Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 3. Тема: Русский язык: его историческое изменение и современное состояние




План

Тема: Русский язык: его историческое изменение и современное состояние.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

План

Тема: Язык как система. Язык и речь.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

1. Внутреннее строение языковой системы. Языковые единицы и уровни.

2. Естественные и искусственные языки.

3. Функции языка.

4. Язык, речь, общение.

5. Статус русского языка в современном языковом пространстве.

Задания

1. Ответьте на следующие вопросы:

– Что такое язык?

– Какие функции выполняет он в обществе?

– Как вы понимаете выражение “Язык есть важнейшее средство человеческого общения”?

– Какие средства общения, кроме языка, вам известны?

– Существует ли взаимосвязь между развитием языка и развитием общества?

 

2. Объясните, как Вы понимаете смысл следующих пословиц:

Без языка и колокол нем.

Осла узнают по ушам, медведя по когтям, дурака по речам.

Язык – стяг: впереди войска ходит.

Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает.

Язык до Киева доведёт.

 

3. Прочитать текст и объяснить, как с помощью языка человек познаёт окружающий мир.

Понятия невозможны без словесной оболочки, без закрепления в языке, хотя в языке и не полностью отражаются их признаки. С одной стороны, мы в прямом смысле закрепляем в языке достижения нашего познания, с другой — мы можем узнавать новое о предметах, явлениях, процессах действительности благодаря языку, через его посредство. Мы можем при его помощи получать новые знания из уже имеющихся путём логических умозаключений (А. Леонтьев).

3. Указать, о каких функциях языка говорится в данных высказываниях.

1. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л. Толстой). 2. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения (К. Ушинский). 3. Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой). 4. Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям. (В. Короленко) 5. Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово (В. Белинский).

1. Основные этапы становления русского языка.

2. Формы существования современного русского языка: литературный язык, просторечие, социальные и территориальные диалекты.

3. Характеристики современного русского литературного языка.

4. Устная и письменная разновидности литературного языка.

5. Современная языковая ситуация.

Задания

1. Лингвисты выделяют следующие факторы, характеризующие современное состояние русского языка:

1) расширение состава участников массовой и коллективной коммуникации;

2) ослабление цензуры и автоцензуры в СМИ;

3) возрастание личностного начала в речи;

4) расширение сферы спонтанного общения;

5) появление новых жанров в публичной и личной коммуникации;

6) возрождение наименований явлений, запрещенных или отвергнутых в эпоху тоталитаризма;

7) появление новых средств выражения, новых видов обращения к незнакомым.

Обоснуйте и подтвердите конкретными примерами названные факторы.

2. Приведите примеры взаимодействия литературного языка с просторечием, жаргоном, территориальными диалектами.

3. Ответьте на следующие вопросы:

– С какой целью некоторые авторы используют арготизмы в своих произведениях?

– Какие социальные диалекты вам знакомы?

– Часто ли вы используете в своей речи жаргонные слова и выражения? В каких случаях это происходит?

– Допустимо ли использование жаргонных слов в средствах массовой информации? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.