Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логика развивающих действий КТД

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия, необходимые для целенаправленного развития целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни и к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, про- водя «нацеливающие» занятия (беседы, экскурсии и т. д.), готовят участников к коллективному планированию – рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

Все это в наибольшей степени характерно для стартовой беседы, во время которой организаторы увлекают участников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском оптимального решения нескольких важных задач-вопросов: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?

В направляющих действиях организаторов методы побуждения (ув лечения) подкрепляются методами убеждения: рассказом-размышлением, разъяснением и, в особенности, беседой-размышлением.

Вторая стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

На сборе-старте выступают представители микроколлективов. Ведущий сбор-старт сопоставляет выдвинутые представителями микроколлективов варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику, ставит дополнительные «задачи на размышление», которые решаются сначала по микроколлективам, а потом сообща.

Тем самым руководитель коллектива, продолжая увлекать участников радостной перспективой коллективного творческого дела, делает это теперь в процессе совместного раскрытия такой перспективы, в процессе осознания каждым участником необходимости всех тех действий, которые определены коллективным творчеством. Побуждая (одобрением и похвалой, помощью, советом, доверием) и приучая каждого участника к совместному творческому поиску лучших решений вопросов, связанных с предстоящим делом, руководители всемерно подкрепляют процесс осознания необходимости создания и осуществления оптимального проекта и своего личного участия в этом.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и про- ведения выбранного коллективного творческого дела создаются или сводный отряд добровольцев, или специальный орган – совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива. На своих заседаниях сводный отряд добровольцев выбирает командира, а совет дела – председателя.

Оба эти объединения действуют только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобные органы создаются уже в новом составе.

Проект коллективного творческого дела уточняется и конкретизируется сначала советом дела, с участием руководителя коллектива, затем – в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

При этом участники применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения, навыки, что были усвоены ими в учебном процессе или в трудовой деятельности.

Некоторая часть участников (число их зависит от уровня развития данного коллектива) обычно не включается в творческий поиск конкретных способов выполнения общего замысла и в практическую работу своего микроколлектива либо участвует в этой работе пассивно-подражательно и несамостоятельно. Другая, начав делать, охладевает, не умея и не желая преодолевать трудности. Поэтому руководители, – а по их примеру и наиболее подготовленные участники – используют многообразные направляющие действия, посредством которых вызывают, расширяют и углубляют активные самостоятельные действия остальных участников.

Необходимо помнить, что направляющие действия руководителя достигают цели, если имеют характер жизненно-практической заботы об успешной подготовке КТД, а их воспитательное значение скрыто от участников и «открывается» лишь в необходимых случаях. Если же руководители раскрывают воспитательное значение этих действий, то участники, не желая быть объектами такого рода воздействий, могут потерять возникший во время коллективного планирования интерес к предстоящему делу, перестать считать его собственным и относиться к нему как к «воспитательному мероприятию», нужному руководителям, а не им самим.

Для этой стадии характерно сочетание самых разнообразных воспитательных средств – побуждения, убеждения и приучения, причем важнейшую роль играет приучение, а побуждение и убеждение лишь служат ему.

Можно применить немало средств, побуждающих участников к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Среди них отметим следующие:

– увлечение добрым сюрпризом, в том числе весьма эффективна подготовка микроколлективами отдельных частей общего проекта «по секрету» от других участников;

– помощь товарищеским советом, например, предложением нескольких вариантов, способов выполнения «на выбор»;

– увлечение «секретным договором» («Давай подготовим это вместе по секрету от всех!);

– доверие ответственным поручением («Только ты это можешь сделать»!);

– обращение к участникам за помощью, с просьбой показать, научить («Покажи мне, пожалуйста, как это лучше сделать?»); –

товарищеское требование от имени коллектива («Раз решили все вместе, то надо...»);

– товарищеский контроль и товарищеское напоминание («ты ведь помнишь, как мы договорились...»);

– товарищеское поощрение (особо важно!) всеми формами одобрения, а также похвалой (развернутым одобрением) и наградой морального характера от имени коллектива – за преодоление наибольших трудностей, за самоотверженную заботу о товарищах в период подготовки КТД.

Четвертая стадия – проведение коллективного творческого дела. На этой стадии можно условно выделить три основных момента:

1) приготовления непосредственно перед началом;

2) само проведение дела;

3) его завершение. Возьмем момент приготовления.

Сколько на него отвести времени? Что делать? Как себя вести? Здесь есть несколько общих правил:

– на все должно хватить времени. С таким расчетом, чтобы обойтись без авральной суеты и лишней нервотрепки по поводу «не успеем». Но и растягивать чересчур тоже нельзя, чтобы не «перегореть», не утомиться от ожидания;

– не следует говорить и делать того, что могут сказать и сделать участники. В этот момент особенно важно не подменять их. Пусть каждый действует так, как намечено, делает то, что ему поручено. Пусть до конца прочувствуют всю меру ответственности и силу организации.

Могут возникнуть и непредвиденные обстоятельства, и потребуется срочно принять» какое-то решение. Не следует делать этого самолично, без председателя совета дела. Только вместе с ним. Не спешите отвечать на многочисленные вопросы, с которыми будут обращаться к вам ребята. Лучше переадресовать их членам совета дела.

Очень важен общий настрой, атмосфера и настроение каждого. Создать их не так просто, а вот испортить можно даже одной фразой: «Ну, конечно, тебе ничего нельзя доверять» или: «Нет, такое безобразие стыдно вешать». Гораздо полезнее в подобных случаях, наоборот, поддержать, подбодрить, вместе поискать выход из положения. Главное – спокойствие, выдержка, мажор, доброжелательность, уважение.

Чего нельзя допускать в момент, когда идут последние приготовления? Нельзя суетиться и дергать ребят, раздавать указания направо и нале- во; устраивать репетиции, когда все уже собрались; устраняться от приготовлений «пусть выкручиваются, как хотят, а я посмотрю, как у них получится»; оттягивать начало, когда все практически готово.

Дело началось. И снова перед вами встает вопрос: где находиться. При всей многочисленности возможных вариантов, ответ должен быть один: там, где нужно. Рядом с ведущими, в одном из микроколлективов, в каждом из них по очереди, с гостями, родителями и т. д. Может ли руководитель кол- лектива непосредственно участвовать в самом деле? Разумеется. Можно взять на себя вступительное слово и заключение. Можно по ходу дела или заранее подготовить вместе с другими творческий сюрприз – песню в пода- рок, веселую игру, вкусный приз, шуточное или серьезное познавательное задание и т. п. Главное – своим участием, отношением, переживаниями под- черкнуть, что все происходящее – это общее дело, и оно вам также дорого, как и остальным.

Когда дело закончено, очень важно так же дружно, как готовились, завершить работу: подвести итоги (определить победителей, если это состязание, поблагодарить участников и гостей, вручить подготовленные сувениры-сюрпризы и т. д.), проводить гостей, привести в порядок место проведения дела.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: «Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?»

Вопросы в этом случае выступают исходными направляющими действиями руководителей, а выдвигаемые по этим вопросам мнения и предложения – исходные действия самих участников.

Производные направляющие действия руководителя коллектива и других организаторов (особенно в заключительной части общего сбора-огонька) – сопоставление мнений, уточняющие вопросы, развитие и обобщение предложений, высказанных участниками, – представляют собой товарищескую воспитательную заботу о том, чтобы действительно каждый участвовал в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее.

Шестая стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Эту стадию, как и предыдущую, надо научиться прогнозировать, заранее думать еще при подготовке – а что будет потом? Какие могут быть выводы и последствия этого дела? Если и будут приняты конкретные решения, их нужно будет выполнить. Что это могут быть за решения? Их главный смысл в расширении круга добрых дел. На этой стадии в исходных направляющих действиях руководителей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование участниками и в учебной работе, и в трудовой деятельности, и в повседневной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективного творческого дела.

Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания КТД – развертывания нужных развивающих действий.

http://psy.url.ph/publications/practpsycomand.pdf

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЭП предоставит легитимную независимость Палестине в обмен на полную демилитаризацию | Новогодняя игрушка-клоун к занятию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.