КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальность и основная идея исследования
Предмет исследования Теоретический объект исследования Организационная культура IT-компаний Организационная культура IT-компаний.
Организационная культура IT-компаний как их конкурентное преимущество.
Теоретическая схема:
Особенности сферы: · быстроразвивающаяся отрасль · мало квалифицированных работников · спрос на сотрудников высокой квалификации больше предложения · ориентация на западные стандарты · организации нового типа – основанные на знании Сфера информационных технологий является одной из самых быстроразвивающихся отраслей на современном рынке труда. Растет не только число специалистов в этой области, но и количество компаний, занимающихся разработкой и поддержкой программного обеспечения, и, как следствие, постоянно повышается уровень конкуренции между этими компаниями. Ориентируясь, в основном, на западные стандарты, IT-компании по своей специфике отличаются от среднего значения по рынку труда не только требованиями к соискателям, но и условиями труда в целом. Специфика IT-компаний заключается также в постоянном воспроизводстве знания внутри компании, причем зачастую неформальными способами. Работник в такой компании является носителем и производителем знания, что означает, что он требует условий труда, отличающихся от условий труда в традиционных компаниях, в частности, предполагающих меньшую регламентацию трудового процесса. Все это позволяет говорить об организационной культуре таких компаний как о специфичной. Мы предполагаем, что одним из конкурентных преимуществ ИТ компаний на рынке труда является неформальность (демократичность) организационной культуры, предполагающая поощрение инициативы рядовых работников, гибкий график работы, высокую степень свободы работников в организации труда, хорошо развитые горизонтальные и вертикальные коммуникации, которые носят в основном неформальных характер.
Цель: Выявить особенности корпоративной культуры IT-компаний. А где связь с конкурентным преимуществом? Основная гипотеза: Чем выше степень демократичности и неформальности культуры компании (задать индикаторы), тем привлекательнее она как работодатель для аппликантов и сотрудников (задать индикаторы (больше присланных резюме, звонков в агенство или работодателю, меньше текучесть кадров, больше средняя продолжительность найма) Как выявлятьэто? Задачи исследования: Основная задача 1: На основе анализа текста вакансий в IT-компании в медиа-изданиях выявить (преобладающие) характеристики IT-компании, транслируемые вовне. Гипотеза 1. В текстах объявлений подчеркиваются неформальные аспекты культуры компании, такие как гибкий график, наличие места для чаепитий, наличие активной социальной жизни в компании (регулярное проведение праздников и т.д.) Основная задача 2. Выявить преобла Основная задача 2: Определить степень формальности организационной культуры IT-компаний (на примере нескольких организаций). И дальше идут параметры неформальности? Как будете определять степень? Надо продумать. Сделать собственную шкалу на основе качественных показателей.
Частная задача 2.1: Определить направление формирования организационной культуры. Это о чем? Гипотеза 2.1:
Частная задача 2.2: Выявить наличие и количество прописанных правил компании (переформулировать) Гипотеза 2.2: По идее, если во главу ставить неформальность, то все частные гипотезы должны касаться неформальности. Частная задача 2.3: Определить график работы сотрудников компании (гибкий или фиксированный, наличие перерывов). Это вполне входит в предыдущее. Гипотеза 2.3:
Частная задача 2.4: Выявить Гипотеза 2.4:
Частная задача 2.5: Определить, влияют ли рядовые сотрудники компании на способы выполнения заданий (исходит ли от них инициатива и приветствуется ли она начальством). Гипотеза 2.5: Компании где сотрудники влияют привлекательнее для аппликантов и сотрудников, чем те где не влияют. (например как-то так) Но это уже не столько про неформальность, сколько про делегирование полномочий Частная задача 2.6: Определить наличие и характер требований к внешнему виду сотрудников IT-компаний. Наличие/отсутствие дресскода. Вообще все это больше похоже на систему индикаторов и показателей, а не на задачи и гипотезы. Надо как-то укрупнить задачи и гипотезы. Гипотеза 2.6:
Основная задача 3: Выявить наличие либо отсутствие обучения сотрудников внутри компании и его особенности. Частная задача 3.1: Определить наличие обучения сотрудников внутри компании. Гипотеза 3.1:
Частная задача 3.2: Выявить существующие в компании формы обучения сотрудников. И что? Ради чего? Гипотеза 3.2:
Частная задача 3.3: Определить направление обучения сотрудников. Гипотеза 3.3:
Основная задача 4: Определить степень сплоченности коллектива рассматриваемых IT-компаний. Сплочённость-(сплоченность группы, сплоченность коллектива) - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом Например такое определение. А что вы хотите исследовать это не сплоченность, а что-то другое. Не говоря уже о том, что как вы будете определять эту степень? Сравнивать относительно чего? Частная задача 4.1: Определить степень осведомленности сотрудников о личной жизни коллег. Гипотеза 4.1:
Частная задача 4.2: возможность обратиться за помощью Гипотеза 4.2:
ИДЕЯ: В ходе исследования будут рассмотрены следующие характеристики организационной культуры IT-компаний: образ, транслируемый вовне, формальность, наличие обучения и сплоченность коллектива. На основе этих характеристик и основной гипотезы о том, что организационная культура компаний этого профиля обладает такой чертой, как неформальность, было принято решение о создании переменной, позволяющей определить степень формальности-неформальности отдельной организации. Для каждой из четырех характеристик создается шкала от 1 до 5, позволяющая (на основании результатов опроса) обозначить степень выраженности этой характеристики. Как обозначить степень выраженности образа компании, транслируемого вовне? Для каждой организации числовые значения четырех переменных суммируются и получается новая переменная,характеризующая степень выраженности формального и неформального аспектов в организации. И почему вы решили, что можно просуммировать все 4 и свести ВСЕ к неформальности?? У вас же формальность уже стоит одной из 4 хар-к. А сплоченность и наличие бучения никак не говорят напрямую о формальности-неформальности.
Обзор литературы: М. Вебер (Бюрократия) Т. Парсонс П. Романов «Социальная антропология организаций» (раздел «Организационная культура» - темы 6-11) «Термин социальная антропология организаций обозначает, прежде всего, конкретный теоретический подход к исследованию различных аспектов организационной жизни». «Культура организации - это система основных понятий, принятых членами группы, ранее изобретенных, обнаруженных или развитых данной группой для того, чтобы справиться с задачами внешней адаптации или внутренней интеграции. Культура считается достаточно устойчивой и сильной, если новые члены группы успешно обучаются правильным способам мыслить, чувствовать и воспринимать проблемы организации». «Концепция культуры стала одной из наиболее популярных в различных отраслях западной социологии последних нескольких десятилетий». (стр. 95) «Почему исследования организационной культуры приобрели такую значимость в социологии, социальной антропологии и организационной науке? Первоначальным толчком, как полагают, стал интерес западных ученых к так называемому «японскому чуду» - экономическому взлету промышленности страны восходящего солнца. Организационные аналитики назвали его «японским вызовом» классическим моделям менеджмента и теории организаций. Западное управление производством предполагало четкие, «рациональные» и универсальные по своей природе методы управления трудовым поведением. В попытке объяснить причины столь сокрушительных успехов Японии обратились к идее организационной культуры». (стр. 96) «Другой причиной интереса к исследованиям организационной культуры стало развитие мультинациональных корпораций. Управление большими организационными системами, чьи производственные мощности и системы обслуживания размещены в различных географических областях, столкнулось с проблемами, для решения которых потребовались новые оригинальные подходы». «Организационная культура – это - разделяемая членами организации система оценок и представлений, позволяющая получить представление о ситуации; набор разделяемых ценностей, образцов поведения, определяющих символов, установок и принятых способов целедостижения, которые отличают данную ситуацию от остальных; - совокупность базовых представлений, которые данная группа изобрела, обнаружила или достигла каким-либо другим способом в результате попыток адаптироваться к внешней среде или решать задачи, связанные с обеспечением внутренней интеграции. Эти задачи, как правило, достаточно хорошо «сработали» в определенной ситуации, чтобы быть признанными этой группой целесообразными, и, следовательно, достойными передачи их новым членам данной группы как правильный способ восприятия и осмысления действительности и как правильный путь решения подобных проблем; - набор поддерживаемых всеми членами организации установок, ценностей, представлений, которые направляют поведение членов данной организации; - разделяемые членами организации философия, идеология, ценности, нормы, которые связывают организацию в единое целое; целостная система, существующая для придания смысла результату и процессу деятельности, создания форм взаимодействия и его осуществления, постоянно создаваемая и воссоздаваемая через это взаимодействие; - базовый набор представлений, взглядов и внутренних правил, которые постоянно направляют поведение на рабочем месте; ценности и представления, которые определяют содержание отношений организации с окружающей средой». (стр. 99)
Э. Х. Шейн «Организационная культура и лидерство» Под культурой в данной работе автор понимает следующее: паттерн (схема, модель, рамки) коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем. По сути, речь идет о духовной культуре группы (любая организация, — конечно, — тоже группа), причем в контексте книги более всего о культуре руководства (управления) и культуре взаимоотношений, коммуникаций.
Попова Е. П. Социология организаций: некоторые аспекты становления и современная проблематика «Организационная культура – совокупность принятых членами организации ценностей, норм, образцов поведения (деятельности), системы значений и смыслов, которые предопределяют способы осмысления актуальной ситуации и реагирования на нее».
Харрис и Морган Характеристики организационной культуры: · осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие - поощряют их внешнее проявление); · коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации); · внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ, спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур); · что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии, дотация на питание, периодичность и продолжительность питания); · осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников, соблюдение распорядка и поощрение за это); · взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям и т.п.); · ценности и нормы (что люди ценят в своей организационной жизни и как эти ценности сохраняются). · вера во что-то (вера в руководство, успех, свои силы, справедливость, в этическое поведение); · процесс развития работников и научение (бездумное или осознанное выполнение работы, полагаются на интеллект или на силу, подходы к объяснению причин); · трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за неё, качество и оценка работы, вознаграждение).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |