Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. «Простое лидерство»: система




Трижды пять

 

На следующее утро ровно в пятнадцать минут десятого все как бы уже по привычке собрались в конференц-зале и радостно поприветствовали Луиса Берга. Им казалось, что они уже давно знакомы с этим человеком. Все отметили также и то, что впервые за долгое время приехали на работу с удовольствием.

Первый вопрос Берга прозвучал так, как они и ожидали:

– Начнем с вопроса «что?». Почему лидер обязан точно знать, чего от него ожидают?

Отвечать начал Верлих:

 

– Потому, что если человек не знает, в чем состоят его задачи, то просто не сможет их выполнить.

 

Человек в коляске одобрительно кивнул, а Верлих продолжил:

– Я, конечно, всегда знал, что и как должно делаться у меня на складе, но вот задачи руководителя были мне не ясны. Поэтому мое общение с подчиненными, в том числе и с заместителями, сводилось чисто к профессиональным функциям. В результате заместители тоже не знают, как руководить людьми.

– Если задачи начальника не определены, – дополнил его Альфред Шпехт, – то я не могу проконтролировать, в какой мере они выполняются. А если я и делаю такую попытку, то результат оказывается весьма субъективным.

– Все это ведет к тому, что никто толком не понимает, чего от него ожидают, – вступила в разговор Мануэла Херцлих. – А если нет уверенности, то вряд ли кто-то сможет работать в полную силу. У людей возникает недовольство собой, ухудшается общий моральный климат. Если у человека появляется возможность, он увольняется.

– Четкое определение целей лежит в основе коммуникации, направленной на поиск решения, – задумчиво произнес Цуккер. – Лишь в этом случае задачи могут стать исходной величиной, которая понятна и приемлема для каждого. Я даже полагаю, что без ясно поставленных целей коммуникация вообще невозможна.

Луис Берг поблагодарил собравшихся за эти высказывания, и все заметили, что ответы его искренне порадовали. Он написал на доске:

 

Ясная постановка задач:

1. Создает критерий для измерения работы.

2. Обеспечивает контроль.

3. Дает ощущение уверенности и ориентир.

4. Создает основу для эффективной коммуникации.

 

– Теперь давайте перейдем к вопросу «с помощью чего?». Плотник знает свои инструменты – пилу, молоток, клещи. Механик знает свои гаечные ключи, стоматолог – сверла. Просто удивительно, почему до сих пор никто не определил, какие вспомогательные средства имеются в распоряжении лидера. Как я уже говорил, у него есть пять важных средств. Если их не использовать, то трудно рассчитывать на успех. Их надо не только знать, но и уметь применять. А для этого требуется практика.

– Просто не терпится узнать, что это за средства, – поинтересовалась Инге Зальм. – Когда вы о них расскажете?

– Я считаю важным вспомогательным средством наказание, – вставил Готфрид Цуккер. – Тут все как у детей. Без наказания их не воспитаешь.

– Слава богу, что у вас нет детей, – тут же отпарировала Зальм. – Мне бы их было жалко.

– Хорошая компьютерная программа могла бы стать важным вспомогательным средством, – подал голос Шпехт. – С ее помощью было бы легче осуществлять контроль.

– Альфред, – возразила ему Мануэла Херцлих, – здесь речь идет об эффективном управлении, а не о твоих профессиональных функциях.

Луис Берг улыбнулся:

– Наберитесь терпения. На Круглом столе мне прекрасно разъяснили пять задач, вспомогательных средств и принципов. Я хочу представить их вам точно так же. Вы сразу же все поймете. Но давайте для начала коснемся вопроса «как?» и поговорим о принципах. Почему с этими принципами должен быть знаком каждый сотрудник фирмы? Почему недостаточно просто знать свои задачи и вспомогательные инструменты?

– Я долго думал над этим вопросом, но удовлетворительного ответа так и не нашел, – признался Альфред Шпехт. – Тогда я заменил принципы правилами. И все сразу встало на свои места. Нам нужны правила, которые определяют, как надо решать задачи и пользоваться вспомогательными средствами.

– Я тоже над этим думал, – добавил Верлих. – А потом мы вместе с женой придумали одну формулировку. Я даже записал ее… Минуточку…

Он достал листок бумаги и прочитал: «Принципы представляют собой неизменные правила, на которых основываются все происходящие в компании процессы. Они являются как бы сердцем фирмы, ее совестью и ориентиром».

– Удачная формулировка, – отметил Берг. – Таким образом, принципы – это четко сформулированные правила, которые имеют особую важность для фирмы, поскольку являются ее совестью и дают сотрудникам необходимые ориентиры. Они создают корпоративную культуру компании, определяют ее дух. Лишь тот, кто знаком с принципами фирмы, может оценить, насколько его деятельность соответствует ее целям. Но здесь не хватает еще одного аспекта. Как вы думаете, что это может быть?

– Когда вы говорили о принципах, – вступила в разговор Инге Зальм, – то упомянули, что надо задавать не только вопрос «как?», но и «зачем?». На мой взгляд, это вопрос о смысле. В идеальном случае каждый сотрудник должен знать, зачем он выполняет свою работу и какую важность это имеет. Если его фирма отстаивает какие-то принципы, с которыми он может себя идентифицировать, то он испытывает гордость за компанию и свою принадлежность к ней.

Луис Берг одобрительно зааплодировал:

– Именно так! Вы попали в точку! Должен вас похвалить. Меня радует то, насколько обстоятельно вы подошли к этим вопросам. С вами просто одно удовольствие работать.

Его собеседники смущенно переглянулись, но было заметно, что похвала им приятна. Помолчав несколько секунд, Луис Берг сказал:

– Я записал на карточки все преимущества ясного определения задач руководителя, вспомогательных средств и принципов. Это будет вашей памяткой.

И он раздал каждому по карточке.

 

 

Все собравшиеся поблагодарили за карточки, и Луис Берг продолжил:

– Настало время выслушать окончание моей истории. Господин Цуккер, вы не могли бы помочь мне налить кофе? Термос для меня немного тяжеловат.

Бухгалтер налил ему в чашку кофе.

 

– Как вы помните, я был чрезвычайно счастлив, что лидеры Круглого стола ответили на интересующие меня вопросы. Я уже предчувствовал, что сейчас они дадут мне точное определение задач, вспомогательных средств и принципов. Но я был совершенно не готов к тому, что произошло. В разговор вступила психолог Сью Уиллардс: «Итак, мы создали систему, которая позволяет каждому человеку осуществлять эффективное руководство. Но это было только начало. Потом мы начали поиски распространителей этой системы. Мы с самого начала договорились, что таких людей должно быть много, но возник вопрос: кто для этого пригоден? Мы выработали четыре критерия и сознательно сделали их очень высокими». Затем Сью Уиллардс разъяснила мне эти критерии. «Во-первых, человек должен обладать опытом успешного руководства, а не быть теоретиком, который только говорит о лидерстве, все “знает”, но сам ничего не может, поскольку никогда не пробовал. Именно поэтому появляется такое множество далеких от жизни моделей менеджмента, которые только создают неразбериху.

Во-вторых, такой человек должен осознавать, что средствами руководства не могут быть сила и борьба. Борьба и соперничество и без того слишком долго определяли жизнь человечества.

В-третьих, – продолжала она, – мы ищем людей, которые посвятили свою жизнь той же задаче, что и мы, то есть тех, кто занят поисками ответов, способных изменить облик компаний и их сотрудников во всем мире.

И в-четвертых, нам было важно, чтобы эти люди не пытались придать своим чертам личности облик системы, а готовы были служить главной задаче. Они должны понимать, что системы важнее, чем культ любой личности».

Сью Уиллардс замолчала, а остальные участники одобрительно кивнули головой. Возникла пауза, которую прервал Марк Маккейн: «Как уже было сказано, мы не готовы идти на компромиссы. Мы поставили перед собой трудную задачу, но наши поиски увенчались успехом».

Я с любопытством оглянулся, но никого нового в зале не обнаружил. Все молчали и смотрели на меня. И я начал понимать: речь идет обо мне. Не может быть! Марк Маккейн торжественно объявил: «Вы, Луис Берг, один из тех людей, на кого пал наш выбор. Мы будем рады, если вы согласитесь помочь нам обнародовать эту систему. Покажите всем, насколько это просто – руководить людьми».

Луис Берг помолчал некоторое время, а затем откашлялся и продолжил:

– Это было для меня полной неожиданностью. У меня было такое ощущение, будто я снова прыгнул в тот водопад. Меня словно било током. Я не мог вымолвить ни слова. В голове роились обрывки каких-то образов, мыслей и чувств: скала, несчастный случай, больница, отчаяние, Кристина, холм, вопрос «Какую пользу может принести несчастье?», социальное пособие, продажа инвалидных колясок, регби, олимпиада, гимн Германии, выступления по телевидению, работа в концерне, дочь Вивьен, отчаянные поиски ответа… Неужели несчастный случай действительно стал для меня мостиком к новой жизни? Я не осознавал того, что происходило вокруг. Я был занят проникновением в глубь самого себя. И вдруг я ощутил глубокую благодарность своей судьбе за тот несчастный случай. Конечно, лучше было бы, если бы я всего-навсего сломал себе мизинец, но ведь тогда я никогда не стал бы тем Луисом Бергом, которым был сегодня, со всеми своими слабостями и возможностями. Жизнь никогда не привела бы меня к этому этапу. Никогда. И теперь я был уверен, что не променяю свою судьбу ни на какую другую. Хорошо, что все случилось именно так. Я вновь стоял на том холме, но теперь знал, что никогда не спущусь с него.

Человек, сидевший в инвалидной коляске, помолчал несколько секунд, а затем заговорил вновь:

– Через какое-то время я начал осознавать происходящее. Я не помню, сколько это продолжалось. Всем было очевидно, насколько я тронут происходящим. Но я не стыдился. Я вновь примирился со всеми людьми, даже с врачами, сделавшими мне неудачную операцию. Путь к этому был очень долгим… Я огляделся по сторонам. Все одобрительно и с пониманием смотрели на меня. Они, очевидно, чувствовали, что происходит в моей душе. Никто не выказывал сочувствия. В глазах этих людей я видел только уважение и радость.

Это событие имело для меня двоякое значение. Во-первых, я почувствовал себя членом Круглого стола лидеров. Еще утром это показалось бы мне совершенно невероятным. Но теперь я ощущал себя в новом качестве совершенно естественно. Во-вторых, я понял, что внутренне уже давно готов к выполнению этой задачи. Я знал, что обязан ее выполнить. До этой поездки я мог бы еще возразить: «Но ведь я инвалид, мне это не по силам». Теперь же я ясно осознавал: именно несчастный случай подготовил меня к этой миссии. Я сообщил собравшимся о своем решении, и оно, похоже, никого не удивило.

Марк Маккейн торжественно вручил мне большой пакет. На нем было написано:

 

«Простое лидерство»

3 × 5

 

Мне было ясно, что я держу в руках: пятнадцать трактатов с описанием пяти задач, пяти вспомогательных средств и пяти принципов. Я едва мог сдержать свое нетерпение – ведь в пакете находилась полная система эффективного руководства. «Теперь ваша задача заключается в том, – произнес Маккейн, – чтобы ознакомить с содержимым пакета как можно больше людей. Не прекращайте своих усилий и никогда не забывайте:

 

Умение руководить людьми – главный фактор, определяющий различие между успехом и провалом, между удачно сложившейся жизнью и посредственным прозябанием».

 

Я был официально принят в ряды членов Круглого стола лидеров, а затем мне позволили покинуть зал и заняться изучением содержимого пакета.

 

Луис Берг откинулся на спинку своей коляски. Теперь членам правления «Грубер АГ» была известна его история. По лицам присутствующих Берг видел, что они все понимают и горят желанием узнать, что же было в том пакете.

Он вновь заговорил:

– В пакете я обнаружил письмо и три больших конверта, в которых лежало еще по пять конвертов поменьше. На них было написано: «Задачи», «Вспомогательные средства» и «Принципы». Эти трактаты довольно давно находятся в моем распоряжении, и я ознакомил с их содержанием уже несколько компаний. Результаты поражают воображение, они просто невероятны! Конечно же, я рассказал об этой системе и Харальду Груберу. Он был в восторге. И я рад, что вы тоже готовы с ней познакомиться.

Берг предложил сначала зачитать письмо, а затем раздать всем по одному экземпляру трактатов о задачах. Все согласились, и он начал читать письмо:

 

Уважаемый лидер!

Если ты читаешь эти строки, значит, уже принял решение и в душе считаешь себя лидером.

«Простое лидерство» – это система, которая придаст тебе уверенности. Ты научишься понимать главные задачи, которые обязан выполнять любой руководитель, освоишь вспомогательные средства, которыми тебе придется пользоваться, и принципы, на которых должен строить свою деятельность. Если ты приложишь усилия, чтобы претворить в жизнь содержание всех пятнадцати трактатов, то станешь эффективным лидером.

Читая их, ты будешь встречаться с многими знакомыми вещами. Управление – это древнее искусство. Новой здесь является только система, но она составлена из многих (не только современных), компонентов. Люди, умевшие успешно руководить, существовали всегда. Но лишь эта система позволяет каждому стать лидером.

Как руководитель, ты должен сосредоточиться на делах. Ведь только твои поступки определяют, кем ты будешь. Если хочешь изменить себя, измени свои привычки. Это единственный путь.

Ответственно подходи к полученным знаниям. Постарайся стать самым лучшим лидером, каким только можешь быть. А затем поделись этой системой с другими. Прежде чем взяться за чтение трактатов, торжественно поклянись, что проинформируешь об их содержании не менее двоих человек. Лидер никогда не держит свои знания в тайне. Тот, кто использует эффективную систему только для себя, подобен человеку, который, поднимаясь по лестнице, втаскивает ее за собой, чтобы никто не мог последовать за ним. Это нельзя назвать подлинным успехом.

Мы желаем тебе быть полноценным лидером. Теперь ты один из нас.

Круглый стол лидеров

 

Луис Берг отложил письмо в сторону.

– Сейчас я, как и обещал, раздам вам трактаты о пяти задачах. Вы еще помните, каковы преимущества четкого изложения задач?

Первые три преимущества вспомнились всем без труда, а вот за четвертым им пришлось обратиться к карточкам. Преимущества состояли в том, что задачи:

1. Позволяют сделать работу измеримой.

2. Обеспечивают контроль.

3. Дают чувство уверенности и ориентир.

4. Служат основой эффективной коммуникации.

Берг кивнул и предложил:

– Пусть каждый внимательно ознакомится со всеми пятью трактатами. Решите сами, кто еще, кроме вас, должен их прочитать. А потом поступайте так, как считаете нужным. Следуйте голосу своего сердца и действуйте соответственно. Я предлагаю встретиться ровно через две недели – в наше обычное время.

Он раздал пять конвертов и попрощался. Его собеседники принялись за чтение. С работы они разошлись лишь поздно ночью. Процесс начался…

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.