КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о межличностных отношениях
Тема 2.1. Межличностные отношения и общение Сбережение, потребление, инвестиции.
Одним из центральных понятий общего экономического равновесия является взаимная связь между планируемыми экономическими агентами, населением и государством расходами и национальным продуктом. При этом в статье расходов обычно выделяют личное потребление, инвестиционные и государственные расходы. Увеличение каждой из отмечаемых составляющих повышает общие планируемые затраты в целом. Величина получаемого каждым экономическим агентом дохода далеко не всегда равна величине его личного потребления. Как правило, при низком уровне доходов расходуются сбережения предыдущих периодов (сбережение отрицательно). При некотором уровне доходов они полностью расходуются на потребление. Наконец, с ростом доходов у хозяйственных агентов появляются все более широкие возможности увеличивать как потребление, так и свои сбережения. Предельная склонность к сбережению и потреблению. Особый интерес при этом представляет анализ дополнительных сбережений и дополнительного потребления, формируемых, скажем, на каждые дополнительные 500 руб. получаемого дохода. Обычно эти характеристики обозначают: MPS ~ AS / ДД МРС = А С / AD. И соответственно называют предельной склонностью к сбережению и предельной склонностью к потреблению (оба указанных понятия были введены Дж.М.Кейнсом). Здесь AS обозначает прирост сбережений, а АС — прирост личного потребления, вызванный происходящими изменениями в личных доходах AD. Очевидно, что MPS + МРС = 1. При наличии в экономике весьма ощутимого фактора сбережений идеальной, будет ситуация, когда все сбережения полностью аккумулируются и мобилизуются существующими финансовыми институтами, а затем направляются на инвестиции, т.е. ситуация, когда инвестиции /равны сбережению S в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов. = 167
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о межличностных отношениях. 2. Общение, его функции структура. 3. Виды общения Литература: 1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Мн.: Новое знание, 2004. 2. Маклаков, А.Г. Общая психология. А. Г. Маклаков. – Питер, 2001 3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.-688с. Межличностные отношения – субъективно переживаемые объективно существующие взаимосвязи и взаимовлияния людей. Межличностные отношения в группе могут быть гармоничными и противоречивыми. Взаимные симпатии и притяжения в группе могут быть сформированы при следующих условиях: — сходство установок (мнений) и «Я-концепций»; — адекватность восприятия положительных и отрицательных черт; — сходство главных и различие второстепенных качеств «Я-концепции»; — приятный фон отношений; — условия сотрудничества. Основными видами межличностных отношений являются: — официальные — возникают на должностной основе, фиксируются и регламентируются; — неофициальные — складываются на базе личных взаимоотношений; — эмоциональные — на первый план выступают субъективные оценки; — рациональные — основаны на знаниях людей друг о друге; — деловые — возникают в связи с совместной работой или по её поводу; — личные — складываются на основе личностных симпатий, общих интересов. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции. Социальная перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов (людей, этнических групп и т.д.). Каузальная атрибуция (причина + придаю) - субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга: 1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины. 2. Если поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка. 3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант. 4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями (индивидуальными особенностями их личности и характера «это человек со сложным характером»), в свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я - совсем не такой»). Существуют устойчивые установки людей в отношении друг к другу – аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости - отрицательные установки. Установки – неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа сложившейся ситуации. Установки имеют три измерения: · Когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета; · Аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации; · Поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения. Соответствующим убеждениям и переживаниям человека. Установки формируются: 1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизуются» к возрасту между 20 – 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях. Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии – это осознание действующей личностью того, как воспринимается партнером по общению («как другой понимает меня»). Есть некоторые факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы: 1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений. 2. Наличие сформированных стереотипов. Это привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. 3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. 4. Безотчетное структурирование личности другого человека: логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. 5. Эффект «ореола»: первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И, наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно, как своекорыстные. 6. Эффект «проецирования»: другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния («все люди подобны мне» или «другие противоположны мне»). 7. Эффект «первичности»: первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы будете больше первичную информацию. 8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственные впечатления о человеке, отстаивать его. 9. Эффект «последней информации»: если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке. На восприятие людей влияют и предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |