КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к пониманию сущности языковой способности
Психологический подход (Е.Д. Божович, А.Р. Лурия, Е.Д. Негневицкая, О.С. Ушакова, АМ. Шахнарович и др.) рассматривает ЯС как совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка. В этом случае формирование речевого навыка обозначает правильное построение и реализацию высказывания ребенком, а развитие речевого умения подразумевает подчинение формы речевого высказывания задачам коммуникации. Схему формирования механизма ЯС можно представить в следующем виде: задатки — деятельность — общение — языковая способность — языковая личность — языковая активность — языковая компетенция — языковая компетентность (Свойство языковой личности, характеризующее ее компетенцию в языке) — языковая одаренность (к изучению иностранных языков, литературная, поэтическая и др.) — литературный или поэтический талант. Языковая способность развивается только в процессе общения с другими людьми. Отличие между языковой и коммуникативной способностями заключается в направленности ориентировочных действий на языковой материал или коммуникативную ситуацию. Соответственно, языковая компетенция характеризует владение/невладение нормами «речевых жанров» (термин М.М. Бахтина), а коммуникативная — нормами вербального и невербального общения. Психолингвистический подход рассматривает ЯС как один из компонентов модели языка наряду с речевой деятельностью и языковой системой (А.А.Леонтьев, 1997). Впервые данный термин употребил немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт, объяснив процесс усвоения языка ребенком не механическим выучиванием языка, а развитием его языковой способности. В рамках этого подхода ЯС можно представить в виде взаимодействия двух систем:в основе первой: генетически предопределенное развитие речедвигательного анализатора, в основе второй — социально обусловленные способы обозначения предметов и явлений окружающего мира, которые через деятельность речеслухового анализатора указывают направление развития врожденных программ (первая система). У детей с тяжелой речевой патологией прослеживается нарушение ориентировочной деятельности в языковом материале с самого раннего возраста. Следовательно, в силу проблем с первой системой возникают трудности и со второй. Педагогический подход рассматривает ЯС как интеллектуальную и речевую активность особого рода, проявляющуюся в творческом использовании усвоенных ранее языковых средств (Л.А. Головчиц, Л.Н. Ефименкова, Л.П. Носкова и др.).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |