Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология рыцарства




Домашний быт.

В феодальную эпоху появился новый вид жилища - замок. Сначала это был донжон - прямоугольная башня, служившая и домом, и крепостью. Затем появились обширные комплексы, обнесенные стенами со многими башнями. Башни стали круглыми, что увеличивало радиус обстрела. Комплекс имел жилые и хозяйственные помещения, конюшни, водопровод и бассейн с запасом воды на случай осады, запасные (потайные) выходы.

Замки раннего средневековья не отличались особым комфортом и изысканностью убранства. В Х-Х1 веках быт начали украшать настенными коврами, затем появились росписи. Сюжетами служили сцены из рыцарской жизни: охота, походы и сражения, торжественные кавалькады и т.д.; обязательным элементом декора стали гербы. Эти росписи и ковры - основной источник сведений о рыцарском быте. Известен вышитый ковер

длиной 70 метров, на котором подробно изложена история завоевания Англии норманнами - так называемая «пелена из Байе»: по преданию, ее вышила королева Матильда, жена Вильгельма Завоевателя. Постепенно в искусство проникла тематика рыцарских романов - изображались сцены из «Тристана и Изольды», «Песни о Роланде», «Сказания о Силе». Даже шахматы для владельцев замков изготавливались в виде рыцарских отрядов. После походов на Восток в замках появилась склонность к роскоши: в моду вошли шелка, богато украшенная мебель и посуда, а также множество предметов, имевших не столько утилитарное, сколько декоративное назначение.

Замок сеньера средней руки, сравнительно скромный по размерам и не слишком мощно укрепленный, временами был забит до отказа вассалами его владельца. Вассалы были обязаны участвовать не только в военных походах своего сеньера, но и в обсуждении его текущих дел. Если сеньер попадал в плен, вассалы собирали деньги для его выкупа. Также они участвовали в его расходах по случаю больших празднеств в замке: например, если происходило посвящение в рыцари старшего сына сеньера или свадьба его старшей дочери.

В свою очередь, сеньер брал под защиту своего вассала в конфликтных ситуациях с соседями (например, в спорах о земельном владении) - путем судебного разбирательства или силовыми методами, используя свой вооруженный отряд.

Обычный день феодала начинался службой в замковой церкви. Затем он появлялся на площадке лестницы, ведущей в башню, и приступал к обязанностям хозяина: разбирал споры своих подданных, вершил правосудие. После этого обходил хозяйственные постройки: конюшню, псарню, мастерские, где замковые мастера изготавливали предметы вооружения и другие полезные вещи. Осмотрев свое хозяйство и отдав необходимые распоряжения, рыцарь считал себя свободным от дел и мог предаваться чисто рыцарским забавам. Обитатели замков почти ежедневно охотились, а довольно часто выезжали на поиски приключений - патрулировали дороги и мосты, производили разведку местности. С проезжих - прежде всего с купцов -

собирали дорожные пошлины; не гнушались и обыкновенным грабежом. Во время этих приключений следовало упражняться в доблестях, обязательных для рыцаря. В раннем средневековье список этих доблестей выглядел так:

1 - умение одним ударом меча рассекать воина на коне и в доспехах от макушки донизу, вместе с лошадью (!),

2 - умение без труда разогнуть подряд четыре подковы,

3 - умение поднять до уровня своей головы стоящего на его руке рыцаря в доспехах,

4 - способность съесть за обедом четверть барана или целого гуся.

Надо полагать, что эти описания доблестей сильно преувеличены (разве что за исключением четвертой), как и вообще описания подвигов, совершенных рыцарями: все это следует отнести к области художественного творчества, рыцарского фольклора. Так, истории о битвах с ужасными чудовищами возникали из-за обычая присваивать рыцарям разные прозвища. Например, король Артур был прозван Корнубийским вепрем, африканский царь Гормунд - Волком морских пучин, армия бриттов носила название Красного дракона, под Белым драконом подразумевалась армия саксов. Их междоусобные стычки и разбойные нападения в легендах превращались в битвы с соответствующими чудовищами и великанами. Возвращаясь после подобных приключений, обычно устраивали пиры, во время которых старались в полной мере проявить «доблесть номер четыре». Вообще, пирами отмечались многие события: семейные торжества, церковные праздники, боевые победы. Были и традиционные пиршественные дни, установленные в отдельных рыцарских корпорациях: например, Рыцари Круглого Стола обязательно съезжались на пир в день Пятидесятницы (св.Троицы), когда они отчитывались в совершенных за время отлучки подвигах. Пирами обычно заканчивались и самые популярные в рыцарской среде развлечения - охота и турнир.

Феодализм - сословно-корпоративное общество, жившее неоднократно возрождаемой идеей вселенского государства. Но при слабых экономических связях в феодальном мире вселенскую власть имела только церковь. Поэтому идеология рыцарства быстро пропиталась религиозными мотивами; при этом даже народные легенды и языческие обряды перерабатывались в духе христианских постулатов. Таково, например, происхождение эмблемы мировой христианской империи - Святого Грааля.

Языческий миф о волшебном вареве, дарующем вечную молодость и здоровье, слился с библейским рассказом о чаше, в которую Иосиф Арамейский собрал кровь распятого Христа. В христианской церкви аналогом этой чаши является потир для причастия на первой литургии. (Предание гласит, что св. Иосиф поехал в Британию, имея с собой Грааль - отсюда многократные походы в поисках чудодейственного сосуда). В окончательном значении образ «Святого Грааля» - олицетворение мистического рыцарского начала, символ высшего совершенства.

Церковь для рыцаря была не только идейной вдохновительницей; довольно быстро она стала фактом повседневной жизни рыцаря и даже - инициатором многих правил рыцарского поведения. Посвящение в рыцари было невозможно без участия священника; постепенно церковь стала занимать очень большое место в самом обряде посвящения. Покровителем рыцарей считался Георгий Победоносец - ему приносились обеты, его именем клялись. Рыцарство приняло к исполнению выдвинутую святым Августином теорию «справедливых войн»: не является грехом месть за причиненную несправедливость, за оскорбленную честь, допускается вооруженная борьба за возврат несправедливо отнятого. В дальнейшем эта теория послужила оправданием религиозных войн. В XI веке церковь предложила установить сроки божьего перемирия: в субботу и воскресенье, в пост и в большие религиозные праздники требовалось сложить оружие, прекращая любые столкновения, и рыцарская корпорация согласилась принять это за правило. При этом во время обедни в церкви, перед

началом чтения Евангелия, рыцарь доставал меч из ножен и держал его обнаженным до конца чтения: это как бы означало, что он готов защищать Евангелие, если это понадобится. Наконец, влияние церкви на идеологию рыцарства - основной толчок к началу крестовых походов.

Окончательную формулировку идеология рыцарства приобрела в форме девиза: «Душу - Богу, жизнь - королю, сердце - даме, честь - себе».

Крестовые походы. Вооружение.

Крестовые походы длились почти 200 лет, всего было 8 больших походов. Первая армия крестоносцев почти полностью состояла из простого народа, и поход кончился неудачей. В 1099 году армия рыцарей завоевала Иерусалим; последним был поход Людовика Святого в 1270 году.

Армия рыцарей состояла из тяжеловооруженных конных воинов. Самое слово «рыцарь» связано с представлением о конной армии: немецкое Ritter происходит от reiten - ездить верхом, французское Chevalier от cheval - лошадь. Строй рыцарского войска - так называемый клин: в первом ряду едут 5 воинов, во втором и третьем - по 7, дальше ряды состоят последовательно из 9, 11, 13 человек. За клином следует остальная конница, выстроенная правильным четырехугольником.

Европейский рыцарь начала X века был одет в доспех -кожаную рубашку с наклепанными на нее железными полосами. На голове был металлический шлем с широкой носовой стрелкой. В XII веке вошла в употребление кольчуга - длинная рубаха из мелких металлических колец, более легкая, чем доспех и дававшая большую свободу движениям: в этом сказался опыт крестовых походов, когда рыцари столкнулись с легкой кавалерией арабов. Кольчуга постепенно усиливалась за счет металлических пластин, прикрывающих наиболее уязвимые места, а в начале XIV века стала превращаться в металлический доспех, закрывавший грудь, спину, руки и ноги пластинчатыми щитками. В XV веке был создан максимилиановский доспех -

своего рода металлический футляр для тела, куда человек­помещался целиком, с сапогами и шляпой. Забрало шлема можно­было опустить и пристегнуть к подбородку особым замком,­отпереть который без ключа было невозможно. Кисти рук были защищены металлическими перчатками. Весил максимилиановский доспех более 30 килограммов. В этом доспехе рыцарь почти не мог передвигаться пешком; сесть на лошадь или слезть с нее ему помогали слуги. Рыцарь, упавший с лошади в бою или на турнире в таком доспехе, был совершенно беспомощен. Лошадь тоже была защищена доспехом.

В пешем бою применяли полудоспех - кирасу с рукавами из металлических трубок и шлем.

Вооружение рыцаря составляли меч, щит и копье. Одноручный меч (меч для правой руки) имел длину до одного метра, ширину - до восьми сантиметров. Вдетый в поясную портупею, он висел вертикально у левого бока. Мечу часто давали имя: например, меч Роланда назывался Дюрандаль, меч короля Артура - Эскалибур (в другом написании - «Калибурн»). Копье выделывалось из ясеня, имело железный наконечник и тоже часто носило «собственное имя». Точно так же давали названия и щиту, который всегда был украшен гербом и довольно часто - девизом (вроде «Берегись, это я!» или «Бойся черного быка!»). Кроме меча, рыцарь умело пользовался луком и стрелами: это оружие было незаменимо на охоте. Общий вес оружия достигал 15 килограммов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.