Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Частные законы управления




Содержание и сущность общих законов управления

Понятие и виды законов управления

Закон — это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой для большой группы людей, либо имеет признание и поддержку авторитетных ученых.

С научной точки зрения законом можно считать "необхо­димое, существенное, устойчивое, повторяющееся отноше­ние между явлениями в природе и обществе".

Одной из основных проблем при изучении сущности управленческих законов является корректное и пол­ное определение этого понятия. Одни утверждают, что законы управления являются законами общественного развития, выступающими как во вза­имодействии управляемой и управляющей систем, так и в каждой из них в отдельности и проявляющимися в деятель­ности людей и их хозяйственной практике. Другие определяют закон управления как связь целей управления со средствами их достижения.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Законы управления делят на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) зако­ны управления. В качестве примера здесь можно привести закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления, закон единства системы управ­ления, закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления, экономической при­роде отношений между ее подсистемами и др.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых мож­но в значительной степени повысить эффективность функ­ционирования системы управления в целом, а также ее от­дельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций упражнения, закон сокращения числа ступеней управления, закон "распро­страненности контроля.

К третьей группе относят за­коны, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты дея­тельности организаций. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином "специальные".

К общим законам управления относятся:

1.Закон соответствия социального содержания управле­ния форме осуществления деятельности, являющейся объек­том управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознательно­го и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и об­ратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства тру­дом работников, с другой — отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Управление можно рассматривать в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономи­ческом.

С технической точки зрения управление можно рассмат­ривать как единство всех видов работ, выполняемых участ­никами кооперированного труда. Управление производством как техническая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качествен­ные особенности организации управления.

При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории на первый план выходит социальный характер управления, отвечающий на вопрос, в чьих инте­ресах осуществляется управление. В социальном плане уп­равление представляет собой отношения между собственни­ком средств труда и наемными работниками. Исходя из этого, цель управле­ния, а также его методы и формы находятся в прямой и непосредственной зависимости от формы собственности на средства труда.

Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические систе­мы с сознательным планомерным управлением и потенциаль­но, и фактически эффективнее систем со стихийной регуля­цией протекающих в них экономических процессов.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего обще­ства.

Непосредственная связь производства с потреблением (со­циальный маркетинг), задач управления с интересами работ­ников (социальный менеджмент) создают у трудящихся ис­креннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эф­фекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духов­ных потребностей населения.

Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизо­ванно управляемую систему. В свою очередь, указанная сис­тема разделена на иерархические уровни управления, каж­дый из которых представляет собой подсистему (или сово­купность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Концепция иерархической структуры управления была сформулирована немецким социологом Максом Вебером еще в начале XX в. Она предполагает:

• четкое разделение труда, обеспечивающее возможность использования высококвалифицированных рабочих кадров;

• скалярную цепь команд, т. е передачу распоряжений с вышестоящих уровней управления на нижестоящие в после­довательном порядке;

• наличие формальных правил и норм поведения персонала;

• подбор кадров в соответствии с квалификационными тре­бованиями к конкретной должности, закрепленными в соот­ветствующих справочниках или должностных инструкциях.

Сущность закона соотносительности управляющей и уп­равляемой систем (субъекта и объекта управления) заклю­чается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хо­зяйственная деятельность организации. Субъект управления — это соответствующие органы или структурные подразделе­ния, осуществляющие целенаправленное руководство объек­том управления.

Объект и субъект управления оформлены в определен­ные системы — управляемую и управляющую. Они находятся в непрерывном взаимодей­ствии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику разви­тия субъекта управления, что выражается в совершенство­вании форм и методов управления. Чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффек­тивность совместной деятельности.

Соотносительность управляющей и управ­ляемой систем — это тип отношений, в основе которого ле­жит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятых работников, уровню техни­ческого обеспечения, экономическим показателям и т. п.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической при­роде отношений между ее подсистемами заключается в сле­дующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сиг­налов на выполнение соответствующих действий управляе­мой системой. Эти сигналы представляют собой команды-ре­шения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Управляющее воздействие со стороны органа управле­ния осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объек­том этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях кон­троля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Таким образом, любой процесс управления должен вклю­чать в себя четыре основные составляющие, как это показа­но на рис. 2.1. К таким составляющим относятся:

• входное воздействие (прямая связь), т. е. информацион­ные сигналы, поступающие от управляющей системы к уп­равляемой;

• преобразование входного воздействия — заключается в обработке поступивших сигналов по определенному алгоритму;

• результат преобразования входного воздействия, т. е. исполнительское действие управляемой системы;

• влияние результата на входное воздействие (обратная связь), т. е. поступление в управляющий орган отчетов о те­кущем состоянии и функционировании объекта управления.

Рис. 2.1. Прямые и обратные связи в организации

 

Чем выше уровень управления, тем сложнее осуществ­ление его обратной связи с управляемой системой. Поэтому к обратной связи на высших уровнях управления организа­ции предъявляются три основных требования.

Первое требование состоит в том, чтобы формы обратной связи на каждом конкретном уровне управления носили обоб­щенный характер и были взаимосвязаны с соответствующи­ми формами обратной связи на других ступенях иерархичес­кой лестницы.

Второе требование заключается в том, что формы обрат­ной связи должны позволять компенсировать влияние на си­стему возмущающих внешних воздействий, природа которых остается неизвестной.

Третье требование предполагает возможность гибкой реакции управляющей системы на обратную связь любого рода.

Оптимальное функционирование и развитие любой сис­темы управления возможно лишь при условии наиболее пол­ного соответствия содержания и форм прямой и обратной связи экономической природе взаимоотношений между его подсистемами различного уровня и масштаба.

Суть закона единства действий законов управления состо­ит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из ко­торых подчиняется тому или иному закону управления. Ины­ми словами, законы управления непосредственно взаимодей­ствуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использова­ния всей системы законов управления в совокупности.

Частными законами принято считать законы управле­ния, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам.

К частным законам, касающимся управляющей подсис­темы, относятся:

1. Закон изменения функций управления.

2. Закон сокращения числа ступеней управления.

3. Закон концентрации функций управления.

4. Закон распространения и контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повы­шение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управле­ния заключается в том, что чем меньше уровней управле­ния в структуре организации, тем при прочих равных усло­виях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавлива­ет, что управление объективно стремится к большей кон­центрации функций на каждой ступени управления, а следо­вательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространения и контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и воз­можностями контроля их действий со стороны руководите­ля.

Закон синергии гласит, что для любой организации су­ществует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы вхо­дящих в нее элементов, либо существенно меньше указан­ной суммы.

Согласно данному закону задача руководителя любой орга­низации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.

Сущность закона самосохранения состоит в том, что лю­бая материальная система стремится сохранить себя и ис­пользует для этого весь свой потенциал. Общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов. В противном случае организация просто прекратит свое существование.

Закон развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего сум­марного потенциала.

Жизненный цикллюбой материальной системы включает в себя восемь последовательно сменяю­щих друг друга этапов:

1. Порог нечувствительности.

2. Внедрение.

3. Рост.

4. Зрелость.

5. Насыщение.

6. Спад.

7. Крах.

8. Ликвидация

При этом первые четыре этапа представляют собой про­цесс прогрессивного развития, а последние три — регрес­сивного.

Закон информированности-упорядоченности: чем большей инфор­мацией о текущем и перспективном состоянии внутренней и внешней среды располагает организация, тем выше вероятность ее нормального функционирования.

Закон единства анализа и синтеза устанавливает, что любая материальная система стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования посредством применения анализа и синтеза.

Основу системы управленческого анализа и синтеза состав­ляет метод постепенного приближения. Этот метод включает в себя четыре уровня.

Первый уровень: предварительный анализ с позиций сто­роннего наблюдателя.

К документам, необходимым для проведения анализа натданном уровне, относятся:

• учредительный договор или решение единственного уч­редителя;

• учетная политика предприятия;

• бухгалтерский баланс;

• документы налоговой отчетности;

• бизнес-план;

• организационная структура управления.

В результате проведения анализа разрабатываются об­щие рекомендации системного характера.

Второй уровень предполагает проведение так называемой мозговой атаки на совещании ведущих специалистов органи­зации.

Для этого необходимы следующие документы:

• перечень основных нерешенных вопросов;

• предварительные рекомендации каждого из специалис­тов относительно способа решения вышеупомянутых вопро­сов.

Результирующим документом является перечень согласо­ванных с консультантом ответов на поставленные вопросы.

На третьем уровне осуществляется создание группы раз­вития предприятия и формирование стратегии.

Необходимые документы:

• распоряжение руководителя о создании группы разви­тия организации;

• план обучения группы развития;

• основные отчеты организации.

Основным результатом деятельности группы развития является разработка и реализация мероприятий по совер­шенствованию экономической, финансовой и технологичес­кой политики предприятия.

Четвертый уровень управленческого анализа и синтеза предполагает постоянную работу группы развития в качестве нового структурного подразделения организации.

Требуемые документы:

• текущие отчетные документы о деятельности организации;

• бизнес-план;

• результаты маркетинговых исследований.

Результирующими документами являются скорректиро­ванный бизнес-план, а также рекомендации по совершен­ствованию системы производства и управления.

Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структу­ре все необходимые элементы, находящиеся в определен­ной соотносительности. Действие указанного закона осуществляется на основе трех принципов: планирования, координации и полноты.

Принцип планирования устанавливает, что каждая орга­низация должна иметь план деятельности и развития.

Принцип координации гласит, что каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и опера­тивными изменениями и вносить соответствующие коррек­тивы в исполнительный механизм.

Согласно принципу полноты любая организация должна осуществлять весь набор функций основной деятельности и управления либо собственными силами, либо посредством привлечения независимых специалистов или сторонних орга­низаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.