Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупное предложение и факторы его определяющие




А 2

 

 

AD 1

 

0

Рисунок 1. Кривая совокупного спроса


Под совокупным предложением понимается совокупность конечных товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях.

Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производ­ства, то в данный временной период по своей величине оно может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю.

Источником обеспечения совокупного предложения является общественное производство, однако в краткосрочном и среднесрочном плане производство мо­жет быть дополнено товарными запасами. Причем производство товаров, обеспе­чивающих предложение в данной стране, может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предло­жения.

Знание источников совокупного предложения позволяет лучше увидеть его факторы. Они также делятся на ценовые и неценовые.

К ценовым факторам относится средний уровень цен на предлагаемые това­ры и услуги. Существует прямая зависимость совокупного предложения от уров­ня цен: выше уровень - выше предложение, и наоборот. Подобная зависимость иллюстрируется с помощью кривой предложения:

Кривая совокупного предложения (AS) показывает уровень реального объе­ма производства при каждом возможном уровне цен. (рис.2)

Показанная на рисунке зависимость совокупного спроса от уровня цен воз­никает вследствие следующих причин:

1) роста выгодности производства при опережающем повышении цен на ко­нечные товары по сравнению с ростом цен на факторные товары. В том числе рост производства возможен за счет заемных средств, если повышение уровня цен опережает рост ставки ссудного процента;

2} вовлечения товарной массы из запасов в ответ на повышение цен на това­ры;

3) расширения импорта, если рост уровня цен не отражает девальвацию на­циональной валюты.

К неценовым факторам отнесем:

1. Наличие у предприятий незанятых факторов производства. В этом случае возможен рост совокупного предложения. Их отсутствие делает это невозмож­ным даже при повышении уровня цен. Эту ситуацию можно изобразить с помощью различного наклона кривой предложения.

2. Более высокую производительность новых факторов производства, при­меняемых взамен старых, выбывающих из производства. Если новые факторы более производительны, то возможен рост производства и совокупного предло­жения без количественного увеличения факторов производства.

3. Уровень издержек производства, в том числе обусловленный повышени­ем цен на них. Если цены на факторные товары растут, быстрее цен на товары, производимые с помощью этих факторов, то предложение меняется в сторону уменьшения. Эту ситуацию удобно изобразить с помощью смещения кривой со­вокупного предложения влево от исходного положения. Соответственно, все то, что влияет на уровень издержек, предстает как фактор совокупного предложения, например, налоги, ставка ссудного процента, уровень заработной платы и т.д.

Здесь в качестве фактора совокупного предложения можно рассматривать и политику государства, влияющую и на уровень налогов, и на ставку процента и т.д.

4. Товарные запасы и состояние складского хозяйства, определяющее воз­можность делать такие запасы.

5. Степень открытости национальной экономики и соотношение между экс­портом и импортом товаров в данной стране.

6. Экономическую конъюнктуру.

7. Совокупный спрос. Изменение совокупного предложения может быть ре­акцией на изменение совокупного спроса. В отличие от микроуровня, где спрос и предложение какого-то товара взаимодействуют через цену данного товара, на макроуровне совокупное предложение может меняться непосредственно под воз­действием совокупного спроса. Это возможно при неполной занятости факторов производства.

Рисунок показывает, что объем совокупного предложения до величины OQ2 обеспечивается за счет вовлечения в процесс производства товаров дополнитель­ных факторов (производственных мощностей, работников, земельных участков), но далее рост предложения оказывается невозможным из-за отсутствия незаня­тых факторов - становится возможным лишь ценовое нарастание ВНП как ис­точника совокупного предложения.

В макроэкономике горизонтальный отрезок кривой предложения получил название кейнсианского, поскольку именно Д.Кейнс особое внимание уделял си­туации с неполной занятостью факторов производства.

Перемещение кривой совокупного предложения под воздействием неценовых факторов
Вертикальный отрезок кривой называется классическим, поскольку классики считают полную занятость факторов производства наиболее типичной для рыночной экономики.

 

 

AD

Р

 
 

 

 


Е

РЕ

 

Q AD, AS
0

 

 


Для наглядности изобразим кривую совокупного предложения, состоящую из трех частей: кейнсианского, классического и промежуточного отрезков (рис. 3.). Ри­сунок показывает, что перемещение кривой совокупного спроса в силу тех или иных причин с положения AD1 на положение AD2 ведет к увеличению совокуп­ного предложения до OQ2 при том же уровне цен ОР1. Подобная реакция сово­купного предложения стала возможной из-за наличия в обществе незанятых фак­торов производства. Однако дальнейшее изменение совокупного спроса в сторо­ну увеличения до OQ3 становится возможным в ответ на повышение уровня цен в основном путем дополнительной загрузки уже используемых факторов производ­ства - увеличения коэффициента сменности, сверхурочных, повышенной интен­сивности труда и т.п. Это последние резервы увеличения производства и сово­купного предложения. Очевидно, что дальнейшее увеличение совокупного спро­са уже не приведет к какому-либо росту предложения ввиду полной занятости факторов производства и отсутствия каких-то резервов. В ответ на увеличение совокупного спроса произойдет лишь повышение уровня цен, благодаря чему возросший совокупный спрос будет приведен в соответствие с совокупным пред­ложением.

Участок 1 - рост реального объема производства не сопровождается ростом общего уровня цен.

Реальный объем производства существенно отстает от объема производства при полной занятости в т. В.

Участок 1 отражает состояние глубокого спада, или депрессии, в котором пребывает экономика, а также значительную недогрузку имеющихся машин, оборудования и рабочей силы. Эти незанятые ресурсы можно привести в действие, не оказав при этом никакого или почти никакого давления на уровень цен. Поскольку в подобных обстоятельствах трудовые и прочие ресурсы доступны производителям по твердым ценам, расширение производства не приведет к росту издержек и, следовательно, не возникнет причин для повышения цен на произведенную продукцию.


Кроме того, участок I предполагает, что при сокращении реального объема производства цены на продукты и ресурсы не снижаются теми же темпами и в тех же масштабах. Это означает, что уровни реального производства и занятости упадут, а цены на продукты и заработная плата останутся неизменными. Фактически спад реального производства и занятости на этом участке объясняется именно негибкостью цен и заработной платы.

Участок 2 - рост реального объема производства сопровождается ростом общего уровня цен.

Экономика в целом состоит из бесчисленного множества рынков продуктов и ресурсов, и полная занятость не устанавливается одновременно во всех секторах или отраслях экономики. Поэтому, когда реальный объем производства в экономике выходит за пределы отрезка АВ в некоторых отраслях может возникнуть нехватка квалифицированных кадров, а в других может образоваться дефицит сырьевых ресурсов или другие узкие места. Привлечение дополнительного количества работников ведет к «перенаселению» на рабочих местах и как следствие к снижению производительности труда, росту издержек на единицу продукции и цены произведенной продукции.

Когда уровень ВНП при полной занятости, соответствующий т. В, достигнут, дальнейшее повышение цен может привести к временному увеличению реального объема производства. Занятость и реальный ВНП могут превышать уровень производства при полной занятости до тех пор, пока экономика не достигнет максимального предела своих возможностей. В процветающей экономике может быть увеличена численность рабочей силы, продолжительности рабочего дня и рабочей недели. Но когда абсолютно все возможности экономики достигли т. С, кривая совокупного предложения становится вертикальной.

На участке 2 повышаются производственные издержки на единицу продукции, и для обеспечения рентабельности производства фирмам приходится назначать более высокие цены на свою продукцию.

Участок 3 - рост общего уровня цен не сопровождается ростом реального объема производства.

Экономика достигает уровня полной занятости ресурсов и соответствующего объема производства в т. С. Никакое повышение уровня цен не приведет к увеличению реального объема производства, потому что экономика здесь уже работает на полную мощность.

Отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, но только путем «переманивания» ресурсов у других фирм, предлагая более высокие цены. Это приведет к повышению цен на ресурсы (повысит издержки) и в конечном счете цен на продукцию, но реальный объем производства останется неизменным.

Рисунок 3 позволяет также увидеть, что макроэкономическое равновесие, проявляемое через равенство совокупного спроса и совокупного предложения (AD=AS), может возникать при разных состояниях экономики. Так, в первом случае подобное равенство, определяемое отрезком OQ1, достигнуто при непол­ной занятости факторов производства: наличии безработицы, неполной загрузке производственных мощностей, излишних материальных запасах. Во втором слу­чае (отрезок OQ2) равновесие обеспечено при полной занятости факторов произ­водства и наличии некоторых резервов. В третьем случае равновесие обеспечива­ется ценами, поскольку все факторы и все резервы производства использованы.

В современных условиях совокупный спрос воздействует на совокупное предложение и в сторону его Сокращения опять же не через соответствующее по­нижение уровня цен. Например, совокупный спрос меняется в сторону пониже­ния, что показывается на рисунке сдвигом кривой с положения AD3 на AD2. Предложение сокращается до OQ4, но не в ответ на понижение уровня цен до ОР1, а в ответ на непосредственное уменьшение совокупного спроса при прежнем уровне цен ОР2. Можно также видеть, что если бы предложение сокращалось в ответ на понижение уровня цен, то это сокращение было бы не столь значитель­ным - лишь на величину Q3Q2. Подобное явление, при котором цены не име­ют обратного хода даже при понижении совокупного спроса, в экономической литературе получило название эффект «храповика».

 
 
Рисунок 4. Эффект «храповика»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.