Н.А. Бернштейн Теория уровневого построения движений
Название уровня
Мозговой субстрат
Характер афферентации
Функциональное назначение
Контингент
регулируемых движений
Патология (дисфункции)
субкорти-кальные
рубро-спинальный УРОВЕНЬ
ПАЛЕОКИНЕТИ-
ЧЕСКИХ РЕГУЛЯЦИЙ (А)
Спинной мозг с
его клеточными
образованиями и
частью проводя-
щих путей; груп-
па ядер в стволе
головного мозга,
область гипотала-
муса; древний
мозжечок и неко-
торые другие
подкорковые об-
разования.
Проприоцептори-
ка фонового ха-
рактера:
а) древнейшие
компоненты про-
приоцептивной
чувствит ельности
(проприоцепто-
рика тропизмов),
исходящие из
концевых аппара-
тов, восприни-
мающих величи-
ну и направление
мышечных напряжений и усилий, и из отолитовых аппаратов уха (палеолабиринтов) б) древнейшие компоненты тан-
горецепторики ("протопатическая чувствительность").
Сигнализирует о
положении и на-
правлении тела в
"поле тяготения",
о величинах рас-
тяжения (по дли-
не) и напряжения
(по силе) скелет-
ных мышц. Вы-
полняет "в самом
основном тог
круговой коррек-
ционный процесс
согласования эф- фекторной активности каждой мышцы с ее на-
личной длиной" по схеме рефлекторного кольца.
В качестве само-
стоятельных:
а) непроизволь-ные движения:
дрожь от холода,
стучание зубами
от страха, вздра-
гивание и т.п.;
б) произвольнаямоторика: быст-
рые ритмические
движения по ме-
ханизму "рефлек-
торного кольца"; движения, связанные с принятием удержанием определенной позы. В качестве технических фонов, обеспечивающих
возможность всех двигательных актов вышележащих уровней, ос-
новным из которых является "фон гибко реактивного тонуса".
Нарушения по ти-
пу гипо- и гипер-
функции, прояв-
ляющиеся в дис-тониях и тремо-рах (гипо- и ги-
пертонических,
гипо- и гиперди-
намических син-
дромах). При ги-
пердинамии от-
мечаются общая
ригидная гипер-
тония (повыше- ние пластического тонуса), каталепсия (сохране-
ние приданного положения), "восковая гибкость", тремор покоя (дрожание), гипо-
метрия движений (недотягивание до цели). В случае гиподинамии при нарушении афферентной организации наблюдаются гипотония,
"манежные дви-
жения", расстройства рефлектор-
ной регуляции
мышечного тону-
са и координа-
ции; выпадение эфферентной ор-
ганизации приво-
дит к гипотонии с
падением эла-
стичности мышц,
интенционному
тремору при про-
извольных дви-
жениях, гипер-
метрии, перераз-гибаемости суста-
вов.
Название уровня
Мозговой
субстрат
Xapaктер
афферентаций
Функциональное
назначение
Контингент
peгулируемых движений
Патология
(дисфункции)
субкортикаль-
ные
ТАЛАМО-ПАЛЛИДАРНЫЙ,
ИЛИ УРОВЕНЬ СИНЕРГИЙ И ШТАМПОВ
(В)
Две пары самых
крупных подкор-
ковых ядерных
образования: зри-
тельные бугры
(таламус) в качес-
тве афферентаци-
онных центров и
бледные тела
(паллидум) в ка-
честве эффекто-
рных центров. "В
зрительные буг-
ры сходятся вто-
рые, считая от пе-
риферии тела,
невроны всей
проприоцептив-
ной чувствитель- ности и всей экс-
тероцептивной
тангорецептор
ики"
Ведущая аффе-рентаиия как и у
уровня А, но со-
вершенно с друг-
ими компонента-
ми и иным сти-
лем. "Во-первых,
...здесь преоблад-
ает новая, суста-
вно-угловая, гео-
метрическая про-
приоцепторика
скоростей и поло-
жений, к которой
присоединяется
еще обширный
комплекс общей
экстероцепти-
вной чувствительности как протопатической (рецепции давления,
глубинного ося-
зания), так и эпи-
критической (дифференциро-
ванные осяза-
тельные реце-
пции прикоснове-
ния, укола, тре-
ния, болевая, виб-
рационная и тем-
пературная чувст-
вительность)"
Во-вторых, все
указанные рецеп-
ции ведут "по-
строение, заши-
фровку и по-
строение движе-
ния, уже подверг-
шись предвар-
тельно значи- тельной цен-
тральной перер-
аботке и синтезу,
намного более
сложному и диф-
ференцированн-
ому, чем прим-
итивный синтез
рубро-спинально-
го уровня". В
обобщенном виде
характер аффе-
рентации пред-
ставляет собой
афферентациюсобственного те-ла, проприоцепт-
орику.
Три важнейших
координацио-
нных качества:
а) "приспособ-
ленность...к об-ширным мышеч-ным синергиям,
т.е. способность
вести высокосла-
женные движения всего тела,
вовлекающие в
согласованную
работу многие де-
сятки мышц,...
управление де-
сятками протаго-
нистов, антагон-
истов, синергистов",
б) способность
стройно и нала
жено вести дви-
жение во време-
ни, обеспечивать
правильное чер-
едование движе-
ний всех конеч-
ностей при локо-
моциях, объеди-
нять в общем
ритме, соблюдае-
мом с точностью
до миллисекунд,
движения мног-
озвенных маятни-
ков конечностей
………»,
в) "наклонность
к штампам, к че-
канной повторяе-
мости движений.
все равно ритми- ческих или одн-
ократных, но по-
хожих друг на
друга, как две мо-
неты".
Самостоятельные
движения:
а) мимика, пан-томимика и пла-стика, т.е. выразительные движения лица, конечностей и всего тела;
б) "хореографи-ческие - не столь-
ко западного, ло-
комоторного,
сколько восточ-
ного, пластиче-
ского танца";
в) "вольной бес-снарядовой гим-настики: накло- ны корпуса, изг-
ибы, откидыва-
ние тела, разно-
образные пласти-
ко - ритмические
движения",
г) полунепроиз-вольные движе-ния потягивание
всем телом, рас-
правление конеч-
ностей, движения
ласкания, при-
вычные монотон-
но - машинал-
ьные движения и
т.п.
Нарушения про-
являются в виде
диссинергий и
асинергий при
патологической
гипо- или гипер-
функциях, рас-
пространяясь как
на самостоятель-
ные, так и на фо-
новые моторные
проявления. При
гипофункции
(или выпадении)
уровня В возни-
кает симптомо-
комплекс паркин-
сонизма. Недост-
аточность само- стоятельных си-
нергий порожда-
ет амимию, ско-
ванность позы,
скудость жестов,
отсутствие выраз-
ительных движе-
ний. Выпадение
фоновых синкин-
езий расстраивает
навыки ходьбы,
предметные на-
выки, разрушает
многие автомати-
зированные мото-
рные действия,
вызывает разви-
тие персевераций,
проявляющихся в
виде ослабления
пусковых и оста-
навливающих ме-
ханизмов. При
патологической гиперфункции
возникает гиперк-
инетическая дис-
синергия, прояв-
ляющаяся в раз-
нообразных ги-
перкинезах, изб-
ыточных синерг-
иях и синкинези-
ях. Указанные па-
тологические
проявления нару-
шают моторные
координации, бы-
строту и ловкость
движений, препя-
тствуют форми-
рованию двиг-
ательных навы-
ков.
кортикальные
ПИРАМИДНО-
СТРИАЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ
ПРОСТРАНСТВЕН- НОГО
ПОЛЯ
(С)
В состав субстра-
тов афферента-
ционной части
входит "корти-
кальная" состав-
ляющая "пока
еще в виде самых
периферийных
полей коры..."
первичных сен-
сорных образова-
ний: зрительные
поля 17 и 18, ося-
зательно-пропри-
оцептивные отд-
елы заднецен-
тральной извили-
ны, в какой-то
мере слуховые и
вестибулярные
области, а также
кора полушарий
нового мозжечка. Эффекторных субстрактных образования выделяется два, чем и обусловливается
наличие двух по-
дуровней:
1) полосатое тело, состоящее из
хвостатого ядра и
скорлупы и яв-
ляющееся верх-
ним этажом экст-
рапирамидной эффекторной сис-
темы, и
2) гигантопира-мидное поле 4 ко-ры полушарий,
представляющее собой "выходные
кортикальные ворота" пирамидной эффекторной системы.
Ведущая аффе-
рентация - "син-тетическое про-странственноеполе ", представ-
ляющая собой
"синтезы первич-
ных проприо- и
тангорецепти-
вных ощущений,
обросшие отмет-
ками местных
знаков и упорядо-
ченные в...еди-
ной для всякого
тела системе ко-
ординат". По
сравнению с суб-
кортикальными
уровнями аффе-
рентация уровня
С "значительно
более синтетична, обобщена и, главное, объективирована".
Сенсорная кор-
рекция этого
уровня обеспеч-
ивает согласова-
ние моторных
действий с внеш-
ним пространст-
вом при ведущей
роли зрительной
афферентации.
Функциональное
назначение уров-
ня пространстве-
нного поля нахо-
дит отражение в
трех его основ-
ных свойствах: а)
объективирова-нности которая
проявляется в со-
отнесенности
пространственн-
ого поля к внешн- ему миру и освобождении от связи с собственным телом, что характерно для про-
странственного
синтеза уровня синергии,
б) метричностии геометрично-сти предпола-
гающей точную
оценку протяже-
ний, размеров и форм, являющих-
ся в движениях
существенными признаками, оп-
ределяющими их
точность и меткость;
в) приспособи-телъности к пространству, обу- словленной пере-
местительным ха-
рактером движе-
ний этого уровня,
что предполагает их "прилажива-
ние к условиям
внешнего про-
странства", в ко-
тором они протекают. Приспособ-
ительность про-
является по раз-
ному на каждом
из подуровней.
Движения про-
странственного
поля носят "ясно
выраженный це-
левой характер:
они ведут откуда-
то, куда-то и за-
чем-то". Если
движения уровня
синергии интра-
вертированы, то
моторные акты
пространственн-
ого поля экстра-
вертированы, т.е.
обращены на
внешний мир.
"Движения уров-
ня С несут, давят,
тянут, берут,
рвут, перебрасыв-
ают.... они имеют
начало и конец, приступ и достижение, замах и бросок или удар, Движения в пространственном
поле всегда по
своей сути пере-местительны
Нарушения уров-
ня С объединяют-
ся под общим на-
званием дистак-сий или атаксий,
т.е. того, что из-
вестно как "на-рушения коорди-нации". Все из-
вестные в клин-
ике атаксии (вес-
тибулярная, моз-
жечковая и др.)
связаны с пора-
жением аффере-
нтации именно
этого уровня. "...
они резко избира-
тельно нарушают
пространстве-
нную координа-
цию, в первую
очередь равнове- сие, локомоции и точность (меТ-кость)". При поражении пирамидного пути этого
уровня возника-
ют спастические параличи.
Название уровня
Мозговой
субстрат
Xapaктер
афферентаций
Функциональное
назначение
Контингент
peгулируемых движений
Патология
(дисфункции)
кортикальные
Нижний
(стриальный)
подуровень
(С1)
Афферентацион-
ные образования
уровня С не раз-
ведены автором
по подуровням. К
эффек торным
субстратам этого
подуровня отно-
сится полосатоетело (striatum),
состоящее из
двух образований
(хвостатого ядра
и скорлупы) и яв-
ляющееся верх-
ним этажом экст-
рапирамидной
эффекторной сис-
темы.
Представлена
общая харак-
теристика аф-
ферентации
уровня С (см.
выше) без
разведения ее
по подуров-
ням.
В стриальном поду-
ровне приспособи-
тельность проявля-
ется "по ходу про-цесса ". Так, напри-
мер, если в детстве
сложнейший акт
ходьбы оформляет-
ся на уровне синер-
гии, то в последу-
ющем "стриальный
подуровень адапти-
рует этот акт к
рельефу и конси-
стенции дороги, к
уклонам, закругле-
ниям, скользким
местам, к бесчис-
ленным мелким
коллизиям...". Эта приспособитель -
ность осуществляется благодаря
зрительному кон-
тролю за движением, оценке его на-
правления и дозир-
ованию силы по хо-
ду движения.
I. Всевозможные локо-моцшг. ходьба, бег. пол-
зание, лазание, плава-
ние, и др.; локомоции
на приспособлениях:
бег на коньках, ходьба
на лыжах, езда на вело-
сипеде и т.п., а также
различные прыжки: в
длину, высоту, глубину,
в цель и т.п.
II. Нелокомоторныедвижения всего тела впространстве: упраж-
нения на брусьях, коль-
цах, турнике и т.п.
III. Движения "манипу-лирования с простран-ством " отдельных час-
тей тела: движения пальцев и рук машинис-
тки, музыкантов и т.д., а также движения ука-
зывания, прикоснове-
ния, укола и т.п.
IV. Перемещение вещейв пространстве: пере-
нос, перекладывание,
передвигание и т.п., а
также доставание, нама-
тывание и т.п.
При дис-
функции
данного по-
дуровня ха-
рактерны
преимущес-
твенно атак-
сические рас-
стройства,
проявляю-
щиеся в на-
рушении
пространст-
венной коор-
динации.
кортикальные
Верхний (пирамидный) подуровень
(С2)
Эффекторным образованием этого подуровня выступает гигантопир-амидное поле 4коры полушарий.
представляющее корковую часть пирамидной эф-фекторной систе-
мы.
"В верхнем подуровне С2 та же приспособител-ьность к внешнему пространству ста-
новится тоньше и
специализирова-ннее, приобретая более выраженный целевой или финал-ьный характер, и превращается в проекцию движе-
ния на его конеч-
ную точку во внеш-
нем пространстве, с
установкой на точ-ность или мет-кость". Таким об-
разом, верхний подуровень обеспеч-
ивает максималь-
ную целевую точ-
ность..
VI. Движения прицеливания: наводка трубы, диоптра, целика; движения перед точным уколом или разрезом; уста-
новочно-выжидательные движения вратаря и др. VII. Подражательные и копирующие движе-ния, имитация движений; изображение предметов и действий жестами передразнивание и т.п.
При поражении пирамидного подуровня на передний
план высту-
пают спастические параличи с наличием изби-
рательных дефектов: ухудшение
точных,
трудность
целевых движений.
Название
уровня
Мозговой
субстрат
Характер
афферента-
ции
Функциональное
назначение
Контингент
регулируемых движений
Патология
(дисфункции)
кортикаль-
ные
ТЕМЕННО-
ПРЕМОТОР-
НЫЙ
УРОВЕНЬ
ДЕЙСТВИЙ
(D)
По две груп-
пы полей в
каждом полу-
шарии. Одна
из них распо-
ложена в
нижних от-делах темен-ной доли меж-
ду сензорны-
ми полями
зрительных
(затылочная
доля) и слухо-
вых (височ-
ная доля) вос-
приятий и полями синтети- ческой танго-
рецепторики
(задняя цен-
тральная из-
вилина). Ука-
занная об-
ласть обеспе-
чивает аффе-
рентацион-
ные функции
уровня. Бла-
годаря левой
нижне-темен-
ной области
впервые от-
четливо про-
ступает не-
равнознач-
ность сторон
тела (ираво-
рукость, лево-
рукость). Вто-
рая группа -
впереди от
"Ведущая аф-ферентация
уровня... есть
предмет",
что подразу-
мевает широ-
кую трактов-
ку этого тер-
мина. "Веду-
щим мотивом
является
собственно не
предмет сам
по себе.... а
смысловаясторона дей-ствия с пред-метом " По- скольку пред-
мет существу-
ет в прос гран-
стве и во вре-
мени, то и
"смысловая
сторона дей-
ствования" с
предметом
содержит в
себе ''смысло-
вое воспри-
ятие и расчле-
нение про-
странства,...
и синтетиче-
ское пережи-
вание време-
ни", в кото-
рых строится
последова-
тельность и
смысловая
связь дейст-
Афферентацион-
ные системы это-
го уровня "ос-
мысляют чувст-
венно предъяв-
ленный предмет
и определяют",
что и в каком по-
рядке делать с
этим предметом.
С афферентаци-
онной стороной
работы уровня
связана смысло-вая структурадействия, кото-
рая определяется
содержанием возникшей зада-
чи и, в свою оче-
редь, сама опре-
деляет тот сен-
зорный или сен-
зорно-гностиче-
ский синтез, ко-
торый адекватен
задаче и может
обеспечить ее ре-
шение". Это ста-
новится дости-
жимым за счет
возможностей
уровня различать
топологические
свойства в гео-
метрическом об-
разе объекта, т.е.
его качествен-ные особенности
"вне зависимости
от его величины,
формы, той или
Большинство двигательных
актов уровня D носит назва-
ние "предметных действий",
т.к. по существу имеет дело с
предметом. Двигательные
действия этого уровня, кото-
рые, по мнению Н.А.Берн-
штейна, можно было бы на-
звать "праксиями", обладают
рядом характерных черт. Во-
первых, они "представляют
собой смысловые акты, т.е.
это не столько движения,
сколько уже элементарные
поступки, определяемые
смыслом поставленной зада-
чи". Во-вторых, в их двига-тельном составе можно вы- членить "ведущие движения-звенья, реализующие сущест-
венные смысловые этапы дей-
ствия, и фоновые, играющие
второстепенную по смыслу,
но нужную служебную роль".
В-третьих, им свойственно
наличие вариативности, про-
являющейся в отличие от дру-
гих уровней в легких заменах
при нобходимости целых
звеньев двигательной цепи,
реализующей действие. В-
четвертых, наличием высоко-
го процента действий, веду-
щих "не туда", расходящихся
с геометрической логикой
действия с предметом (откры-
вание отвинчиванием и т.д.).
Это обусловлено тем, что
действие в уровне D ведется
не пространственным а смы-
словым образом, "по смысло-
вой сущности предмета", ко-
Многообразные
клинические кар-
тины двигатель-
ных нарушений
уровня D объеди-
няются под об-
щим названием
апраксии, для ко-
торых "характер-
но не только от-
сутствие каких-
либо стойких мо-
торных выпаде-
ний - параличей,
парезов и т.п., но
и каких-либо ста-
бильных рас-
стройств коорди- нации...". При
апраксиях "стра-
дает не коорди-нация двигатель-ного акта, а егореализация".
"...налицо факт
выпадения ог-
ромных контин-
гентов двига-
тельных актов и
их усвояемости".
В зависимости от
локализации по-
ражения различа-
ют две группы
нарушений. При
поражении ниж-
не-теменных от-
делов возникают
одноименные
синдромы, объе-
диненные под
общим названи-
двигательно-
го поля 4, так
называемая
премоторная
зона (поле 6),
к нижней гра-
нице которой
примыкает
"двигатель-
ный центр ре-
чи" Брока
(поле 44).
Премоторные
поля в функ-
циональном
отношении
являются вто-
ричными эф-
фекторными
зонами.
вий. "Аффе-
рентация
уровня дейст-
вий включает
в себя и син-
тетическое
пространство,
и синтетиче-
ское время
...". Простран-
ство приобре-
тает абстраги-
рующий ха-
рактер, про-
исходит его
категориаль-
ная организа-
ция, "возоб-
ладание топо-
логической
смысловой
схемы над
геометриче-
ской фор- мой". "Время
организуется
тоже не
метрически, а
топологиче-
ски или кате-
гориально: в
нем откриста-
лизовываются
элементы
"прежде",
"потом".
"Пространст-
венные синте-
зы... теснее
связаны с аф-
ферентаци-
ей". "Наобо-
рот, времен-
ные синтезы
... стоят бли-
же к эффекто-
рике".
иной кривизны
его очертаний и
т.д.". Благодаря
указанному свой-
ству уровня про-
исходит различе-
ние букв, каждая
из которых "есть
отдельный топо-
логический
класс" при всех
различиях в раз-
мере, очертаниях
и т.д. их написа-
ния. Показателем
преобладания то-
пологической
схемы как свой-
ства пространст-
венного синтеза
уровня D над
формой "служат
элементы двух
характернейших его отправлений:
буква в ее напи-
сании и звук в
его фонетиче-
ской реализации.
И не только смы-
словая суть бук-
вы "зависит ис-
ключительно от
топологии взаим-
ного расположе-
ния ее штрихов,
а не от геометри-
ческих призна-
ков, но и движе-
ния при ее напи-
сании столь же
топологичны, не
связаны ни с мет-
рикой размера,
ни с метрикой
формы и геомет-
рического подо-
бия". Как из это-
торая "не всегда совпадает с
геометрической формой, с
пространственно-кинематиче-
скими свойствами предмета".
Выделение групп среди мно-
гообразия двигательных актов
осуществляется "благодаря
характеристической особен-
ности уровня D: богатству
очень разнородных и подчас
сложных фоновых структур
...". В каждой группе даются
примеры соответственных
действий из производствен-
ной, бытовой сфер и спортив-
но-игровых занятий.
"Группа I. Двигательные акты
со сравнительно малым уча-стием технических фонов
(высших автоматизмов)". Это
предметные ориентировочные
движения: ощупывание, раз-
глядывание, примеривание,
выбирание и т.п.; "предмет- ные действия новичка"; топо-
логическое манипулирование
с пространством: изображе-
ние на бумаге фигуры, схема-
тическое рисование; устанав-
ливание предмета, насыпание,
наливание, открывание коро-
бок и т.п.; отстукивание рит-
мов. Это "общечеловеческая"
группа предметных действий,
не включающая в себя специ-
альных навыков.
Группа II. Акты с преоблада-
нием фонового участия верх-него подуровня пространст-венного поля С2". Это дейст-
вия, навыки которых связаны
с точностью, метричностью,
оптическим контролем: чер-
чение, сборка механизмов,
манипуляции с точными инст-
рументами и приборами; из
бытовых движений: вдевание
нитки в игу, заточка каранда-
ем сензорных,или гностиче-ских, апраксий,
чем оттеняется
их афферентаци-
онный характер.
При этом возни-
кают "нарушенияв смысловойструктуре слож-
ных двигатель-
ных актов": пол-
ный распад пла-
на движения, ли-
бо при его со-
хранности - нару-
шение реализа-
ции (выпадение
отдельных звень-
ев, включение
других, наруше-
ние порядка, пер-
северации и т.д.).
При поражении премоторных по-
лей разновидно-
сти нарушений
объединяются
под общим на-
званием кинети-ческих, или пре-моторных, ап-раксий, для кото-
рых характерны
"нарушения в
протеканий дви-гательного со-става действия
при сохранности
всей основы его
смысловой
структуры".
Здесь нарушен
механизм реали-
зации действия
на границе меж-
ду пониманием
задачи и ее раз-
го видно, прин-
цип топологиче-
ской схемы про-
странственного
синтеза уровня D
характерен "не
только в плане
афферентации,
но и в плане
управляемой ею
эффекторики".
Пространствен-
ные синтезы
"создают предпо-
сылки для смы-
слового упорядо-
чения мира, по-
могая вычлене-
нию из него объ-
ектов для актив-
ных манипуля-
ций. Так из аф-
ферентации вы-
растает (субъек- тивное) про-
странство, из
пространства
предмет, из пред-
мета - наиболее
обобщенные объ-ективные поня-тия". Времен-
ные синтезы,
стоящие ближе к
эффекторике,
обеспечивают
"смысловую
связь и цепную
последователь-
ность активных
действий по от-
ношению к объ-
екту. Из эффек-
торики вырастает
таким путем
(субъективное)
время, из време-
ни - смысловое действие; из по-
следнего на наи-
более высоких
уровнях - поведе-
ние; наконец,
верховный син-
тез поведения -
личность или
субъект".
ша и т.п.; спортивных движе-
ний не обнаруживается; из иг-
ровых: закатывание шариков,
устанавливание малоустойчи-
вых фигурок и т.п.
"Группа III. Акты с преобла-
данием фонового участия
нижнего подуровня про-странственного поля C1 " Из
производственных: движения
шофера, машиниста, кузнеца,
прачки и т.д.; из бытовых:
глажение утюгом, бритье,
шнуровка обуви, перелисты-
вание листов, закуривание и
т.п.; из спортивно-игровых:
влезание по веревке, на лест-
ницу или дерево, балансиро-
вание предметами при неус-
тойчивом равновесии и т.п.
"Группа IV. Акты с преобла-
дающим фоновым участием
уровня сигергий В".
Из производственных: работа косца, землекопа; работа, свя-
занная с кручением рукоятей;
многие конвейерные опера-
ции; из бытовых: вязание на
спицах, завязывание узлов,
мотание ниток, заплетание ко-
сы, надевание одежды и т.п.;
из спортивно игровых: фран-
цузская борьба, дзюдо; в не-
которой мере - прыжок с шес-
том и т.п.
"Группа V. Акты с необходи-
мым фоновым участием какуровня пространственногополя, так и уровня синергии ".
Из профессинальных дейст-
вий - "прежде всего письмо иречедвигательный процесс "; а
также действия рабочего про-
катного стана, матроса на па-
русном судне, многие из вы-
сокоспециализированных ра-
бочих навыков; из бытовых:
шитье и вышивание; чистка плодов и овощей и т.п.; из
спортивно- игровых: фехтова-
ние, стрельба из лука, метание
спортивных и охотничьих
снарядов; гребля, "ассистиро-
вание" в парной акробатике и
балете.
"Группа VI. Акты с преобла-
данием фонового участия руб-ро-спииального уровня А: ка-
тание пилюль, некоторые из
движений массажа; vibrato ле-
вой руки скрипача; обмахива-
ние веером; ряд производст-
венных фиксаций и хваток".
решением: план
действия есть, но
осуществление
его оказывается
беспомощным
(движения не-
ловки, "тугодум-
ны", "по скла-
дам"). Наруше-
ния в протекании
двигательного
состава проявля-
ются "в глубоком
распаде двига-
тельных навы-
ков, т.е. в деавто-матизации смы-
словых или пред-
метных цепей".
Все, что в норме
совершается ав-
томатизирован-
но, при премо-
торной апраксии распадается. Де-автоматизация
как "потеря воз-
можности фоно-
вого использова-
ния того низово-
го уровня, на ко-
торый были
раньше переклю-
чены те или дру-
гие компоненты
движения, может
проявляться дву-
мя разновидно-
стями: "либо
распадом самогонизового уровня,
либо же наруше-нием функцио-нальной связи ме-
жду анатомиче-
скими субстрата-
ми ведущего
уровня и того ни- зового, о кото-
ром идет речь".
Название
уровня
Мозговой
субстрат
Характер
афферента-
ции
Функциональное
назначение
Контингент
регулируемых движений
Патология
(дисфункции)
ВЫСШИЕ КОРТИКАЛЬНЫЕ
УРОВНИ,
ЛЕЖАЩИЕ
ВЫШЕ
УРОВНЯ
ДЕЙСТВИЙ
(ГРУППА Е)
"Для этой уров-
невой группы, -
отмечает
Н.А Бернштейн, -
сейчас невозмож-
но, как кажется,
конкретизир-
овать" кортикал-
ьную локализа-
цию "(кроме
только явно су-
щественных для
ее эффекторики
лобных долей по-
лушарий, в част-
ности, полей 9 и
10)".
Как и в отноше-
нии кортикаль-
ной локализации,
по мнению
Н.А.Бернштейна,
конкретизировать
ведущие аффе-
ретации уровне-
вой группы Е так-
же не представля-
ется возможным.
В уровне Е отмечаются "по меньшей мере две координационные
перешифровки".
Во-первых, "пе-
решифровка фон-
етическая и грам-
матическая (..),
т.е. перевод фо-нетического об-раза речевого зву-ка на язык азбуч-
ного начертания,
и перевод фоне-тического образаслова на язык
грамматически
верного буквен- ного подбора". Во-вторых, - "перешифровка смы-
словая, т.е. превращение зерна мысли или фразы на знакомом, но
не родном языке или высказыв-
ания, помнящего-
ся лишь по его общему смыслу,
и т.д., в звуковой и, далее, графический образ
слов"; а также на-
писание чисел, "где над фонети-
ческой перешифровкой ("три"-"3", "двести"-"200") стоит еще смысловая или
арифмо-графиче- ская ("триста семь" - "307". а не 300 – 7)».
К этому уровню
причисляются
"символические
или условные
смысловые дейст-
вия, к которым, в
первую очередь
относятся не тех-
нически-исполни-
тельные, а веду-
щие в смысловом
отношении коор-
динации речи иписьма; двигател-
ьные цепи, объед-
иняемые не пред-
метом, а мнестиче-
ской схемой, от-
влеченным задани- ем или замыслом и т.д."; а также "движения, изобража-
ющие предметное действие при отсутствии реального объекта этого
действия; предметные действия, для
которых предмет
является уже не непосредственным
объектом, а вспомогательным средством для воспро-
изведения в нем
или с его помощью абстрагированных,
непредметных соотношений". Все эти действия, по мысли автора, есть "сложные и интел-
лектуализирова- иные акты поведения". Не рискуя "впасть в ошибку", Н.А. Бернштейн не классифицирует
двигательные акты уровня Е, но уве-
ренно называет две их группы: "1) все виды речи и письменности (устная
речь, пальцевая
речь глухонемых,
морзирование,... и
т.п.; письмо от ру-
ки, машинопись,
стенография,... и т.п.); и 2) музы-кальное, театральное и хореограф-ическое исполне-ние".
"Качественные
особые выпаде-ния" в группе Е
делятся на два
класса К перво-
му автор относит
группу рас-
стройств: "сен-
зорные афазию,
алексию, асимбо-
лию, амузию и
т.д., т.е. соответ-
ственно утраты
смысловой речи,
чтения, запаса
слов, способн-
ости к музыкаль-
ному восприятию
и т.д." Общее для всех этих выпадений - потеря "в той или иной об-
ласти смысловых (уже не предметных) мотивов". Второй класс вы-
падений дает "лобный син-
дром" с "опреде-
ляющей его разрозненностью по-
ведения, утерей связи между сделанным и тем,
что предстоит
сделать, распадом соответствия ме-
жду ситуацией и действованием и т.д., т.е. синдром с эффекторным обликом выпаде-
ния". Оба класса выпадений дают "двигательные нарушения других типов по сравнению с ап- раксиями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление