Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словари по фольклору и фольклористике




1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. М., 2002.

 

ЗАНЯТИЕ 1. Специфика устного народного

поэтического творчества как особого

вида словесного искусства (4 часа)

1. Когда и в связи с чем появился фольклор? Связь фольклора с действительностью.

2. Общие черты фольклора и литературы (слово как средство для создания художественного образа, родовые черты, формы распространения и т.п.).

3. Специфика фольклора (устность передачи, традиционность, изменяемость, вариантность, категория авторства, коллективность как открытая возможность сотворчества, анонимность, художественный метод и принципы создания образа, синкретизм, система жанров, особенность языка и изобразительно-выразительных средств).

4. Взаимовлияние фольклора и литературы. Фольклор и другие виды искусства.

Перед студентами стоит задача разобраться в специфике устного народного творчества, проникнуть в его сущность. Эти знания будут ключом для понимания и усвоения всего курса фольклора и отдельных его жанров. Более того, они помогут осознать проблему фольклоризма конкретных писателей или литературы в целом, проблему, с которой филолог будет постоянно сталкиваться в своей работе. Для этого нужно:

• Изучить лекцию и соответствующий раздел по одному из рекомендованных учебников (Зуева, Кирдан, с. 5 — 14; Аникин, с. 5 — 45; Новикова, с. 3 — 13; Кравцов, с. 5 — 33; Кравцов, Лазутин, с. 7 — 21, 33 — 40).

• Прочесть:

а) в хрестоматии по фольклористике Круглова раздел третий «Общетеоретические вопросы фольклористики» (с. 38 — 134), где помещены извлечения из работ В.Д. Бонч-Бруевича, Ф.И. Буслаева, А.Н. Ве-

селовского, Н.П. Андреева, Ю.М. Соколова, Б.Н. Путилова, В.П. Ани­кина, П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.М. Жирмунского и В.М. Гацака;

б) в хрестоматии по фольклористике Минц, Померанцевой (с. 195 — 205, 214 — 233) или в хрестоматии Морохина (с. 181 — 184, 292 — 308) сделать при необходимости краткие записи в рабочей тетради для практических занятий;

в) из хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана изучить фрагменты работ В.Я. Проппа, В.П. Аникина, С.Н. Азбелева и В.М. Гацака (с. 4— 17);

г) из хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой извлечения из работ Ф.И. Буслаева, Ю.М. Лотмана, В.П. Аникина, П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.М. Жирмунского, В.М. Гацака, С.Н. Азбелева (с. 7 — 60), А.Н. Веселовского (с. 545 — 559), а также разделы «Литература и фольклор» (с. 605 — 648) и «Музыка и фольклор» (с. 651 — 676).

ЗАНЯТИЕ 2. Русская народная свадьба (2 часа)

1. Свадьба. Основные ее картины и действующие лица.

2. Хозяйственно-бытовые и магические элементы старинного свадебного сюжета.

3. Драматическая и игровая сущность свадьбы.

4. Жанры свадебного фольклора, их органическая связь с обрядовыми ситуациями.

5. Функциональная многозначность свадебных песен. Их художественное своеобразие.

6. Современное состояние свадьбы.

При подготовке к занятию необходимо проработать лекцию, соответствующий раздел в одном из названных выше учебников (Зуева, Кирдан, с. 86 — 113; Аникин, с. 163 — 203; Новикова, с. 67 — 86, 90 — 93; Кравцов, с. 52 — 64; Кравцов, Лазутин, с. 56 — 67), хрестоматий по фольклору (Круглов, с 27 — 55; Новикова, с. 17 — 36, 44 — 46; Кравцов, с. 22 — 37; Померанцева, Минц, с. 137 — 161; Зуева, Кирдан, с. 60 — 100). Ознакомиться с типами публикаций свадебного фольклора. Используя исследования Ю.Г. Круглова и др., составить схему традиционной и современной свадьбы, выявить жанровый состав свадебного фольклора и приуроченность свадебных песен и причитаний к определенным моментам свадебного действа; уметь объяснить тенденции в развитии свадьбы, знать не менее двух текстов каждого жанра свадебного фольклора и уметь их анализировать.

Для анализа взять песни из данного пособия, а для сравнения из хрестоматий по фольклору следующие произведения:

а) величальные жениху «Как у светлого у месяца...» (Круглов, № 49, с. 27), «Чтоу месяца золоты рога» (Зуева, Кирдан, с. 88 — 89), дружке «Друженька хорошенький...» (Круглов, № 53, с. 28 — 29 или Кравцов, с. 29 — 30, или Зуева, Кирдан, с. 93 — 94, 97);

б) корильные жениху «Ты, невеста, перед кем стоишь?..» (Круглов, № 62, с. 32) и дружке «Во саду не лук ли?..» (Круглов № 64, с. 32 — 33) или «Друженька хорошенький...» (Новикова, № 22, с. 28; Зуева, Кирдан, с. 97);

в) свадебные лирические песни «Не в трубушку трубили рано на заре...» (Круглов, № 70, с. 35 — 36; Зуева, Кирдан, с. 64 или «Недолго веночку на стеночке висеть...», Новикова, № 9, с. 21; Зуева, Кирдан, с. 69), «Маменька, разлучники едут...» (Круглов, № 72, с. 36 — 37 или Новикова «Матушка, что не пыль-то во поле...», № 16, с. 24 — 25, или Зуева, Кирдан, с. 74 — 75);

г) причитания «Тебе спасибо, тепла баенька...» или «Ты про-сти-ко, краса-девичья!..» (Круглов, № 103 — 104, с. 50 — 52).

При анализе обратить внимание на тесную связь произведений с обрядовой ситуацией, на их идейное содержание, эстетическую установку, композиционные формы и на изобразительно-выразительные средства.

ЗАНЯТИЕ 3. Монография В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» (2 часа)

1. История написания монографииВ.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки».

2. Принципы подхода к анализу волшебной сказки

3. Функции действующих лиц.

4. Достоинство и недостатки «Морфология волшебной сказки» В.Я. Проппа.

Литература

Учебники Т.В. Зуевой, Б.П. Кирдана; В.П.Аникина, материалы лекции по сказкам.

Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки». –М, 1968. Или любое другое издание. Желательно: Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки». Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа.) Коммент. Е.М. Мелетинского, А.В. Рафаевой. Сост., научн. Редакция, текстол. Коммент. И.В. Пешкова. — Издательство «Лабиринт», М., 1998.; Уорнер Э.Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика / Вступ. С. С.Б. Адоньевой. СПб.: Филологический факультет СпбГУ, 2005.

 

ЗАНЯТИЕ 4. Волшебные сказки (2 часа)

1. Сказки, их жанровое своеобразие.

2. Виды сказок.

3. Жанровые свойства волшебной сказки. Ее происхождение.

4. Анализ сказок «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» по схеме: сюжет, тема, идея (идейно-тематическое богатство), композиция, система персонажей по функциям, художественно-изобразительные средства и приемы с определением их конкретных функций в тексте.

ЗАНЯТИЕ 5. Бытовые новеллистические сказки

(2 часа)

1. Время появления бытовых новеллистических сказок (по срав­нению со сказками о животных и волшебными).

2. Жанровые свойства бытовых новеллистических сказок.

3. Сюжетный состав и классификация бытовых новеллистических сказок.

4. Анализ сказок «Наговорная водица», «Как поп даровым хлебом кормился», «Шемякин суд», «Барин и плотник» по схеме: тема, идея сказки и роль сказочного вымысла в ее утверждении, система обра­зов, композиция, средства комического, особенности языка и стиля. Тексты и дополнительную информацию смотри в разделах VI, VII, а тесты — в разделе VIII данного пособия.

При подготовке к занятиям 3 и 4 следует изучить лекцию и соответствующую главу одного из учебников (Зуева, Кирдан, с. 133 — 168; Аникин, с. 445 — 495; Аникин, Круглов, с. 134 — 176; Новикова, с. 135 — 160; Кравцов, с. 101 — 128; Кравцов, Лазутин, с. 96 — 121), прочесть по одной из хрестоматий по фольклору все сказки и знать их (Круглов, с. 82 — 178; Новикова, с. 73 — 134; Кравцов, с. 90 — 133; Померанцева, Минц, с. 181 — 247; Прозаические жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. М., 1977. С. 5 — 155; Зуева, Кирдан, с. 134 — 156).

Изучить раздел «Сказки» (с. 168 — 252) из хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой, где помещены сокращенные варианты статей А.Н. Веселовского, Ф.И. Буслаева, Н.Е. Ончукова, Б. и Ю. Соколовых, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина, А.И. Никифорова, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, В.П. Аникина.

К 4-му занятию дополнительно рекомендуется вариантный анализ сказок по хрестоматиям для вузов. См.: «Похороны козла» (Круглов, с. 188 — 190; Новикова, с. 133 — 134; Кравцов, с. 129 — 131; Померанцева, Минц, с. 234 — 236); «Шемякин суд» (Круглов, с. 186 — 187; Померанцева, Минц, с. 246 — 247); «Барин и плотник» или «Мужик и барин» (Круглов, с. 182 — 183; Новикова,с. 127 — 128; Померанцева, Минц, с. 241 — 242); «Жена спорщица» (Круглов, с. 201; Померанцева, Минц, с. 229); «Жена-доказчица» (Померанцева, Минц, с. 228 — 229).

Студент должен познакомиться с основными сборниками русских сказок, с принципами размещения в них материала, охарактеризовать один из них.

По теме «Русская народная сказка» выполняется дома самостоятельная работа (письменно).

Задание: Определить жанровую принадлежность 10 сказок. Переписывать сказки в тетрадь или подробно передавать их сюжет не нужно. В тетради назвать сказку (к примеру, «Как барина сожгли»). Ниже указать ее жанровую принадлежность. Далее перечислить жанровые признаки: объем сказки, место действия в ней, система персонажей, конфликт и его сущность, тема (для бытовых новеллистических сказок еще и тематическая группа), идея, композиция, особенности изображения сказочного пространства, времени, специфика языка и стиля, другие признаки. При этом следует помнить, что встречаются сказки, в которых смешиваются мотивы разных жанровых разновидностей сказок.

При работе над текстами обратить внимание на комментарии к ним и использовать результаты 3-го и 4-го занятий.

 

ЗАНЯТИЕ 6. НАРОДНАЯ НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА (2 часа)

1. Общие признаки несказочной прозы. Собирание и изучение ее.

2. Предания. Жанровые признаки их. Отличия от сказки. Тематические группы. Поэтика и стиль.

3. Бывальщины как жанр. Тематика и стиль.

4. Былички. Определение жанра. Виды быличек. Идейно-тематическая характеристика. Художественное своеобразие.

5. Легенды. Определение жанра. Отличия от преданий. Историческая судьба.

Тексты произведений несказочной прозы смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 157 — 178; Круглов, с. 204 — 211; Новикова, с. 428 — 440; Кравцов, с. 134 — 146; Прозаические жанры русского фольклора. 2-е изд., доп. / Сост. В.Н. Морохин. М., 1983. С. 156 — 294) и в данном пособии.

Наиболее полно несказочная проза представлена в книге:

Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С.Н. Азбелева. М.> 1992 (Б-ка русского фольклора; Т. 12).

Легенды. Предания. Бывальщины / Сост., подгот. текста, вступ. ст. Н. А. Криничной. М., 1989.

Былички и бывальщины: старозаветные рассказы, записанные в Прикамье / Сост. К. Шумов. Пермь, 1991.

Петр I. Предания, легенды, сказки и анекдоты: Сб. / Сост. И. Райков. М., 1993.

Мифологические рассказы и легенды Русского Севера /Сост., коммент. О. А. Черепановой. СПб., 1996.

Петр Великий в преданиях, легендах, анекдотах, сказках, песнях I Сост., подг. текста, вступ. ст. и прим. Б.Н. Путилова. СПб., 2000.

Изучить раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 169 — 186; Аникин, с. 271 — 300; Аникин, Круглов, с. 176 — 197; Новико­ва, с. 160 -■- 171; Кравцов, с. 128 — 142; Кравцов, Лазутин, с. 122 — 136) и извлечения из работ К.В. Чистова, В.К. Соколовой, Э.В. Померанцевой и С.Н. Азбелева, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 261 — 291) или раздел «Несказочная проза» в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 253 — 296).

Из исследований рекомендуются работы:

Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII — XIX в. М., 1967.

Соколова В.К. Русские исторические предания. М., 1970.

Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление. Челябинск, 1970.

Кругляшова В.П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора. Свердловск, 1974.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988.

Ефимова Е.С. Основные мотивы русских быличек (Опыт классификации)// Сказка и несказочная проза. М., 1992. С.52 — 63.

Разумов а И. А. Сказка и быличка (Мифологический персонаж в системе жанра). Петрозаводск, 1993.

Самоделова Е.А. Былички о колдунах и домашних духах в сопоставлении со свадебной магией // Сказка и несказочная проза. М., 1992. С. 63 —82.

 

ЗАНЯТИЕ 7. МАЛЫЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ (2 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.