Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключи и результаты тестов. Практические задания




Контрольные вопросы

Практические задания

 

Задание 1

Выбор индивидуального типа руководства коллективом – одна из наиболее важных задач для менеджера. Обычно выделяют пять основных типов руководства.

1. «Невмешательство»: низкий уровень заботы о производстве и о людях. Руководитель не руководит, много делает сам. Он добивается минимальных результатов, которых достаточно только для сохранения им своей должности в данной организации.

2. «Теплая компания»: высокий уровень заботы о людях. Стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы и удобного темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли достигнуты конкретные и устойчивые результаты.

3. «Задача»: внимание руководителя полностью сосредоточено на производстве. Человеческому фактору либо вообще не уделяется внимания, либо уделяется крайне мало.

4. «Золотая середина»: руководитель старается в достаточной степени сочетать ориентацию как на интересы человека, так и на выполнение задачи. Он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.

5. «Команда»: руководитель полностью поглощен стремлением к достижению оптимального сочетания интересов и производства, и персонала. Общие обязательства, которые берут на себя сотрудники, стремящиеся к достижению целей организации, способствуют установлению доверия и уважения друг к другу.

Какой стиль руководства, по вашему мнению, является наилучшим? Аргументируйте свою позицию. В то же время нельзя утверждать, что есть некий оптимальный стиль руководства, который всегда оправдан, – поскольку ситуации сильно отличаются друг от друга. Может ли быть гибкий стиль руководства?

 

Задание 2

В рамках менеджмента особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в бизнесе. На практике встречаются следующие варианты:

• руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;

• руководитель принимает решение и объясняет, почему он его принял;

• руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, получая таким образом возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения;

• руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку;

• руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их, принимает решения;

• руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждения варианта;

• руководитель излагает проблему и принимает решение группы.

Какой из предложенных вариантов вы считаете предпочтительным?

 

Задание 3

Использование японской модели принятия решений в практике управления диктует необходимость развития у руководителя некоторых качеств, если они ему не присущи изначально. Согласно японским традициям, это концептуальные способности и высокие «личные стандарты».

Концептуальные способности – это способности чувствовать связи между организацией и средой и воспринимать систему организации как единое целое. От руководителя требуется умение видеть главные направления, создающие для организации благоприятные возможности или угрозу. Концептуальные способности, таким образом, включают в себя:

• широту взглядов и глобальный подход;

• долгосрочное предвидение и гибкость;

• энергичную инициативность, в том числе в условиях риска;

• упорную работу и непрерывное самосовершенствование и обучение.

Высокие личные стандарты – это:

• умение четко формулировать цели и установки;

• готовность и умение выслушивать мнения других;

• беспристрастность и бескорыстие;

• умение предвидеть последствия принимаемых решений;

• способность полностью использовать возможности сотрудников;

• личное обаяние;

• способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем.

Проанализируйте состояние концептуальных способностей и наличие личных стандартов у известных вам руководителей.

 

Задание 4

Проанализируйте приведенные ниже правила укрепления группового единства, предлагаемые руководителю для работы с формальной группой, оцените их эффективность и приведите примеры. Дополните правила.

Для укрепления группового единства руководителю необходимо:

1) помогать группе испытывать общий успех;

2) укреплять доверие членов группы друг к другу и к ее лидеру;

3) культивировать чувство принадлежности к группе, активно привлекать членов группы к общим мероприятиям;

4) заботиться о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость и отвечала стремлению к престижу;

5) поддерживать веру в реальность стоящих перед группой целей.

 

 

1. Какие стили руководства вы знаете?

2. В чем отличия делового и бюрократического стилей руководства?

3. Что такое либеральный, демократический и авторитарный стили руководства?

4. Каковы признаки ложного авторитета руководителя?

 

 

Тема 11. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПЕРСОНАЛОМ

 

11.1. Тест «Определение причин трудностей в общении с подчиненными» [26, с. 127]

 

Ответьте «да» или «нет».

 

1. Считаете ли вы себя более компетентным, чем ваши коллеги и руководители? Намекаете ли вы им на это?

2. Стремитесь ли вы, критикуя, образумить ошибающихся или «отхлестать» их, чтобы «впредь неповадно было»?

3. Нуждаетесь ли вы в полном контроле над всем происходящим в вашей организации?

4. Потребуете ли вы, чтобы почти все мероприятия получали вашу «визу»?

5. Не слишком ли длительны ваши выступления на совещаниях?

6. Присуща ли вам привычка безоглядно атаковать противников, чтобы оспорить их аргументы?

7. Испытываете ли вы потребность спорить? Быстро ли вы скатываетесь к спору в любой дискуссии?

8. Избегают ли окружающие обсуждать с вами свои замыслы?

9. Если обсуждают, не ведут ли они разговор с самого начала в оборонительном или атакующем ключе?

10. Очень ли важны для вас внешние символы высокого положения и власти?

11. Уходите ли вы от ответственности любой ценой в случае неудачи?

12. Охотно ли вы предоставляете другим те же привилегии или символы власти, которыми обладаете?

13. Не слишком ли часто вы используете местоимение «я», рассказывая о своей деятельности?

14. Восхищаются ли ваши подчиненные вашей решительностью и квалификацией или тем, что в вашей организации и с вашей поддержкой они сами могут быть решительными и постоянно повышать свою квалификацию?

15. Ощущаете ли вы с горечью и разочарованием, что люди говорят о вас сдержанно и с холодком, тогда как вам очень хочется, чтобы они любили вас?

 

11.2. Тест «Умеете ли вы влиять на других?»[26, с. 122]

 

Ответьте «да» или «нет».

 

1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?

2. Раздражают ли вас люди, которые одеваются и ведут себя экстравагантно?

3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком о своих интимных переживаниях?

4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?

5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?

6. Любите ли вы выполнять сложную работу, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные способности?

7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

8. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

9. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменен?

10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

11. Любите ли вы применять новые способы решения старых задач?

12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

13. Любите ли доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?

 

11.3. Тест «Выявление ориентации руководителя на задание и на людей»

 

Приведенные ниже фразы отображают различные формы управленческого поведения. Ответьте, как вы действовали бы на месте руководителя группы: В – всегда, Ч – часто, И – иногда, Р – редко, Н – никогда.

 

1. Вероятнее всего, стали бы председателем группы.

2. Решились бы на сверхурочную работу.

3. Предоставили бы членам группы свободу действий.

4. Придерживались бы одинаковых способов деятельности.

5. Разрешили бы членам группы использовать при решении проблем свои способности критически мыслить.

6. Сделали бы все от вас зависящее, чтобы ваша группа превосходила конкурентов.

7. Побуждали бы членов группы проявлять большее старание.

8. Испытывали бы свои идеи в группе.

9. Разрешили бы членам группы выбрать такой режим работы, какой им представляется лучшим.

10. Много работали бы в надежде на повышение.

11. Терпели бы задержки в работе.

12. В присутствии посетителей говорили бы от имени группы.

13. Стремились бы поддерживать высокий темп работы.

14. В конфликтных ситуациях действовали бы как посредник.

15. Утонули бы в деталях.

16. Представляли бы группу в ее отношениях с внешним миром.

17. Не желали бы предоставлять членам группы свободу действий.

18. Сами решали бы, что нужно делать.

19. Побуждали бы к повышению производительности труда.

20. Делегировали бы членам группы те полномочия, которые могли бы оставить себе.

21. Разрешили бы членам группы выдвигать много альтернатив.

22. Давали бы членам группы определенные задания.

23. Стремились бы внести изменения.

24. Просили бы членов группы работать интенсивнее.

25. Доверились бы тому, что члены группы хорошо используют свою способность критически мыслить.

26. Составили бы график работы.

27. Отказались бы давать кому-либо отчет в своих действиях.

28. Убедили бы других в том, что ваши идеи пошли бы им на благо.

29. Разрешили бы группе самостоятельно определять свой ритм работы.

30. Призвали бы группу повысить достигнутые рекордные показатели.

31. Пребывали бы в убеждении, что все члены группы соблюдают определенные инструкции и правила.

 

11.4. Тест «Умеете ли вы вести деловые совещания?»[54, с. 274]

 

Ответьте на вопросы, выбрав один из следующих вариантов: а) нет, так не бывает; б) нет, как правило, так не бывает; в) не знаю; г) да, как правило, так бывает; д) да, так бывает всегда.

 

1. Даю подчиненным поручения даже в том случае, если есть опасность, что в случае их невыполнения критиковать будут меня.

2. У меня всегда много идей и планов.

3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.

4. Мне в основном удается привести логические и правильные аргументы при обсуждениях.

5. Я приветствую самостоятельность сотрудников при решении задач.

6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

7. Когда другие люди приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.

8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.

9. Свои ошибки я в большинстве случаев признаю.

10. Я предлагаю альтернативы предложениям других.

11. Защищаю тех, у кого есть трудности.

12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.

13. Мой энтузиазм заразителен.

14. Я принимаю во внимание точку зрения других людей и стараюсь отразить ее в проекте решения.

15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и на своих гипотезах.

16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые аргументы.

17. Ясно выражаю свои мысли.

18. Я всегда признаюсь в том, что чего-то не знаю.

19. Энергично защищаю свои взгляды.

20. Я стараюсь развивать чужие идеи так, как будто они мои.

21. Всегда продумываю, что могли бы ответить на тот или иной вопрос другие, и ищу аргументы.

22. Я советую людям, как организовать свой труд.

23. Увлекаясь своими проектами, своими планами работы на перспективу, я обычно не интересуюсь планами других людей.

24. Я прислушиваюсь и к тем людям, которые имеют точку зрения, отличающуюся от моей.

25. Если кто-то не согласен с моим проектом, я ищу новые пути.

26. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других в том, как им нужно поступить.

27. Говорю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.

28. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто редко просит слова.

 

11.5. Тест «Владеете ли вы аудиторией?»

 

Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями, но всех выступающих можно разделить на две группы.

Представители первой группы подчиняют аудиторию себе. Они учитывают ее непосредственную реакцию, но предпочитают держать «бразды» правления в своих руках, не допускают вольностей в поведении и речи. Назовем этот стиль публичного выступления «авторитарным».

Принадлежащие ко второй группе в известной мере сами подчиняются аудитории, располагают более разнообразным выбором вариантов общения, ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую, «личностную» манеру общения. Назовем этот стиль публичного выступления «демократическим».

Оба стиля имеют свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может сделать выступающего нечувствительным к интересам слушателей, а стремление во всем следовать настроению аудитории – привести к потере авторитета. Вы должны сами выбрать нужный тип общения в зависимости от своего темперамента, характера, индивидуальных качеств.

Но неплохо все же знать, к какой категории вы относитесь, дабы избежать крайностей. Вы можете определить это, ответив «да» или «нет» на следующие вопросы.

 

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Ощущаете ли вы после выступления резкое падение работоспособности?

3. Волнуетесь ли перед выступлением настолько, что должны «преодолеть» себя?

4. Всегда ли одинаково вы начинаете выступление?

5. Приходите ли задолго до начала выступления?

6. Нужно ли вам несколько минут, чтобы установить контакт с аудиторией и завладеть ее вниманием?

7. Придерживаетесь ли вы намеченного плана?

8. Предпочитаете ли вы двигаться во время выступления?

9. Отвечаете ли на записки с вопросами по ходу их поступления, не группируя их?

10. Любите ли вы пошутить во время выступления?

 

 

Ключ к тесту 11.1«Определение причин трудностей в общении с подчиненными»

Если вы ответили положительно хотя бы на три вопроса, то не исключено, что некоторые черты вашего характера весьма болезненно воспринимаются окружающими.

Если вы дали шесть положительных ответов, то весьма вероятно, что ваши отношения с коллегами несколько напряженнее, чем вам хотелось бы.

О большем числе ответов «да» нечего и говорить.

 

Ключ к тесту 11.2 «Умеете ли вы влиять на других?»

Подсчитайте набранное вами количество баллов, воспользовавшись приведенной таблицей.

 

 

35–65 баллов. Вы обладаете великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить их, управлять ими, наставлять на путь истинный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой стиль отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.

30 баллов и менее. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и ход вашей жизни должен быть вполне предсказуем.

Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанным, не достигая из-за этого желанной цели и даже оказываясь и неправильно понятым.

 

Ключ к тесту 11.3 «Выявление ориентации руководителя на задание и на людей»

1. Выделите ответы на вопросы 8, 11, 15, 16, 17, 27, 31.

2. В выделенных ответах придайте значение 1 выделенным ответам Р – «редко» или Н – «никогда».

3. Придайте значение 1 ответам на неназванные в п. 1 вопросы, на которые вы ответили В – «всегда» и Ч – «часто».

4. Выделите те ответы со значением 1, которые вы дали на вопросы 3, 5, 7, 9, 16, 17, 20, 21, 23, 25, 27, 29, 31.

5. Подсчитайте выделенные единицы – это количество очков показывает степень вашей направленности на людей.

Подсчитайте теперь количество невыделенных единиц – это отражает степень вашей направленности на дело.

6. Изобразите графически прямой угол. На одном его луче отложите количество очков, показывающее вашу направленность на людей, на другом – вашу направленность на дело. На биссектрисе угла определите равнодействующую. Она будет характеризовать вашу ориентацию на результат, способность обеспечить определенные уровень производства и трудовую мораль.

 

Ключ к тесту 11.4 «Умеете ли вы вести деловые совещания?»

Оценки означают:

а) нет, так не бывает – 1;

б) нет, как правило, так не бывает – 2;

в) не знаю – 3;

г) да, как правило, так бывает – 4;

д) да, так бывает всегда.

Суммируйте баллы, поставленные вами против утверждений: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 28, и обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100). Для получения суммы В прибавляйте баллы к утверждениям 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28. Эта величина также должна находиться в интервале от 20 до 100.

Результаты этого теста показывают, является ли ваше поведение на совещаниях дипломатическим или авторитарным.

Если сумма А не менее чем на 10 баллов превышает сумму В, то вы хороший дипломат. У вас есть стремление учитывать мнение других и согласовывать свои идеи с идеями других сотрудников. При этом неизбежны компромиссы, зато сотрудники убеждаются в том, что и они внесли вклад в принятие решения, что их сотрудничество вам как руководителю небезразлично. У всех появляется желание «тянуть в одну сторону».

Если сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно. При таком авторитарном стиле ведения совещаний руководитель уверенно держит бразды правления, генерирует множество предложений, сообщает новую информацию, формулирует свое мнение категорично, не допуская возражений, не добивается всеобщего согласия, не ищет поддержки.

Если же обе суммы различаются менее чем 10 баллами, то ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе, – она может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от обстоятельств.

Психологи подтверждают, что оба стиля поведения – дипломатичный и авторитарный – могут привести к успеху. Однако авторитарное ведение совещания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с его участниками придется работать и дальше. В противном случае в дальнейшем вам не поможет никакая дипломатия.

 

Ключ к тесту 11.5 «Владеете ли вы аудиторией?»

Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит, вы владеете индивидуальным стилем публичного выступления.

Положительные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и отрицательные на вопросы 2, 3, 8, 10 свидетельствуют о том, что вы предпочитаете авторитарный стиль, и наоборот, отрицательные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и положительные на вопросы 2, 3, 8, 10 свидетельствуют о том, что вы предпочитаете демократический стиль. Если вы ответили «нет» на вопросы 2, 3 и 5, значит, у вас сильный тип нервной системы. Ответ «нет» на вопросы 1, 4, 6, 10 свидетельствует о подвижности ваших эмоций.

Если вы предпочитаете авторитарный стиль, то не пытайтесь копировать манеру общения, характерную для демократического стиля, – ничего не получится! Вы должны предварительно проработать свою тему так, чтобы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку, составить подробный конспект, даже если не собираетесь им пользоваться. Совет руководителям, предпочитающим демократический стиль: максимально контролируйте свое поведение, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.

 

11.7. Деловая игра «Деловые переговоры»

 

Цель деловой игры – приобретение навыков ведения полемики и делового спора как инструмента, помогающего успешному ведению деловых переговоров при заключении сделок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.