в первую очередь, это относится к имперскому министру иностранных дел, направившему уже несколько месяцев тому назад циркуляр во все инстанции, в котором он, между прочим, говорит, что ему переданы полномочия на сохранение культурных ценностей в оккупированных областях... Для того чтобы не создавалось ложное представление о вещах, на которые я хотел претендовать и которые я частично купил, а частично желал бы приобрести, я хочу сообщить следующее.

Я владею уже теперь в результате покупки, подарков, завещания и обмена крупнейшей коллекцией если не в Европе, то, по крайней мере, в Германии...

 

ИЗ ПРИКАЗА КОМАНДУЮЩЕГО 6-й ГЕРМАНСКОЙ АРМИЕЙ «О ПОВЕДЕНИИ ВОЙСК НА ВОСТОКЕ»

 

[Документ СССР-12]

 

...Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для стоянок воинских частей. Все остальное... должно быть уничтожено. Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения...

Подписано: Рейхенау.

 

 

 

[Документ СССР-60]

 

Искоренение чешской интеллигенции

К.Г. Франк, назначенный государственным секретарем и депутатом при рейхспротекторе Нейрате в марте 1939 года и в августе 1943 года сделавшийся государственным министром и главой немецкой исполнительной власти в протекторате, сказал: «чехи способны только на то, чтобы быть использованными как рабочие или земледельцы».

К.Г. Франк ответил чешской делегации, которая просила в 1942 году о восстановлении чешских университетов и высших училищ, следующее: «Если Англия выиграет войну, вы снова откроете ваши школы, если выиграет Германия, с вас будет достаточно элементарных школ с пятью классами»...

Немцы захватили все институты и общежития. Во многих институтах они немедленно забрали всю ценную аппаратуру, инструменты и научное оборудование. Научные библиотеки портились систематически и методически. Научные книги и фильмы были разобраны и увезены, архивы академического сената (высшего университетского органа) были изорваны или сожжены, картотеки уничтожены и выброшены.

Уничтожение чешских школ

К.Г. Франк в ноябре 1939 года лично распорядился о закрытии всех чешских высших учебных заведений.

Тем из студентов, которые были еще на свободе, было запрещено заниматься интеллектуальным трудом. Им было предложено найти себе заработок физическим трудом в течение 48 часов. В том случае, если они бы этого не сделали, они должны были быть посланы в рабочие лагери в Германию.

Немцами были закрыты научные библиотеки и все институты, которые давали материал для работ студентам, выгнанным из университетов. Университетская библиотека в Праге сделалась доступной только немцам.

Подавление всякой научной деятельности

Закрытие чешских университетов и институтов было только первым шагом на пути к полному уничтожению всей чешской научной жизни. Здания научных институтов были переданы либо немецким университетам и институтам, либо немецким военным и гражданским органам. Немцы увезли всю научную аппаратуру, книги и даже целые лаборатории в Германию, ссылаясь на то, что чехи в них более не нуждаются. Целый ряд произведений искусств, картин, статуй и редких рукописей был украден из Пражской университетской библиотеки и из частных собраний. Количество их невозможно учесть, так же как невозможно определить их стоимость. Научные коллекции, поскольку они не были раскрадены поодиночно, были отданы немецким школам.

Средние и начальные школы

Сотни чешских начальных и средних школ были закрыты в 1939 году, и систематическое закрывание чешских школ в течение первого года войны было столь стремительно, что в концу 1940 года 6 000 из 20 000 чешских учителей оказались без работы...

К сентябрю 1942 года около 60% чешских начальных школ было закрыто немцами...

Все чешские книги, изданные во время республиканского режима, были конфискованы, и прославление Германии и фюрера сделалось основой всего обучения в чешских начальных школах.

В 1939 году число учеников, которым было позволено вступить в чешские средние школы, уменьшилось на 50% по сравнению с 1936 годом. Около 70% чешских средних школ было закрыто к концу 1942 года. Девочкам было запрещено ходить в средние школы.

Детские сады для детей от 3 до 6 лет были полностью германизированы, и в них работали только немецкие педагоги.

Другие преступления в области культуры

Во многих городах «дома имени Массарика», которые в большинстве случаев имели библиотеки, залы для демонстрации общеобразовательных фильмов, пьес и концертов, были конфискованы и превращены в бараки или канцелярии для гестапо. Статуи, находившиеся в них, в некоторых случаях имеющие большую художественную ценность, были попорчены и разбиты. Целый ряд памятников в Праге, среди них также «Моисей» — скульптура Билека и «Памятник павшим легионерам» — скульптура Мажатка, были расплавлены...

Осенью 1942 года было отдано распоряжение о том, чтобы все университетские библиотеки передали немцам старинные чешские издания. Собрания национального музея были разграблены. Галерея современного искусства, хранящая единственную в своем роде коллекцию чешского искусства XIX и XX столетий, вместе с ценными произведениями иностранного, преимущественно французского искусства, была закрыта.

Коронационные драгоценности древних чешских королей должны были быть переданы Гейдриху...

Переводы английских, французских и русских авторов, классических и современных, были изъяты из употребления. Произведения современных чешских авторов подвергались самой строгой цензуре. Немцы ликвидировали многие передовые издательства.

Вся политическая литература свободной республики, так же как и труды деятелей чешского возрождения XVIII и XIX столетий были изъяты. Книги авторов еврейского происхождения и писателей, политически «неблагонадежных», были запрещены. Немцы изъяли произведения чешских классиков, труды Яна Гуса — реформатора XV столетия, Алоиса Ирасека — автора исторических романов, поэта Виктора Дика и других...

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.