Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологічний супровід адаптації п’ятикласників

Особенности влияния авторитета в малых группах

Агрономия-овошеводство 20-801-16-54

Магистрант 1 курса Ергешев Қошқар Толқынбайұлы

 

 

. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парыгин). Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.в соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, и эмоциональной,, выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т.д.Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач. личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.Представители поведенческого подхода исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью Сторонники ситуационного подхода (Ф.Фидлер, Т.Митчел и Р.Хаус, П.Херси и К.Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей ею поведения ситуации, в которой находится группа Таким образом, в настоящее время лидерство предстает как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов.

 

50 Бизнес –тренинги как разновидность групповой психотерапии

Специфические черты и основные парадигмы тренингаСпецифическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:соблюдение ряда принципов групповой работы;нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников; наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны); определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу); акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь"; применение активных методов групповой работы;объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия; атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности. Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуют как этапы "оттаивания", "изменения", "замораживания".Тренинга, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего;тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

 

Система роботи психолога з проблеми адаптації учнів 5- х класів до нових умов навчання

Перший етап - робота з випускними класами початкової школи.

Мета: встановлення стилю викладання навчального матеріалу, зворотнього зв ’ язку і вимог, до яких звикли діти.

Для профілактики дезадаптації випускників 4-х класів під час переходу до середньої школи доцільними є такі заходи:

  • Відвідування вчителями, яких призначено класними керівниками, уроків у своїх майбутніх 5-х класах для ознайомлення із стилем викладання класовода.
  • Проведення спільно (класовод та майбутній класний керівник) виховного заходу.
  • Відвідування педагогами-предметниками уроків у випускних класах, ознайомлення з програмою і системою навчальних вимог учителів початкових класів. Співвідношення програми випускного класу за конкретним навчальним предметом і програмою 5-го класу, визначення розбіжностей у вимогах програм.
  • Проведення вчителями-предметниками пробних уроків з використанням організаційно-педагогічних прийомів, які активно застосовуються в середній школі.

Другий етап - робота з п’ятими класами:

Робота з вивчення процесу адаптації п’ятикласників проводиться у першому півріччі. Вона складається з діагностичної роботи та низки заходів щодо психологічної профілактики дезадаптації.

Діагностична робота:

  • Дослідження процесу адаптації учнів до навчання в школі. (опитувальник самооцінки дітей і підлітків для визначення інтегрального показника адаптації).
  • Шкала тривожності (шкала Тейлора. Адаптація М.М.Пейсахова)
  • Діагностика шкільної тривожності (методика Філіпса).
  • Визначення ставлення учнів до школи (анкета для учнів №1).
  • Визначення характеру психологічного комфорту учнів в класі:
      • Анкета «мій клас»;
      • Методика визначення пануючих у класі норм поведінки та ступеня прийняття їх членами групи
      • Анкета «Як вважає твій клас», анкета «Як вважаєш ти»).
      • Визначення ступеня задоволеності своїм класом.

Виявлення причин труднощів у навчанні і поведінці окремих учнів:

  • Індивідуальна психодіагностика (підбір методик визначається типом труднощів, запитом на обстеження, особливостями дитини).
  • Спостереження за поведінкою дитини під час індивідуального психологічного обстеження.
  • Бесіди і консультації батьків.
  • Бесіди з учителями.

Третій етап - Психологічна просвіта вчителів та батьків

Виступ на батьківських зборах (узагальнені дані результатів дослідження, рекомендації, індивідуальні та групові консультації з питань, що виникли).

Четвертий етап – корекційна робота.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определить различия профессиограммы и психограмма | Психологическое айкидо
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.