КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительный метод в системной психофизиологии 1 страница
Системная психофизиология, основы которой были заложены трудами В.Б. Швыркова и его коллег, основана на признании: 1) единой психофизиологической реальности, в которой психологическое и физиологическое – лишь разные стороны рассмотрения системных процессов; 2) способности организмов достигать необходимые для своего выживания результаты – определенные соотношения со средой в качестве критерия эволюционного отбора. При этом индивидуальный опыт отражает филогенетическую историю выживания вида и онтогенетическое развитие индивида и состоит из набора функциональных систем, которые являются элементами субъективного мира, и 3) того, что поведенческий акт формируется в процессе системогенеза – образования новой функциональной системы [Швырков, 1985, 1987, 1995] (см. также гл. 14, 15). Как же с позиций этого подхода выглядят межвидовые различия поведения и психики и как использовать уже имеющиеся знания о системной структуре индивидуального опыта животных в исследованиях человека? Современный срез эволюционирующей биосферы представлен животными разных видов и разного филогенетического уровня. Они имеют не только разную анатомию, но и разный репертуар актов поведения. В одной и той же среде разные виды выделяют совершенно разное в зависимости от их поведенческих возможностей и экологии [Uexkull, 1957; Гибсон, 1988; Матурана, 1995; Reed, 1995]. Развитие нервной системы привело к более дробному, более дифференцированному соотношению организма со средой [Uexkull, 1957; Швырков, 1978; Александров, 1989; Матурана, 1995], а следовательно, и более сложной структуре индивидуального опыта. Судить об этой структуре можно на основании изучения активности специализированных относительно элементов опыта нейронов. Представления о том, что поведенческие возможности определяются разнообразием наборов специализированных нейронов [Швырков, 1985; Крушинский, 1986; Edelman, 1987], уже получили экспериментальное подтверждение (см. гл. 14, 15). Была установлена системоспецифичность нейронов, т.е. принадлежность каждого нейрона только одной системе. Именно эти разработки сделали метод исследования импульсной активности нейронов в поведении объективным методом изучения структуры индивидуального опыта, его формирования и реализации. Поскольку использование данных, полученных в рамках структурно-функциональной парадигмы, для формулировки заключений о системной специализации нейронов затруднено (см. в [Александров, 1989]), экспериментальное решение задач системной психофизиологии возможно путем выяснения типов и количества поведенчески специализированных нейронов разных типов (паттерны специализации нейронов), вовлеченных в обеспечение поведения, и анализа динамики импульсной активности этих нейронов на последовательных этапах поведения (в разных актах). Сравнительное же системно-психофизиологическое исследование заключается в сопоставлении подобных показателей у индивидов, принадлежащих к разным видам. Сравнительные исследования системной организации активности мозга в поведении направлены на выяснение особенностей структуры и особенностей формирования индивидуального опыта у животных разных видов. Они должны дать ответ также и на вопрос о наиболее общих закономерностях системной организации активности мозга и поведения, инвариантных у животных с разным строением нервной системы. Выявление общих и видоспецифичных характеристик формирования и реализации индивидуального опыта явится основой для развития системно-эволюционных представлений о мозге, поведении и психике. В частности, оно будет способствовать установлению тех особенностей системной организации мозговой активности, которые отличают человека от животных. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют как о сходных, так и о различных характеристиках системной организации индивидуального опыта человека и животных. Как и у животных, у людей зарегистрирована активность нейронов, связанная с определенными актами, а также обнаружена зависимость этой активности от цели поведения [Раева, 1977]. В то же время описанные у разных животных нейроны «лиц» [Baylis et al., 1985; Perrett et al., 1982; Kendrick, Baldwin, 1987; Heit et al., 1988 и др.], могут быть отнесены к системам актов «социального» поведения, изучение которого на нейрональном уровне у животных также уже начато [Oomura et al., 1983; Швыркова, 1990, и др.]. Что касается специфики человека, у него были обнаружены нейроны «слов», т.е. клетки, избирательно активирующиеся при предъявлении определенного слова [Heit et al., 1988; Creutzfeldt et al., 1989 и др.]. Этот факт позволяет предположить существование «добавки» к опыту животных, в виде специфически человеческого опыта – знаний [Швырков, 1995]. Последнее может изучаться путем сопоставления активности мозга «с индивидуальной историей воспитания, обучения и обстоятельств жизни конкретного человека» [Швырков, 1995]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 7. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 8. Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 18. 9. Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека//Вестник РГНФ. 1996. № 3. С. 11. 10. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. T.I–5 М.: Мир. 1986. 11. Александров И.О. Психофизиологическое исследование поведения человека и животных при обнаружении сигнала //Психофизика дискретных и непрерывных задач. М.: Наука, 1985. С. 195. 12. Александров И.О., Максимова Н.Е. Научение //Психология сегодня. М.: Инфра-М. 1997. 13. Александров Ю.И. Отражение интенсивности электрокожного раздражения в ответах корковых нейронов //Материалы 22–23-й итоговой сессии СНО/М.: МЗ СССР. 1971. С. 21. 14. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М.: Наука, 1989. 208 с. 15. Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем //Психол. журн. 1995. Т.16. №.1. С. 26. 16. Александров Ю.И. Психология + физиология психофизиология // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. 1997. М.: Ин-т психологии РАН. Т.2. С. 180. 17. Александров Ю.И., Александров И.О. Активность нейронов зрительной и моторной областей коры мозга при осуществлении поведенческого акта с открытыми и закрытыми глазами //Журн. высш. нервн. деят. 1980.Т.31. №6. С. 1179. 18. Александров Ю.И., Греченко Т.Н., Гаврилов В.В., Горкин А.Г., Шевченко Д.Г., Гринченко Ю.В., Александров И.О., Максимова Н.Е., Безденежных Б.Н., Бодунов М.В. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта//Журн. высш. нервн. деят. 1997. Т.47. № 2. С. 19. 19. Александров Ю.И., Самс М., Лавикайнен Ю., Рейникайнен К., Наатанен Р. Зависимость свойств связанных с событиями потенциалов от возраста элементов субъективного опыта, актуализируемых при категоризации слов родного и иностранного языка //Психол. журн. 1997а.Т.18.№.С. 133. 20. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 269. с 21. Альдерсонс А.А. Механизмы электродермальных реакций. Рига: Зинатне, 1985. 129с. 22. Анохин К. В. Обучение и память в молекулярно-генетической перспективе //Двенадцатые сеченовские чтения, 1996. М.: Диалог–МГУ, С. 23. 23. Анохин П.К. От Декарта до Павлова. М.: Медгиз, 1945. 24. Анохин П.К. Сновидения и наука. М.: Моск. большевик, 1945. 39 с. 25. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина,1968. 557 с. 26. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 27. Анохин П. К. Психическая форма отражения действительности //Избр. труды. (Философские аспекты теории функциональной системы). М.; Наука,1978. С. 338. 28. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. 304 с. 29. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 30. Анохин П.К. Из тетрадей П.К.Анохина//Психол. журн. 1980. T.I. № 4. С.185. 31. Аристотель. О душе. М.: Соцэкгиз, 1937. 32. Артеменко О.И., Кудрякова Т.А., Лебедев А.Н., Маркина А.В. Психофизиологические показатели способности к обучению у школьников, проживающих на Севере России //Школа и мир культуры этносов. Ученые записки Института национальных проблем образования. Вып.2. М.: Ин-т нац. пробл. обр. 1995. С. 86. 33. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности //Вопр. психологии, 1986. № 1. С. 28. 34. Базылевич Т.Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1983. 142 С. 35. Балабан П.М., Максимова О.А., Браворенко Н.И. Пластические формы поведения виноградной улитки и их нейронные механизмы // Журн. высш. нервн. деят. 1999. Т.42. № 6. С. 1208. 36. Барабанщиков В.А., Милад М.М. Методы окулографии в исследовании познавательных процессов и деятельности. М.: Ин-т психологии РАН. М.: 1994. 88 с. 37. Батуев А.С. Обратная связь в системе управления движением //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М. Наука, 1978. С. 195. 38. Батуев А.С. Закономерности эволюции интегративной деятельности мозга млекопитающих //Эволюционная физиология. 4.1. Л.: Наука, 1979. С. 146. 39. Батуев А.С., Куликов Г.Л. Введение в физиологию сенсорных систем. М.: Выс. школа, 1983. 247 с. 40. Безденежных Б.Н. Образ и внимание: психофизиологическое изучение двух аспектов деятельности с позиций системно-эволюционного подхода //Труды Института психологии РАН. М.: Ин-т психологии РАН. М.: 1995. Т. 1.С. 186. 41. Безденежных Б.Н., Пашина А.Х. Структура ЭЭГ-активности при печатании предложения на пишущей машинке //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 185. 42. Беленков Н.Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. М.: Медицина. 1980. 311с. 43. Белоус В.В. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. ПГПИ: – Пермь, 1981 44. Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях //Вопросы психологии. 1983. №.1. С. 23. 45. Беритов (Бериташвили) И.С. Структура и функции коры большого мозга. М.: Наука. 1969. 531 с. 46. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз. 1947. 255 с. 47. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности М.: Медицина. 1966. 349 с. 48. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 49. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. Л.: Наука,1971.118 с. 50. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980. - 208 с. 51. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход //Вопросы философии. 1978. № 8. С. 39. 52. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Системный подход как современное общенаучное направление //Диалектика и системный анализ. М.: 1986. С. 136. 53. Блок В. Уровни бодрствования и внимание //Экспериментальная психология. М.: Прогресс. 1970. С. 97. 54. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир.1988.246 с. 55. Бовин Б.Г. Нейрофизиологическая модель многоальтернативного выбора //Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука,1985. С. 55. 56. Бодунов М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности //Вопросы психологии. 1977а. № 5. С. 129. 57. Бодунов М.В. О связи интегральных ЭЭГ-параметров с формально-динамическими проявлениями активности //Физиология человека. 19776. № 3. С. 3 94. 58. Бодунов М.В., Романова Е.С. Факторная структура пересмотренной версии Темпераментального опросника Стреляу: на примере русской и немецкой популяции //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 56. 59. Бодунов М.В., Безденежных Б.Н., Александров Ю.И. Характеристики ответов на тестовые задания психодиагностических методик и структура индивидуального опыта//Психологический журнал. 1996. Т.17. №4. С. 87. 60. Бойко Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина. 1964. 440 с. 61. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Иностр. лит-ра, 1961. 62. Борбели А. Тайна сна. М.: Знание. 1989. 191 с. 63. Бринк Ф. мл. Возбуждение и его проведение по нейрону //Экспериментальная психология. T.I. М.:Иностр. лит-ра, 1960. С. 93. 64. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. 65. Брушлинский А. В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука,1990. С. 97. 66. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН. М.: 1994. 67. Бурлакова Е.Б. Роль липидов синаптических мембран в передаче и хранении информации //Исследование памяти. М.: Наука, 1990. С. 146. 68. Василевский Н.Н. Саморегуляция функций и состояний. Л.: Наука, 1982. 157с. 69. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в современных исследованиях эмоций //Психол. журн. 1992. Т. 13. №.6. С. 80. 70. Вейн A.M., Яхно Н.Н., Ротенберг В.С..Власов Н.А.,Сумский Л.И. Сон //Успехи физиол.наук. 1971. Т.2. № 4. С. 24 71. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ. 1982. 72. Вертгеймер М. О гештальттеории //Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ. 1980. С. 84. 73. Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой/ ПГПИ, Пермь, 1976. 74. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Пол. собр. соч. Т. 1. М.: Педагогика. 1982. T.I. С. 78. 75. Гаврилов В. В. Соотношение ЭЭГ и импульсной активности нейронов в поведении у кролика //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 33. 76. Гартли Д. Размышления о человеке, его долге и упованиях //Английские материалисты 18-го века. М.:АПН СССР. 1967. С. 193. 77. Гарфильд П. Управление сновидениями. М.: Беловодье. 1994. 185 с. 78. Геллерштейн С. Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии //Проблемы инженерной психологии. T.I.М.: Наука,1968. С. 156. 79. Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга //Докл. Акад. наук. 1992. Т.324. №.6. С. 1327. 80. Гершуни Г.В. Реакции на неосознаваемые раздражения при нарушениях деятельности органов чувств //Современные тенденции в нейрофизиологии. Л.: Наука, 1977. С. 68. 81. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс. 1988. 82. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ. 1988. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. 245 с. 83. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: Ин-т психологии РАН. 1996. 160 с. 84. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). М.: Педагогика. 1980. 85. Голубева Э.А. Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989. 86. Гольдбурт С.Н., Макаров П.О. Измерение времени реакции на появление кратких сенсорных (слуховых) стимулов с целью измерения длительности ощущения //Докл. АН СССР. 1971. Т. 198. В.5. С. 1237. 87. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: Наука,1982. 88. Горкин А.Г. Поведенческая специализация нейронов коры на разных этапах обучения //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука,1987. С. 73. 89. Горкин А.Г., Шевченко Д.Г. Стабильность поведенческой специализации нейронов //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. № 2. С. 291. 90. Горкин А.Г., Шевченко Д.Г. Различия в активности нейронов лимбической коры кроликов при разных стратегиях обучения //Журн. высш.нервн.деят. 1995. Т.45. Вып.1. С. 90. 91. Греченко Т.Н. Нейрофизиологические исследования памяти //М.: Наука, 1979. 166 с. 92. Греченко Т.Н., Соколов Е.Н. Нейрофизиология памяти и обучения // Руководство по физиологии (Механизмы памяти). Л.: Наука, 1986. 132с. 93. Гриндель О.М. Межцентральные отношения в коре большого мозга по показателям когерентности ЭЭГ при восстановлении сознания и речи после длительной комы //Журн. высш. нервн. деят. 1985. Т.35. №.2. С. 60. 94. Гринченко Ю.В. Нейрофизиологические механизмы смены отдельных актов в сложном поведении //Системные аспекты нейрофизиологии поведения. М.: Наука, 1979. С. 19. 95. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 271 С. 96. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Концепция схемы тела и моторный контроль //Интеллектуальные процессы и их моделирование. Организация движений. М.: Наука, 1991. С. 59. 97. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Лебедев М.А. Концепция схемы тела и моторный контроль. Схема тела в управлении позными автоматизмами //Интеллектуальные процессы и их моделирование. Пространственно-временная организация. М.: Наука, 1991. С. 24. 98. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Система внутреннего представления и управление движениями //Вестник РАН. 1995. Т.65. №.1. С. 29. 99. Давыдовский И.В. Общая патология человека. М.: Медицина. 1969. 100. Данилова Н.Н. Реакция десинхронизации спайковой активности нейронов таламуса и закономерности ее угасания //Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса.М.: МГУ. 1970. 257 с. 101. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.:МГУ. 1985.287с. 102. Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экспериментальных условиях деятельности //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 103. 103. Дикая Л.Г., Семикин В.В., Щедров В.И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния //Психол. журн. 1994.Т.15. №6. С. 28. 104. Добронравова И.С. Динамика полушарных соотношений когерентности ЭЭГ человека в условиях комы и пограничных с ней форм нарушения сознания //Журн.высш.нерв.деят. 1992. Т.43. №.2. С. 286. 105. Дришъ Г. Витализмъ. Его история и система. М.: Наука, 1915. 106. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Ин-т психологии РАН. 1993. 107. Дудел Дж. и др. Физиология человека. Т. 2. Физиология сенсорных систем. М.: Мир. 1985. 238 с. 108. Думенко В.Н. Современные представления об электроэнцефалограмме //Успехи физиол.наук. 1979. Т.10. С. 71. 109. Дюсбери Д. Поведение животных. М.: Мир. 1981. 479 с. 110. Егоров А.С., Загрядский В.П. Псхофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973. -131 с. 111. Егорова И.С. Электроэнцефалография. М.: Медицина. 1973. 294 с. 112. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука,1977. 288 с. 113. Завалишина Д.Н., Барабанщиков В.А. Детерминация и развитие психики //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука,1990. С. 3. 114. Зайченко М.И., Михайлова Н.Г., Райгородский Ю.В. Реакции нейронов эмоциональных зон гипоталамуса при эмоциональных воздействиях разного знака //Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т.45. № 2. С. 367. 115. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука,1968.114 с. 116. Захаров И.С. Оборонительное поведение виноградной улитки //Журн. высш. нервн. деят. 1992. Т.42. № 6. С. 1156. 117. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ. 1986. 118. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М. Тривола. 1994. 119. Зухарь А.В., Михайлова Н.Г., Ермакова И.В., Лосева Е.В. Значение качества и вероятности подкрепления у животных с трансплантацией различных структур эмбриональной ткани //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. №.4. С. 779. 120. Иваницкий A.M. Мозговые механизмы оценки сигналов. М.: Медицина. 1976. 264 с. 121. Иваницкий A.M. Сознание и рефлекс //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. №6. С. 1058. 122. Иваницкий A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний //Журн.высш.нерв.деят. 1997. Т.47. № 2. С. 209. 123. Иваницкий A.M., Ильюченок И.Р. Картирование биопотенциалов мозга при решении вербальной задачи //Журн. высш. нервн. деят. 1992. Т.42. № 4. С. 625. 124. Иваницкий A.M., Матвеева Л.В. Взаимоотношения между параметрами вызванного потенциала и структурой сенсорно-перцептивного процесса //Физиология человека, 1976. Т.2. С. 386. 125. Иваницкий A.M., Подклетнова И.М., Таратынова Г.В. Исследование динамики внутрикоркового взаимодействия в процессе мыслительной деятельности //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. № 2. С. 230. 126. Иваницкий A.M., Стрелец В. Б. Вызванный потенциал и психофизические характеристики восприятия //Журн. высш. нервн. деят. 1976. Т.24. № 4. С. 793. 127. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б. Функциональные связи различных отделов коры больших полушарий при восприятии внешнего раздражителя //Журн. высш. нервн. деят. 1979. Т.29. № 5. С. 1071. 128. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. 200 с. 129. Иванова М.П. Корковые механизмы произвольных движений у человека. М.: Наука,1991. 130. Илюхина В.А. Медленные биоэлектрические процессы головного мозга человека. Л.: Наука, 1977. 180 с. 131. Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека. М.: Наука,1988. 132. Кадыров Б. Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности //Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 133. 133. Кануников И.Е. Условная негативная волна (С № V) как электрофизиологический показатель психической деятельности. Сообщение 1: Феноменология CNV. Сообщение 2: Психофизиологическая значимость и нейрогенез CNV //Физиология человека. 1980. Т.6. №. 3. С.505. 134. Кейдель В. Физиология органов чувств. М.: Медицина. 1975. 216 с. 135. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М. Мир. 1994. 136. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности/КГУ, Казань, 1969. 278 с. 137. Ковальзон В.М. Парадоксы парадоксального сна//Природа. 1982. №.8. С. 74 138. Коган А.Б. Электрофизиология. М.: Выс. школа, 1969. 365 с. 139. Коган А.Б. Электрические проявления деятельности коры головного мозга //Частная физиология нервной системы. Л.: Наука, 1983. С.605. 140. Когхилл Дж.Э. Анатомия и проблема поведения. Эмбриология против рефлексологии. М.–Л.: Гос. изд-во биол. и мед. лит-ры. 1934. 141. Конев А.Д., Синицын Е.С., Ким В.В. Информационная теория эмоций в эвристическом обучении //Журн. высш. нервн. деят. 1987. Т.37. № 5. С. 875. 142. Конорски Ю. Интегративная деятельность мозга. М.: Мир. 1970. 412 с. 143. Косилов С.А. Психофизиологические основы научной организации производительности труда. М.: Экономика. 1979. 175 с. 144. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина. 1977. 247 с. 145. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. 170 с. 146. Костандов Э.А. Зависимость неосознаваемого восприятия от доминирующей мотивации и эмоции //Вестник Санкт-Петербурского университета. 1994. Сер. 3. Биология. № 2. С. 103. 147. Костюк П.Г., Дорошенко П.А., Мартынюк А.Е. Исследование метаболической зависимости активности кальциевых каналов соматической мембраны нервной клетки //Биологические мембраны. 1984. T.I. №.1.С. 18. 148. Костюк П.Г.,Крышталь О.А. Механизмы электрической возбудимости нервной клетки. М.: Наука, 1981. 207 с. 149. Котик М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления.Таллин: Валгус. 1985. 150. Котляр Б.И. Нейробиологические основы обучения. М.: Наука, 1989. 240 с. 151. Коуэн У. Развитие мозга //Мозг. М.: Мир. 1982. С. 113. 152. Крепс Е.М., Ашмарин И.П. Липиды мембраны как информационные молекулы//Нейрохимия. 1982. T.I. № 1. С. 11. 153. Кругликов Р.И. Нейрохимические механизмы обучения и памяти. М.: Наука,1981. 211 с. 154. Кругликов Р.И. Условный рефлекс как инструмент исследования роли и механизмов участия головного мозга в построении поведения // Физиол. журн. им. И.М.Сеченова. 1993. Т. 79. № 5. С. 47. 155. Кругликов Р. И. Взаимодействие нейрохимических систем мозга в процессах обучения и памяти //Успехи физиол. наук. 1994. Т.25. № 3. С. 61. 156. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: МГУ. 1977; 1986.272с. 157. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс. 1975. 158. Кэндел Э. Клеточные основы поведения. М.: Мир, 1980, 598 с. 159. Кэндел Э.З., Хокинс Р.Д. Биологические основы обучения и индивидуальности. //В мире науки. 1992. № 11–12. С. 43. 160. Латаш Л. П. Уменьшение времени дельта-сна при нервнопсихических заболеваниях. (К вопросу о психической функции сна) //Сон как фактор регуляции функционального состояния организма. Л.: Изд-во. АН СССР. 1985. С. 113. 161. Лебедев А.Н. Математическая модель восприятия и запоминания зрительной информации человеком //Нейрофизиологические механизмы поведения. М.: Наука,1982. С. 381. 162. Лебедев А.Н. Единицы памяти и связанные с ними особенности речи //Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Наука,1985. С. 26. 163. Лебедев А.Н. Симпозиум памяти Э.Г. Вебера //Журн. высш. нерв. деят. 1995. Т. 45. Вып. 5. С. 1068. 164. Лебедев А.Н., Кондратьева О.Ж., Ренгевич Т.А. Скорость поиска сигналов в поле зрения человека и в его кратковременной памяти // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Ин-т психологии РАН. 1985. С. 214. 165. Лебедев А.Н., Нилова Л.Я. Михаил Николаевич Ливанов. М.: Наука, 1983. 62 с. 166. Лебедев В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования //Вопросы психол. 1980. № 4. С. 50. 167. Левин К. Топология и теория поля: Хрестоматия по истории психологии. М. МГУ. 1980. С. 122. 168. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ. 1994.200с. 169. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975. 303с. 170. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ. 1981. 583 с. 171. Леттвин Дж., Матурана У., Мак-Калок У., Питтс У. Что сообщает глаз лягушки мозгу лягушки? //Электроника и кибернетика в биологии и медицине. М. 1963. С. 211. (цит. по: Швырков 1978) 172. Летвин Дж., Матурана X., Питс У., Мак-Каллох У. Два замечания по поводу зрительной системы лягушки //Теория связи в сенсорных системах. М.: Мир. 1964. С. 416. 173. Лешли К.С. Мозг и интеллект. М.: Огиз-Соцэкгиз. 1933. 222 с. 174. Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука, 1972. 181с. 175. Ливанов М.Н. Избранные труды. М.: Наука, 1989. 400 с. 176. Ливанов М.Н., Хризман Т.П. Пространственно-временная организация биопотенциалов мозга человека //Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика. 1978. С. 206. 177. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984.444 с. 178. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 10. 179. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ.1973., М.: Наука, 1975. 374с. 180. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта //Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ. 1984. С. 228. 181. Майзель Н.И., Небылицин В.Д., Теплов Б.М. Психологические вопросы отбора//Инженерная психология. М.: МГУ. 1964. С. 381. 182. Максимова Н.Е. Мозговые потенциалы человека как корреляты системных процессов целостного поведенческого акта //Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: Наука, 1982. С. 154. 183. Максимова Н.Е., Александров И.О. Типология медленных потенциалов мозга, нейрональная активность и динамика системной организации поведения //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука,1987. С. 44. 184. Максимова О.А., Балабан П.М. Нейронные механизмы пластичности поведения. М.: Наука, 1983. 126 с. 185. Маликова А.К., Мац В.Н. Спектрально-корреляционные характеристики электрической активности мозга кролика при жажде //Журн. высш. нервн. деят. 1991. Т.41. С. 348.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |