Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения

Ключевые слова

Абстрактная (отвлечённая) лексика, бытовая лексика (бытовизмы), внелитературная лексика, вульгаризмы, жанр, канцеляризмы, книжная лексика, конкретная лексика, коннотация, маркированная лексика (стилистически закреплённая), межстилевая лексика (общелитературная), нейтральная лексика, общеупотребительная лексика, официально-деловая лексика, поэтическая лексика (высокие слова), просторечие, просторечная лексика, разговорная лексика, речевой жанр, речевой штамп (клише), стилевое единство текста, стилистическая система русского литературного языка, стиль речи, тип речи, функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный), эмоционально-экспрессивная лексика, эмоционально-экспрессивная окраска.

 

Упражнение 1. Выберите из предложенных вариантов и вставьте в текст слова, наиболее подходящие по смыслу, стилевой принадлежности и эмоционально-экспрессивной окраске. Сравните с авторским текстом.

Мишка собой (худой, худосочный, худощавый, костлявый, тонкий, сухой, щуплый, тощий, истощённый), волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июле солнце (обожгло, опалило, обдало) их жаром, (взлохматило, растрепало) пегими (космами, лохмами, вихрами, прядями); щёки, точно воробьиное яйцо, (исконопатило, побило, испещрило) веснушками, а нос от солнца и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка – (глазками, глазами, очами, гляделками). Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и (плутовские, хитрые, лукавые), похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Вот за глаза-то да за (буйную, дерзкую, самонадеянную, необузданную, удалую, разгульную, лихую, бесшабашную, безудержную) непоседливость и любит Мишку отец. Со службы принёс он (сыну, сынишке, сынуле, сынку) в подарок старый-престарый, зачерствевший от времени вяземский пряник и (слегка, чуть-чуть, несколько, немного, немножко, еле-еле) приношенные сапожки… (М. Шолохов)

 

Упражнение 2. Составьте словосочетания, учитывая значение, стилистическую принадлежность и эмоционально-экспрессивную окраску слов. Употребите образованные словосочетания в мини-текстах.

 
 


а) Возвести дом

воздвигнуть курятник

построить стены

соорудить игрушки

смастерить монумент

 

б) Белобрысый юноша

белокурый юнец

светловолосый парень

 

в) Очень умаяться

зверски устать

вконец измотаться

совершенно умориться

жутко выбиться из сил

донельзя выдохнуться

 

Упражнение 3. Укажите, чем выражается эмоционально-экспрессивная окраска слов (аффиксами, метафоричностью употребления, фонетической оформленностью).

Ангелочек, светленький, заинька, бревно (о человеке), фуфло, слюнтяй, хлобыснуться, деляга, расфрантиться, толстуха, тряпка (о муже), рыло (лицо).

 

Упражнение 4. Распределите слова и словосочетания по группам:

1) межстилевые (общелитературные) слова;

2) слова официально-делового стиля;

3) слова научного стиля;

4) слова публицистического стиля;

5) слова разговорного стиля.

Абстракция, лес, ходатайство, вышеизложенный, четыре, гомогенный, зачастую, вахта памяти, подхватить почин, истец, семантические сдвиги, препровождаться, настоящий (‘этот’), выразить своё несогласие, мирное сосуществование, несоблюдение, простыть, батя, загорелый, зелёнка, никудышный, новаторский, читать, пролейбористский, антифашистский, лексикография, подоконник, обещать.

 

Упражнение 5. Определите стиль фрагментов текстов. Назовите наиболее характерные стилеобразующие черты каждого из текстов.

1. В языкознании слово «функция» обычно употребляется в смысле «производимая работа», «назначение», «роль». Первейшей функцией языка является коммуникативная (от лат. сommunicatio – общение), его назначение – служить орудием общения, т.е. в первую очередь обмена мыслями. Но язык не только средство передачи «готовой мысли». Он и средство самого формирования мысли. Поэтому с коммуникативной функцией языка неразрывно связана вторая его центральная функция – мыслеформирующая.

2. Настоящий талон гарантирует, что в случае обнаружения потребителем дефектов и предъявления оформленного гарантийного талона и товарного чека торговая сеть «Эльдорадо» незамедлительно обеспечивает принятие мер по гарантийному обслуживанию приобретённого изделия (товара). Срок устранения неисправности или ремонта не превышает 20 дней.

3. Сбываются худшие опасения Москвы: силовой вариант решения югославской проблемы, реализованный с помощью натовских бомбёжек, не принесёт мира и спокойствия на Балканы. Белый дом, похоже, умывает руки, перекладывая ответственность на своих европейских союзников по НАТО.

4. Лёшин папа гладил брюки. Утюг плавал по брюкам, как маленький буксирчик по реке – синей в полосочку. Время от времени папа набирал в рот воды и безжалостно обрушивал на брюки порцию брызг, после чего утюжок невольно шипел и пускал пары. От мокрых глаженых брюк пахло дождём.

5. …В общем, всё это чепуха, и мне весело. Только иногда, бывает, возвращаешься в общежитие мимо чужих домов, поглядишь в чужое окно, где между цветочками, закрывши глаза, сидит котёнок, а за столом под большой лампой пьют чай, – и так заноет сердечко, так становится жалко себя. Что села бы тут на ступеньки и заревела. Ученье ученьем, а, кроме ученья, охота подумать и о семье, и о будущих ребятишках. Что ни говори, а годы подошли для такой думки. Я очень понимаю Нюру Маслюкову, когда она бросает ни с того ни с сего карандаши да лекала и поёт во всю комнату: «Общежитье наше девичье на самом берегу, до того мне опротивело – столкнула бы в реку».

 

Упражнение 6. Составьте тексты – описания какого-либо бытового предмета (чайника, перочинного ножики т.д.) в научном, художественном и разговорном стилях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Poznaс 2006 31 страница | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.