КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2.5. Мышление
Тема 2.4. Память. Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Виды памяти: 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. 2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). 3. Эмоциональная - эмоции, сопровождающие восприятие объекта или явления. 4. Образная - различные образы восприятия. 5. Словесно-логическая - умственные образы в форме категорий, суждений, мировоззрения. 6. Двигательная - схемы различных движений Формы памяти: 1. Кратковременная память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. 2. Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. 3. Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности. 4. Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня. Процессы памяти: запоминание, хранение и забывание, воспроизведение. Формы воспроизведения: узнавание; припоминание (поиск информации в долговременной памяти); воспоминание (воспроизведение лично пережитых образов). Мышление – это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. 2. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. 3. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Теоретическое и практическое мышление разнится по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека. Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящего) мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности. Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:
Основные мыслительные операции: • анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики; • синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому; • сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами; • обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам; • абстрагирование (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Основные формы логического мышления: § Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. § Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными. § Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Виды умозаключений: § Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. § Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. § Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Качества мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |