КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие № 3. Тема: Русский язык: его историческое изменение и современное состояние
План Тема: Русский язык: его историческое изменение и современное состояние. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 План Тема: Язык как система. Язык и речь. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 1. Внутреннее строение языковой системы. Языковые единицы и уровни. 2. Естественные и искусственные языки. 3. Функции языка. 4. Язык, речь, общение. 5. Статус русского языка в современном языковом пространстве. Задания 1. Ответьте на следующие вопросы: – Что такое язык? – Какие функции выполняет он в обществе? – Как вы понимаете выражение “Язык есть важнейшее средство человеческого общения”? – Какие средства общения, кроме языка, вам известны? – Существует ли взаимосвязь между развитием языка и развитием общества?
2. Объясните, как Вы понимаете смысл следующих пословиц: Без языка и колокол нем. Осла узнают по ушам, медведя по когтям, дурака по речам. Язык – стяг: впереди войска ходит. Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает. Язык до Киева доведёт.
3. Прочитать текст и объяснить, как с помощью языка человек познаёт окружающий мир. Понятия невозможны без словесной оболочки, без закрепления в языке, хотя в языке и не полностью отражаются их признаки. С одной стороны, мы в прямом смысле закрепляем в языке достижения нашего познания, с другой — мы можем узнавать новое о предметах, явлениях, процессах действительности благодаря языку, через его посредство. Мы можем при его помощи получать новые знания из уже имеющихся путём логических умозаключений (А. Леонтьев). 3. Указать, о каких функциях языка говорится в данных высказываниях. 1. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л. Толстой). 2. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения (К. Ушинский). 3. Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой). 4. Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям. (В. Короленко) 5. Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово (В. Белинский). 1. Основные этапы становления русского языка. 2. Формы существования современного русского языка: литературный язык, просторечие, социальные и территориальные диалекты. 3. Характеристики современного русского литературного языка. 4. Устная и письменная разновидности литературного языка. 5. Современная языковая ситуация. Задания 1. Лингвисты выделяют следующие факторы, характеризующие современное состояние русского языка: 1) расширение состава участников массовой и коллективной коммуникации; 2) ослабление цензуры и автоцензуры в СМИ; 3) возрастание личностного начала в речи; 4) расширение сферы спонтанного общения; 5) появление новых жанров в публичной и личной коммуникации; 6) возрождение наименований явлений, запрещенных или отвергнутых в эпоху тоталитаризма; 7) появление новых средств выражения, новых видов обращения к незнакомым. Обоснуйте и подтвердите конкретными примерами названные факторы. 2. Приведите примеры взаимодействия литературного языка с просторечием, жаргоном, территориальными диалектами. 3. Ответьте на следующие вопросы: – С какой целью некоторые авторы используют арготизмы в своих произведениях? – Какие социальные диалекты вам знакомы? – Часто ли вы используете в своей речи жаргонные слова и выражения? В каких случаях это происходит? – Допустимо ли использование жаргонных слов в средствах массовой информации? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |