Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология человека от рождения до смерти. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом




Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом.

Защитно-психологический механизм — механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или между Я-концепцией и актуальным опытом.

Защитные механизмы — физиологические и психологические способы саморегуляции, снимающие избыточное психическое напряжение, защищающие человека от неприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.

Зеркальный Я-образ — отражает то, как воспринимается личность значимыми другими.

Зона ближайшего развития — это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.

Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

тигра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Идеальное Я — представление «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов».

Идентификация — отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Избирательность внимания — выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.

Изоляция (фр. isolation) — разобщение, обособление; лишение или отсутствие эмоционального общения с окружающими; отсутствие эмоционального контакта в результате невозможности или неспособности достичь взаимности.

Инволюция личности — «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Индивидуализм — ориентация человека на самого себя, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов и потребностей, безотносительно к интересам других людей, социальных групп.

Индивидуальность — «глубина личности» — предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.

Индивидуальный стиль деятельности — индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами и внешними условиями деятельности.


ГЛОССАРИЙ ■ 629

Инертность — отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.

Инертный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся медленным протеканием нервных процессов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегматическим темпераментом.

Инструментальная агрессия — агрессия, при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а является средством достижения какой-либо иной цели.

Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.

Интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.

Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п.

Интериоризация (лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.

Интернальность — личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.

Интимность — многоплановое чувство, сопровождающее раннюю взрослость; включает в себя сексуальность, тесные отношения с другим человеком и способность ему довериться.

к

шлассификация — способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку.

Когнитивная составляющая Я-образа — представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении (Берне Р., с. 32).

Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.

Когнитивный диссонанс — явление, содержание которого состоит в том, что личностью, если в ее сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и она стремится от него избавиться. Стараясь найти решение, личность реконструирует свои знания или социальные установки относительно соответствующих объектов или событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято.

Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.

Комплекс оживления — позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.


630 ■ Психология человека от рождения до смерти ШШШШШШШШШШШШШШШШШИШШШ

Конвенциональная роль (лат. conventio — соглашение) — представление о предписанном образце поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна социальная позиция, занимаемая им в совместном действии.

Конвенциональные нормы — совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.

Конвергентное мышление — вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях данное понятие используется как синоним «консервативного» или «ригидного» мышления.

Конвергентностъ развития — сходство, сближение, свертывание, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения.

Конгруэнтность Я-концепции — соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его Я-концепции.

Конкретные страхи — эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности.

Консервация — термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.

Константное ядро Я-концепции — основные представления о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др.

Контрнормативная гикала ценностей — ценности, противопоставленные социальным, нормативным для социально ориентированной личности.

Конформность — тенденция людей изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей.

Концентрация внимания — одна из характеристик внимания, отражающая степень или интенсивность сосредоточенности субъекта на выполнении какой-либо деятельности или на каком-либо предмете.

Концепция билатерального регулирования — предложена Б. Г. Ананьевым, который полагал, что регуляция психических процессов и свойств индивида в ходе онтогенеза осуществляется с помощью иерархической («вертикальной») и дополнительной («горизонтальной» или билатеральной) системы регулирования. Ведущая роль в иерархической системе принадлежит кортикоретикуляр-ному ядру — глубоким структурам мозгового ствола и подкорки. Билатеральный контур является дополнительным в отношении основного «вертикального» контура регулирования, а его морфологическим субстратом являются большие полушария головного мозга.

Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо.

Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.


ГЛОССАРИЙ ■ 631

Кризис трехлетнего возраста — этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кординальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в осознании своей самости, зарождении самосознания, появлении чувства «Я» как системного новообразования.

Кристаллизованный интеллект — является результатом опыта и образования и опирается на осведомленность и знания, накопленные человеком в течение длительного времени. Уровень развития данного типа интеллекта выражается в способности человека устанавливать отношения, формулировать свои суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач.

Кросскулътуральные исследования (англ. cross — перекрестный) — исследования однородных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (этнических групп) с целью установления влияния культуры на эти явления.

Кумулятивность развития — накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

т патентный период (по 3. Фрейду) — внутри четырех стадий психосексуального развития 3. Фрейд выделял так называемый латентный период, приходящийся на младший школьный возраст, на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.

Латентный (скрытый) период — период времени, в течение которого в силу определенных субъективных или объективных обстоятельств невозможно наблюдение за каким-либо предметом или явлением.

Лепет — несвязная, неразборчивая речь ребенка.

Либидо (лат. libido — желание, влечение) — психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека (сексуальных и влечения к жизни).

Лимбическая система — комплекс структур конечного, промежуточного и среднего отделов мозга, составляющих субстрат для проявления наиболее общих состояний организма (сна, бодрствования, эмоций, мотивации и т. д.). Термин «лимбическая система» введен П. Мак-Лейном в 1952 году.

Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.

Лобные доли — области правого и левого полушарий головного мозга, обеспечивающие программирование, регуляцию и контроль деятельности человека. Их поражение ведет к снижению умственных способностей и невозможности планирования за счет выпадения ориентировочной основы действий.

Логическая или словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей.

Логическое мышление — вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.

Ложные цели — рационально объясненные самому себе причины того или иного действия или поступка, оправдывающие поведения человека в его собственных глазах, а также в глазах общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.