Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный менеджмент: возникновение и становление




Инновационный менеджмент, или управление нововведениями, — элемент, или подсистема, общего управления предприятием. Последнее может включать, например, управление производством продукции, управление инновациями, управление персоналом.

Под инновационным менеджментом следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, организационными структурами и их персоналом. В соответствии с этим определением инновационный менеджмент обеспечивает:

- концентрацию внимания всех исполнителей на деятельности в рамках инновационного цикла;

- организацию строгого взаимодействия между исполнителями отдельных его этапов, направляя их работу на достижение общей стратегической цели;

- нахождение или организацию разработки интеллектуальных продуктов, необходимых для создания инноваций;

- организацию контроля хода работ по всему инновационному циклу — от разработки продукта до сбыта продукции;

- периодическую оценку результатов работы на отдельных этапах как необходимое условие для принятия решения о целесообразности продолжения или прекращения работ по отдельным проектам.

В условиях усиления глобальной научно-технической конкуренции роль и значение инновационного менеджмента существенно расширяются. Его следует оценить как деятельность, обеспечивающую развитие предприятия.

Инновационный менеджмент выделился в самостоятельное направление общего управления в последние три десятилетия XX в. Этот период характерен бурным развитием технологической и технической базы производства товаров и услуг. В мире формируется глобальный общемировой рынок. Обозначился в общем объеме производимой продукции резкий рост доли наукоемкой продукции. Жизненный цикл многих моделей технических устройств (бытовой техники, радио- и телеустройств, вычислительных машин, автомобилей и т. д.) резко сократился. И разные стороны «замены одного другим» выросли в сложную и порой неразрешимую проблему.

Традиционный менеджмент столкнулся с новыми проблемами, которые в полной мере проявились в конце XX в.

1. Управление процессами создания новых знаний. Первоначально научная сфера развивалась под влиянием внешних воздействий, отвечая на потребности производства и жизнедеятельности человека. Создание новых научных знаний шло спонтанно, без видимого управления извне, что со временем стало неэффективным. Качественно новая ступень развития научной сферы обозначилась в середине XX в. с появлением «науки о науке». Менеджеры стали полноправными участниками исследовательских работ, но ограничивались лишь самой наукой и лишь иногда уделяли внимание нуждам потребителя. Наука развивалась исходя из собственной логики протекания исследовательского процесса.

Настоящий период показывает необходимость резкого смещения сферы науки в сторону потребителя. Требуется мониторинг потребительской сферы, проводимый под углом зрения управления созданием новых знаний.

2. Управление творческим потенциалом создателей нового знания. Начало XXI в. характеризует громадный объем накопленных знаний. Даже в узких тематических областях принято и реализовано (в разной степе ни и виде) огромное количество решений, действует множество методик и циркулируют колоссальные потоки информации. Отдельный специалист даже в узкой области не в состоянии охватить всю массу имеющихся знаний, а человечество продолжает ее пополнять с возрастающей скоростью. Более того, эффективное решение многих практических проблем может быть найдено только с помощью привлечения знаний и опыта из других областей.

 

Совершенно очевидна необходимость в формировании специальной методологии, обеспечивающей поиск новых знаний с меньшими эвристическими затратами и большей вероятностью достижения цели. Растет потребность в управлении творческим потенциалом создателей новых знаний.

3. Управление освоением новшеств. Новые решения, найденные в технике, экономике и вообще во всех отраслях деятельности, надлежит воплотить в практику. Проблема внедрения новшеств всегда в нашей стране была актуальной и острой. Эта особая работа связана с неопределенностью получения положительных результатов, т. е. с риском, поэтому есть постоянная и масштабная необходимость в развитии управления внедрением новшеств.

4. Управление социальными и психологическими аспектами нововведений. Расширение масштабов и ускорение появления нововведений вызывает острые проблемы между старым и новым. Психологические аспекты «замены одного другим» выросли в сложную и порой неразрешимую проблему, так как любое нововведение представляет собой кризис. Причем его следует рассматривать как переломный момент в развитии системы, дающий простор новому. До настоящего времени в силу недостаточной развитости научной методологии предвидения кризиса начинали реагировать только после его появления. Сейчас ведущие компании используют стратегию упреждения такого кризиса.

Менеджеров, которые могут предвидеть кризис, предложить систему мер по минимизации ущерба от него и претворить эти меры в жизнь, целесообразно считать инновационными менеджерами. Их поле действия — будущие или настоящие крупные потрясения; они не должны уделять особого внимания обычным нововведениям — это дело традиционных менеджеров. Инновационный менеджмент стабилизирует пошатнувшуюся ситуацию в фирме. Кризис для инновационного менеджмента — предмет изучения, а безопасность жизнедеятельности, в частности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях, — цель деятельности.

Данную точку зрения развивают ученые-социологи, которые считают, что развитие инновационного менеджмента обусловлено ситуациями социального кризиса. Значительные изменения, произошедшие в сис­теме распределения сил мирового и национального производства, связаны с «точками роста» антикризисных стратегий социального управления. Послевоенные Япония и Германия, Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур сделали ставку на технические и социальные инновации. Идеология рывка в этих странах потребовала перераспределения ресурсов в пользу развития наукоемкого производства, требующего высокопрофессионального, квалифицированного, творческого и заинтересованного (т. е. социально ответственного) труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.