Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о межличностных отношениях

Тема 2.1. Межличностные отношения и общение

Сбережение, потребление, инвестиции.

 

Одним из центральных понятий общего экономического рав­новесия является взаимная связь между планируемыми эконо­мическими агентами, населением и государством расходами и национальным продуктом. При этом в статье расходов обычно выделяют личное потребление, инвестиционные и государствен­ные расходы. Увеличение каждой из отмечаемых составляющих повышает общие планируемые затраты в целом.

Величина получаемого каждым экономическим агентом дохо­да далеко не всегда равна величине его личного потребления. Как правило, при низком уровне доходов расходуются сбереже­ния предыдущих периодов (сбережение отрицательно). При не­котором уровне доходов они полностью расходуются на потреб­ление. Наконец, с ростом доходов у хозяйственных агентов появ­ляются все более широкие возможности увеличивать как потреб­ление, так и свои сбережения.

Предельная склонность к сбережению и потреблению. Особый интерес при этом представляет анализ дополнительных сбережений и дополнительного потребления, формируемых, скажем, на каждые дополнительные 500 руб. получаемого дохода. Обычно эти характеристики обозначают: MPS ~ AS / ДД МРС = А С / AD. И соответственно называют предельной склонностью к сбе­режению и предельной склонностью к потреб­лению (оба указанных понятия были введены Дж.М.Кейнсом). Здесь AS обозначает прирост сбережений, а АС — прирост лич­ного потребления, вызванный происходящими изменениями в личных доходах AD. Очевидно, что MPS + МРС = 1.

При наличии в экономике весьма ощутимого фактора сбере­жений идеальной, будет ситуация, когда все сбере­жения полностью аккумулируются и мобилизуются существующими финансовыми институтами, а затем направляются на инвестиции, т.е. ситуация, когда инвестиции /равны сбережению S в условиях краткосроч­ного и долгосрочного периодов.

= 167

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о межличностных отношениях.

2. Общение, его функции структура.

3. Виды общения

Литература:

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Мн.: Новое знание, 2004.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология. А. Г. Маклаков. – Питер, 2001

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.-688с.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые объективно существующие взаимосвязи и взаимовлияния людей.

Межличностные отношения в группе могут быть гармоничными и противоречивыми.

Взаимные симпатии и притяжения в группе могут быть сформированы при следующих условиях:

— сходство установок (мнений) и «Я-концепций»;

— адекватность восприятия положительных и отрицательных черт;

— сходство главных и различие второстепенных качеств «Я-концепции»;

— приятный фон отношений;

— условия сотрудничества.

Основными видами межличностных отношений являются:

— официальные — возникают на должностной основе, фиксируются и регламентируются;

— неофициальные — складываются на базе личных взаимоотношений;

— эмоциональные — на первый план выступают субъективные оценки;

— рациональные — основаны на знаниях людей друг о друге;

— деловые — возникают в связи с совместной работой или по её поводу;

— личные — складываются на основе личностных симпатий, общих интересов.

Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.

Социальная перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов (людей, этнических групп и т.д.).

Каузальная атрибуция (причина + придаю) - субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями (индивидуальными особенностями их личности и характера «это человек со сложным характером»), в свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я - совсем не такой»).

Существуют устойчивые установки людей в отношении друг к другу – аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости - отрицательные установки.

Установки – неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа сложившейся ситуации.

Установки имеют три измерения:

· Когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

· Аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;

· Поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения. Соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются:

1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизуются» к возрасту между 20 – 30 годами, а затем меняются с трудом;

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии – это осознание действующей личностью того, как воспринимается партнером по общению («как другой понимает меня»).

Есть некоторые факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.

2. Наличие сформированных стереотипов. Это привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека: логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект «ореола»: первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И, наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно, как своекорыстные.

6. Эффект «проецирования»: другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния («все люди подобны мне» или «другие противоположны мне»).

7. Эффект «первичности»: первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы будете больше первичную информацию.

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственные впечатления о человеке, отстаивать его.

9. Эффект «последней информации»: если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

На восприятие людей влияют и предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
AD—AS — анализ общего экономического равновесия | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.