Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы




Текст лекции.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем (Федеральный Закон № 24 от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»).

Информационные ресурсы – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако, в отличие от традиционных ресурсов, которые характеризуются невосполнимостью, информационные ресурсы не исчезают при потреблении, их можно многократно копировать и использовать.

Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы.

Ресурс – запас или источник некоторых средств.

Информационные ресурсы

Основные понятия

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

При более широком подходе к информационным ресурсам относят все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Первично собираемая информация отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения. Информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях например, количество колец на спиле дерева, свидетельствующих о его возрасте), или информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Сконцентрированный по этому признаку информационный ресурс можно характеризовать как естественный, производственный, социально-экономический. Например, информация о численности населения.

Другой класс информационного ресурса составляют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности любой творческой работы, которая базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (vатематическая обработка, логическая и т.д.)/ Сюда же относятся и объекты, создаваемые в области авторского творчества в области литературы, искусства. Это информация, создаваемая в результате интеллектуальной деятельности человека. При этом создается не только вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, но и новая, открывающая то, чего до сих пор человечество не знало Речь идет, например, об открытиях, о прогнозах в различных социальных и природных процессах.

Классификация информационных ресурсов

По способу представления:

- Web-страницы;

- Базы данных;

- Файловые серверы;

- Телеконференции.

По целевому предназначению:

- личные;

- корпоративные;

- СМИ;

- бизнес;

- образовательные;

- политические;

- учреждения и организации;

- сервисы и услуги;

- культурные;

- чаты;

- хранилища ПО;

- спорт;

- отдых;

- фото, медиа-хранилища;

- развлекательные порталы.

По национально-территориальному признаку:

- по языковому признаку. В силу историко-географических причин основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков – на выбор пользователя;

- по географическому признаку. Произвольный информационный ресурс в подавляющем большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, осуществляющей свою деятельность на определенной территории, и может быть предназначен для аудитории, находящейся преимущественно в пределах другого региона. Следует подчеркнуть, что территориальное разделение не относится к возможности доступа к ресурсам – он может быть осуществлен из любой точки.

По режиму доступа:

- открытая информация (без ограничения);

- информация ограниченного доступа;

- государственная тайна;

- конфиденциальная информация;

- коммерческая тайна;

- профессиональная тайна;

- служебная тайна;

- врачебная тайна;

- личная (персональная) тайна.

По виду носителя:

- твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.);

- на машиночитаемых носителях (к/пленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD и т.д.);

- на канале связи (TV, R).

По способу организации хранения и использования:

- традиционные формы (книги, газеты, журналы);

- массив документов;

- фонд документов;

- архив;

- автоматизированные формы.

По форме собственности:

- общероссийское национальное достояние;

- государственная собственность;

- собственность субъектов РФ;

- муниципальная собственность;

- частная (личная, корпоративная) собственность.

По характеру содержания:

- тематическая информация;

- научные публикации;

- рекламная информация;

- справочная информация;

- новости;

- вторичная информация.

По существующей классификации, информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений

Характеристика информационных ресурсов

В настоящее время нет единого подхода как к набору параметров, с помощью которых оцениваются информационные ресурсы, так и мер, используемых для количественной или качественной характеристики этих параметров.

Анализ различных источников показывает, что в настоящее время наиболее широко для оценки информационных ресурсов используются следующие основные параметры:

1. Содержание.

2. Охват.

3. Время.

4. Источник.

5. Качество.

6. Соответствие потребностям.

7. Способ фиксации.

8. Язык.

9. Стоимость.

Кратко рассмотрим основные характеристики перечисленных параметров.

Содержание определяет проблемную область, охватываемую информационными ресурсами (тему, идею, теорию, методику). Границы проблемной области зависят от задач, решаемых пользователем. Причем различные группы пользователей, решающие аналогичные (тождественные) задачи и реализующие одинаковые цели, различным образом определяют границы проблемной области (свои потребности в информационных ресурсах), что ведет, как правило, к различию в результатах их деятельности.

Охват определяет, ограничивает и описывает содержание, уточняет или лимитирует его. В конкретном смысле охват можно рассматривать как часть параметра Содержание. Он как бы суживает и задает определенные рамки содержания. Там, где содержание беспредельно, охват является лимитирующим фактором. Охват информационных ресурсов, доступных конкретной группе пользователей (организации, региону, стране, группе стран) – ограничен и изменяется в значительных пределах.

Охват, обычно, характеризуют Объемом, Полнотой и Достаточностью информационных ресурсов.

Объем – это общее количество информации по проблеме, доступной пользователю.

Полнота – это соотношение между имеющейся информацией по проблеме и информацией, доступной пользователю (т.е. той ее частью, которую он может получить).

Достаточность определяется возможностью достижения поставленной цели, при наличии доступной пользователю информации.

Реально всегда возможна ситуация, при которой пользователю доступны значительные объемы информации, но полнота их не достаточна для достижения поставленных целей.

Время как характеристика информационных ресурсов (информации) выступает в нескольких аспектах:

1) фиксирует момент или период, представленный данными (календарный, налоговый, финансовый год, конец соответствующего года и т.п.);

2) задает точку отсчета ввода конкретных информационных ресурсов в обращение (в коммуникационные каналы);

3) является характеристикой, определяющей связь между содержанием информации об объекте и ее соответствием реальному состоянию объекта, к которому она относится, на текущий момент времени.

Источник идентифицирует происхождение информации и в определенном смысле выступает как часть параметра охвата, лимитирующая содержание информации. В этом смысле источник выступает как некоторая условная единица объема информации по проблеме (ее части, или некоторое подмножество проблем).

В качестве источника информации может выступать:

· единичная публикация (текущая документация фирмы, энциклопедия, официальные и научные отчеты, технологическая документация, статья, книга, журнальная статья, личное дело и др.);

· собрание документов (архив, библиотека, информационный центр, база данных и др.) и т.п.;

· конкретная персона или организационная единица, обладающая информацией (информационными ресурсами) в конкретных проблемных областях или научным инструментарием, позволяющим получать необходимую информацию (создавать информационные ресурсы по конкретным проблемам).

Понятие Качество применительно к информационным ресурсам определяет (задает) совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности.

В состав наиболее общих параметров, задающих качество информации, входят:

· достоверность;

· своевременность;

· новизна;

· ценность;

· полезность;

· доступность.

Потребность предполагает нужду в предмете потребления. Информационная потребность – это необходимость получения информации, требуемой для решения конкретных задач, стоящих перед пользователем. Потребность считается удовлетворенной в том случае, если информация позволяет решить конкретные задачи с требуемым уровнем эффективности.

Способ фиксации информации. Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на тех или иных видах носителей – документирование (закрепление на тех или иных материальных носителях). Т.е. информация становится ресурсом только в том случае, если она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве. В противном случае она может использоваться лишь при решении ограниченного круга задач, а эффективность ее использования и качество существенно снижаются во времени.

В зависимости от носителей, на которых фиксируется информация, выделяют следующие основные классы:

Документы всех видов, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи).

Персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники.

Организационные единицы – научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

Промышленные образцы (любые материальные объекты созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные продукты, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей.

Научный инструментарий (в том числе: автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний).

Язык. Существенным фактором, снижающим возможности создания документальных информационных ресурсов и ограничивающим доступ к ним, является и языковой барьер. Например, в целом европейские страны из-за языкового барьера теряют доступ к 40-50% информации, поступающей из других стран.

Стоимость – овеществленный в товаре общественный труд, вещественное выражение общественного труда товаропроизводителей.

Информация выступает в виде товара, удовлетворяющего специфические потребности. Цена на информацию выступает как денежное выражение стоимости. Основой цены на информационные услуги выступает рыночная стоимость, складывающаяся с учетом признанных обществом на рынке затрат труда на их подготовку и потребительских свойств услуг, их полезности.

 

Информационные ресурсы в условиях рыночных отношений

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном («электронном») виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах (включая и Россию) сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги. Такими товарами могут быть:

· информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам, их стоимости;

· информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);

· информационные технологии, компьютерные программы;

· базы данных, информационные системы

· и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники. Ими бывают:

· центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

· службы связи и телекоммуникации;

· бытовые службы;

· специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);

· неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;

· консалтинговые (консультационные) фирмы;

· биржи;

· частные лица (например, программисты) и пр.

Потребители информации – частные лица, а также предприятия, нуждающиеся в информации для осуществления своей деятельности.

Информационные услуги – особый вид товара на информационном рынке.

Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление деловой информации, консультации по определенной тематике и т. д. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (то есть организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание).

Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные услуги (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).

Рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) информационных услуг между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

Надежность и достоверность информации

Надежность – свойство информации, предполагающее ее достаточную свободу от ошибок и пристрастности, а также то, что она точно представляет, что предполагалось представить. Надежность есть результат объединенных функций репрезентативной достоверности, проверяемости и независимости.

Достоверность – свойство информации быть правильно воспринятой; вероятность отсутствия ошибок

В общем случае достоверность информации достигается:

- указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;

- сопоставлением данных, полученных из различных источников;

- своевременным вскрытием дезинформации;

- исключением искаженной информации и др.

После смерти Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. В одном из первых выступлений Андропов признал наличие многих нерешенных проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиций сохранения и обновления существующей системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру, которой он давал шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежду на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Человек старый и больной, он большинство времени проводил на лечении или отдыхе. При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политический авторитет М. С. Горбачев, бывший при Черненко вторым человеком в партии. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК Горбачева.

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. При таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров.

В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС признал необходимым в целях ускорения реформ осуществлять подбор кадров на основе главного критерия — поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей и их омоложение усилились под флагом борьбы с консерватизмом. В 19851990 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне.

В январе 1987 г. ЦК КПСС, принял меры, способствовавшие развитию элементов демократии в партии и на производстве: вводились альтернативные выборы партийных секретарей, в ряде случаев открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», «разделение властей» (одной из которых мыслилась КПСС), создание «советского парламентаризма». Для этого Горбачев предложил сформулировать новый высший орган власти — Сьезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент.

Было изменено избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций, а не в ходе обычных выборов.

Весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май — июнь 1989 г.) Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.

В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. «Демократическая партия России» (лидер Н. Травкин).

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России», а также «Социалистической партией».

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.