КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Рассматриваемые нами два типа интеллекта имеют различный характер динамики своего развития. Максимального развития текучий интеллект достигает в юности, а в период средней взрослости его показатели снижаются. Для кристаллизованного интеллекта характерна другая особенность. Словарь Общая осведомленность Прикидка по опыту Общий интеллект Пространственные отношения Индуктивное рассуждение Хронологический возраст Показатели словарного запаса, общей осведомленности и того, что называют прикидкой по опыту. Его максимальное развитие становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости. Данная закономерность динамики развития текучего и кристаллизованного интеллекта была подтверждена многочисленными и разноплановыми исследованиями. Так, в подтверждение различного характера развития текучего и кристаллизованного интеллекта в период взрослости Хорн и его коллеги (Horn et al., 1980) провели ряд исследований, построенных на основе метода поперечных срезов. На рисунке представлены показатели словарного запаса, общей осведомленности и того, что называют прикидкой по опыту (рисунок приведен из книги Г. Крайга «Психология развития»). В результате этих исследований было установлено, что у людей старше 40 лет показатели по используемым тестам оказались намного выше, чем у тех, чей возраст составлял 20—30 лет. С другой стороны, оценки по тестам пространственных отношений и индуктивного рассуждения были гораздо ниже у тех, кто перешел 50-летний рубеж, чем у более молодых испытуемых (Horn, Donaldson, 1980). Однако результаты данного исследования были получены путем несвязанных между собой выборок обследуемых. Хорном и его сотрудниками были обследованы совершенно разные люди различных возрастов, которые родились в разное время, имели различный жизненный опыт. Более того, при анализе социально-демографических характеристик было выяснено,
что более молодые люди чаще всего были более образованны, обладали более крепким здоровьем, лучше питались в ранние годы своей жизни. Кроме того, образование, полученное представителями старшего возраста, заметно отличалось по своему содержанию от того, которое давалось молодым людям. Когда они учились, развитию одних интеллектуальных способнос- ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 487
Специалисты среднего возраста значительно лучше молодых справляются с интерпретацией рентгеновских снимков, так как эта работа требует высокого развития кристаллизованного интеллекта. тей могло придаваться намного большее значение, чем совершенствованию других. Поэтому помимо исследования методом поперечных срезов были предприняты попытки проведения лонгитюдных исследований. Результаты, полученные при лонгитюдных исследованиях, в некоторой степени расходятся в зависимости от объекта исследования. Так, у лиц с высоким образовательным уровнем оценки многих интеллектуальных способностей продолжают с возрастом повышаться. Согласно обширному исследованию Шайи (Schaie, 1983), оценки целого ряда различных умственных способностей человека, относящихся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту, на протяжении почти всего периода взрослости либо возрастают, либо остаются на прежнем уровне, понижаясь только тогда, когда человеку переваливает за 60. Если же оценивать имеющуюся информацию, полученную на основе проводимых экспериментальных исследований, можно отметить следующее: от 45% до 60% участников различных и разноплановых исследований показывают устойчивые результаты по каждому из нескольких видов тестов на всем протяжении взрослости, даже после 70 лет. Некоторые (10-15%) демонстрируют от тестирования к тестированию все более высокие результаты вплоть до своих 75. У несколько большего количества испытуемых (примерно 30%) результаты со временем ухудшаются к тому моменту, когда их возраст достигает 60 лет. Встречаются и такие, кто сдает свои позиции лишь в тестах на «беглость речи». Несколько больше тех, кто показывает прежний уровень интеллектуальных возможностей и даже повышает его в тестах на вербальное понимание и арифметические действия. Таким образом, потери в когнитивной сфере у людей среднего возраста носят весьма ограниченный характер. Чаще всего наблюдается прирост оценок по всем тестам интеллекта вплоть до 40 и даже более лет. После чего следует период относительной стабильности, продолжающийся до 60-летнего возраста. Статистически значимое снижение результатов людей, которым еще не исполнилось 60, отмечается лишь в субтестах на арифметические действия и на «беглость речи» (Schaie, 1990). В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод о том, что, несмотря на снижение психофизических функций человека, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека, тем более если его деятельность связана с гуманитарными знаниями.
Тест на «беглость речи» — психологический тест, позволяющий оценить технику чтения как показатель интеллектуального развития. Тесты на вербальное понимание — психологический тест, предназначенный для оценки способности субъекта понимать смысл прочитанного.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |