Раздел 1. Введение в историю. Особенности становления государственности в мире
1.1. Теория и методология исторической науки
1.2. Древнейшая и древняя история человечества
Раздел 2. Русские земли и средневековый мир (V-XV вв.)
2.1. Средневековье как этап всемирной истории
2.2. От Древней Руси к Московскому государству (IX- XV вв.).
Раздел 3. Россия в XVI–XVIII вв. в контексте развития европейской цивилизации
3.1. Страны Европы в XVI-XVIII вв.
3.2. Россия в XVI- XVIII вв.
Раздел 4. Индустриальная цивилизация в XIX - первой половине XX в.
4.1. Становление индустриальной цивилизации
4.2. Российская империя в XIX - начале XX вв.
4.3. Россия в годы революции и гражданской войны (1917-1922)
4.4. Советская модернизация: основные этапы и направления (1920-е-1930-е гг.)
4.5. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Раздел 5. Россия и мир во второй половине XX – начале XXI вв.
5.1. Мир во второй половине XX в.
5.2. Советский Союз в 1945–1991 гг.: попытки реформ и нарастание кризиса.
5.3. Россия в условиях глобализации мирового пространства.
Раздел 1. Введение в историю. Особенности становления государственности в мире
Сущность, формы и функции исторического знания
История – наука, изучающая развитие человеческого общества в совокупности отношений.
«Отец истории» - древнегреческий ученый Геродот (V в. до н.э.).
Объект истории как науки– совокупность фактов, характеризующих жизнь общества в прошлом и в настоящем.
Предмет истории – изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.
История как многоотраслевая наука включает в себя:
- самостоятельные отрасли исторического знания (экономическая, политическая, военная и т.д. история),
- исторические науки (этнография, археология),
- специальные исторические дисциплины (историография, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и т.д.),
- всемирную историю, историю стран, цивилизаций и т.д.
Функции:
Познавательная – выявляет закономерности исторического развития, воспитательная - способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах, прогностическая- возможность предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего,
функция социальной памяти - исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности, практически-рекомендательная - на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса.
Методы изучения истории
сравнительный (компаративный) - сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними;
системный - раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития событий;
типологический - классификация исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков;
ретроспективный - последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления;
идеографический - последовательное описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов;
проблемно-хронологический - изучение последовательности исторических событий во времени.
Исторический источник: понятие и классификация
Исторический источник – памятники прошлого, связанные с деятельностью человека.
Виды источников: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, аудиовизуальные документы.
Методология истории
Методология – учение о способах исследования.
- Методология истории основана на научных принципах: принципы историзма, объективности, социального подхода, альтернативности.
- Методология характеризуется многовариантностью, разнообразием методологических подходов:
теологический подход:религиозное понимание истории. В рамках этого подхода все происходящее есть воплощение Божественного промысла, зависит от воли Провидения;
географический детерминизм: абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса;
эволюционизм:рассматривает исторический процесс как развитие от простых форм к сложным, от низших – к высшим (они и составляют эволюционный ряд);
формационный подход: история линейна: действует необратимый прогресс. История универсальна: развитие всех обществ проходит одинаковые стадии;
рационализм:история – это процесс накопления достижений разума;
цивилизационный подход: (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский) история человечества – это совокупность различных цивилизаций, выступающих как самостоятельные субъекты истории; историческое развитие многовариантно. Существуют глубоко различные цивилизации. У каждой - свой путь, вехи которого подобны циклам развития живых организмов.
Историография истории
Отражает процесс формирования и развития исторических знаний.
Основоположник «дворянской» исторической науки - В.Н.Татищев (1686-1750), историк, государственный деятель. Оставил заметный след в развитии научной и общественной жизни России: составил первый энциклопедический словарь, собрал богатейшие летописные материалы, открыл для науки такие памятники, как «Русская правда», «Судебник» Ивана Грозного. Успешное исследование истории, считал Татищев, невозможно без продуманного издания источников, в том числе и произведений иностранных авторов, содержащих сведения об отечественной истории. Он ставил вопрос о взаимосвязи отечественной истории с всеобщей, подчеркивая, что знание истории своего народа необходимо в первую очередь. Эти мысли остаются современными и сегодня.
Становление и развитие российской исторической науки в XVIII-XIX вв. связано с именами Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, С.М.Соловьева и мн.др.
Карамзин Николай Михайлович(1766-1826), писатель, историк. Основной труд – «История государства Российского» (12 томов).
Выход в свет первых томов «Истории государства Российского» произвел огромное впечатление на всю читающую Россию. Принципы, которым Карамзин следовал в научной работе, остаются актуальными и сегодня: любовь к Отечеству, понимаемая как обостренный интерес к истории своего народа; следование исторической правде, как бы горька она ни была. Отечественная история понималась им как история не только русского народа, но и всех народов, населяющих Россию; история центров Руси - России неотделима от истории других русских земель.
Ключевский Василий Осипович (1841-1911), историк, академик Петербургской Академии Наук. Основной труд – «Курс русской истории» (в 5-и частях).
«Курс русской истории» В.О.Ключевского получил не только российское, но и мировое признание: он переведен на все основные языки мира. Зарубежные историки отмечают, что этот труд служил главным источником для курсов русской истории во всем мире. Исследование ученого формирует целостное представление о русском историческом процессе. Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали В.О.Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX в. и современности.
Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879), историк, академик Петербургской Академии Наук. Основной труд – «История России с древнейших времен» (29 томов).
С.М. Соловьев оставил огромное творческое наследие, но особенно выделяется богатством фактического материала и оригинальностью идей «История России с древнейших времен», тома которой регулярно выходили в свет с 1851 по 1879 гг., и интерес к которой не ослабевает и сегодня. В центре воззрений Соловьева находится идея исторического прогресса. Он подчеркивал, что истоки важнейших событий в российской истории XVIII в. следует искать в социально-экономических процессах предшествующего времени, первым в русской историографии обосновал тезис об исторической обусловленности реформ Петра I, постепенном сближении России с Западной Европой, предложил свой взгляд на личность царя-реформатора, заложил основы научного изучения отечественной истории второй половины XVIII в.
М.Н.Покровский – один из основоположников советской исторической науки.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление