Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Больной и его социально-психологическое взаимодействие




Когда человек здоров, многие вещи интерьера или контакты с окружающим миром являются для него естественными, он может их корректировать по своему усмотрению.

Болезнь меняет заведенный порядок жизни. Для больного человека становятся необходимыми определённые предметы обстановки, какие-то занятия и люди приобретают необыкновенную значимость, а к каким-то событиям заболевший становится безучастным.

Если подопечный большую часть своего времени проводит в кровати, важно её расположение и оснащение специальными функциями

Для социальной адаптации человека с тяжелым недугом, важно понять: какие контакты с окружающим миром для него жизненно необходимы, а от каких его надо изолировать.

Для длительного пребывания больного возникает потребность в переоборудовании жилой комнаты, так как часто обстановка в комнате не соответствует требованиям ухода. Желательно, чтобы комната была достаточно просторной, светлой и защищенной от посторонних шумов. При этом у подопечного не должно возникать чувства полной изоляции от внешнего мира.

Острое тяжелое заболевание или длительная болезнь влекут за собой серьезные изменения в образе жизни больного. Обычные контакты с окружающим миром естественным образом уменьшаются. Перед больным встает опасность одиночества.

Его томит монотонность жизни, он страдает от скудости происходящих событий. Человек находится во власти болезненных переживаний, тревожных мыслей о своем здоровье, будущем. Он вынужденно бездельничает. У многих больных развивается депрессия.

Если такое положение продолжается длительное время, постепенно теряются навыки не только профессиональные, но и самые простые, бытовые, такие как навыки ходьбы, одевания и прочие.

В связи с этим организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми, так как они не заняты в трудовой сфере деятельности в связи с болезнью.

Основными задачами правильно организованного досуга больных людей являются:

-разрушение монотонности больничного (особенно, постельного) образа жизни;

-поднятие настроения, создание положительных эмоций;

-выработка установки на излечение, на возвращение к труду;

-сохранение двигательной активности в пределах возможного;

-борьба с тревогой и депрессией;

-поддержание познавательных способностей;

-повышение самооценки.

Изоляция подопечного может быть частично преодолена с помощью средств массовой информации. Пресса, радио и телевидение позволяют следить за ходом событий. Источником положительных эмоций могут быть книги, журналы, диски с записями музыки, фильмов, аудиокниг.

Не все виды досуга и отдыха приемлемы для лежащих или больных с ограниченной подвижностью. Нужно помочь больному определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы адаптации больного для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха.

Некоторые формы досуга могут помочь больному в восстановлении утраченных функций в результате болезни:

составление картинок с использованием мозаики или пазлов способствует концентрации внимания, развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей.

В качестве досуга для лежачего больного можно рекомендовать легкую ручную работу.

Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг больного человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни.

Разведение и уход за комнатными растениями является наиболее распространенным и приятным видом досуга для больных, которые не могут выходить из дома.

Мелкие домашние животные, например, птицы или кошки, могут скрасить жизнь тяжелобольного человека.

Встречи с родственниками, друзьями, разговоры по телефону являются основными занятиями для больных с ограниченной подвижностью.

В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для больных, находящихся дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.

Cледует учитывать различие между больными острым и тяжелым заболеванием и хроническим больным. При тяжелом состоянии подопечного какие-то виды контактов следует ограничивать или даже исключать.

Большое значение имеет социально-трудовая реабилитация.

Важную роль в этом должны сыграть врач и педагог-дефектолог. Многие больные с двигательными, психическими и речевыми дефектами вполне могут быть адаптированы в кругу семьи, школе, интернате. Большинство оказываются в состоянии заниматься общественно полезным трудом.

Необходимо помнить, что конечной целью труда врачей, педагогов-дефектологов и всего персонала является социальная адаптация больного. Больной должен почувствовать себя нужным обществу человеком. Ребенка надо суметь убедить в том, что он не лишний человек и наряду с другими может приносить посильную пользу обществу.

Врач и педагог-дефектолог должны войти в тесный контакт с органами социального обеспечения, общественностью того района, где проживает больной, с администрацией предприятий, которые могли бы трудоустроить больных.

Многие больные с легкими дефектами моторики, речи могут работать счетными работниками, бухгалтерами, регистраторами и др.

Социальная адаптация, абилитация и реабилитация больного имеют несколько аспектов.

Во-первых, надо довести коррекцию дефекта больного до такого состояния, когда его двигательные, психические или речевые возможности позволят ему самостоятельно обслуживать себя в семье, школе и другой среде.

Во-вторых, больному необходимо внушить веру в собственные силы, в то, что и он может трудиться, быть полезным обществу человеком.

В-третьих, надо настроить больного на выполнение того или иного посильного труда, профессионально ориентировать его, помочь овладеть данной профессией.

В-четвертых, следует осуществить непосредственное трудоустройство больного. Этот вопрос целесообразно решать совместно с органами социального обеспечения и общественностью района и предприятий.

Нельзя оставлять больного в домашних условиях, школьном или другом коллективе без наблюдения.

Целесообразно проследить за его судьбой. Надо периодически встречаться с больным, выяснять его нужды, заботы, оказывать посильную помощь советом и делом. Следует также периодически помещать больного в лечебное учреждение для закрепления полученных в процессе лечения (в стационаре или в домашних условиях) положительных результатов, исправления и коррекции дефектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.