Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен




Совокупный спрос AD - это агрегат, который показывает реальный объем национального производства, который готовы купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране.

Макроэкономическое равновесие в модели I и S (инвестиции и сбережения). Классический и кейнсианский подход.

Потребление, сбережение, инвестиции.

Макроэкономическое равновесие в модели AD и AS (совокупный спрос и совокупное предложение).

4. Теория мультипликатора и акселератора.

 

1. Макроэкономическое равновесие в модели AD и AS (совокупный спрос и совокупное предложение). Для анализа макроэкономического равновесия от понятия спрос и предложение, нам необходимо перейти к понятиям: совокупный спрос и совокупное предложение. Для такого перехода используется метод агрегирования.

Объединение всех цен на отдельные товары в уровень цен, объединение всего равновесного количества товаров в реальный объем национального производства называется агрегированием.

 

 

 

Существует обратная зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства.

Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются:

1. Потребительские расходы (С)

2. Инвестиционные расходы (I)

3. Государственные расходы (G)

4. Чистый экспорт (NХ)

 

AD = С + I + G + NX

 

Кривая AD внешне похожа на обычную кривую спроса, однако причины, определяющие ее нисходящий характер различны.

Нисходящий характер кривой совокупного спроса не может быть объяснен эффектами дохода и замещения, т.к. речь идет не о снижении отдельной цены, а о снижении уровня цен.

Все факторы, оказывающие влияние на совокупный спрос, можно разделить на две группы:

а) ценовые факторы;

б) неценовые факторы.

К ценовым факторам относятся:

1. эффект процентной ставки;

2. эффект реальных кассовых остатков;

3. эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки объясняется следующим образом: если происходит повышение уровня цен в стране, то при допущении неизменного объема денежной массы происходит повышение ставки процента. Нам известно, что, чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Но и потребительский спрос реагирует на повышение процентной ставки — ведь многие товары длительного пользования приобретаются на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приводит к уменьшению потребительских расходов. Поскольку сокращаются такие важнейшие компоненты совокупного спроса, как инвестиционные и потребительские расходы, постольку более высокому уровню цен будет соответствовать и меньший объем У, на который предъявляется спрос.

 

Эффект реальных кассовых остатков состоит в том, что с повышением уровня цен снижается покупательская способность населения. Например, финансовых активов находящихся у населения и предприятий – это счета в банках, акций, облигации, векселя.

Так, если вы имеете облигацию номиналом в 1000 долл., то при повышении уровня цен в 2 раза реальное богатство, представленное этой облигацией, уменьшается в 2 раза. То же самое можно сказать и о деньгах, которые лежат в вашем бумажнике. Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.

Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта, и в целом компонент чистый экспорт сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

 

Графически все ценовые факторы отражаются в движении вдоль кривой АD

 

Влияние неценовых факторов выражается в сдвиге кривой АD.

 

К неценовым факторам относятся:

1. Изменение в потребительских расходах:

а) благосостояние потребителя;

б) ожидание потребителя;

в) задолженность потребителя;

г) налоги.

2. Изменение в инвестиционных расходах:

а) процентная ставка;

б) ожидаемая прибыль от инвестиций;

в) налоги с предприятий;

г) избыточные мощности и т.д.

3. Изменение в государственных расходах.

4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта:

а) изменение валютных курсов;

б) национальный доход из зарубежных стран.

 

Если население ожидает увеличение своих доходов, то уже в настоящее время оно готово увеличить свои потребительские расходы, тогда кривая совокупного спроса сдвигается вверх.

Налоги с населения. Чем выше ставка подоходного налога, тем меньше денежных средств остается у населения, тем меньше совокупный спрос, и кривая АD сместиться вниз.

Изменение процентной ставки может происходить не только под влиянием уровня цен, но и других факторов. Например, увеличение объема денежной массы может привести к снижению процентной ставки, тогда население будет больше тратить, чем сберегать – это приводит к увеличению совокупного спроса.

Наличие избыточных мощностей на предприятии сдерживает рост инвестиционных расходов и, следовательно, совокупного спроса.

 

Графический анализ кривой совокупного предложения AS является более сложным, нежели исследование кривой AD. Важно сразу сделать оговорку, что в рядах экономистов кейнсианской и неоклассической школ не существует полного единодушия в определении конфигурации этой кривой. Мы построим «синтетическую» кривую совокупного предложения.

 

Таблица 1. Показатели, характеризующие совокупный спрос и его влияние на дальнейшее развитие экономики

Прямые оценки
1. Оценка спроса на продукцию В отсутствие ресурсных ограничений изменения спроса влекут за собой изменения предложения, однако последние происходят с лагом в силу инертности процесса производства
2. Спрос на потребительском рынке Оживление потребительского спроса на товары длительного пользования ведет к росту производства потребительских товаров, т.е. к оживлению экономики
3. Заказы на промышленную продукцию Дополнительные заказы свидетельствуют о повышении спроса, за которым должно последовать увеличение выпуска
4. Запасы готовой продукции Рост запасов свидетельствует о трудностях с реализацией вследствие снижения спроса. Производителю имеет смысл понижать выпуск
Косвенные оценки
1. Цена нефти на мировом рынке Вызывает рост платежеспособного спроса со стороны бюджета, производителей и – через повышение оплаты труда - потребителей
2. Курс рубля Укрепление рубля снижает эффективность экспорт и увеличивает конкуренцию со стороны импорта, спрос на отечественную продукцию снижается
3. Количество денег в экономике Повышенное денежное предложение стимулирует производственный потребительский спрос
4. Финансовое состояние предприятий Финансовое благополучие стимулирует дополнительный производственный спрос

Совокупное предложение AS – это агрегат, который показывает уровень реального объема национального производства при каждом возможном уровне цен.

Кривая AS имеет восходящий характер, т.к. более высокий уровень цен создает стимул для увеличения производства.

 

 

 

 

Кривая предложения состоит из трех отрезков:

1. Горизонтальный или кейнсианский отрезок характеризуется тем, что реальный объем национального производства увеличивается, а уровень цен остается без изменения.

2. Вертикальный или классический отрезок характеризуется тем, что реальный объем национального производства остается без изменения, а уровень цен изменяется.

3. Промежуточный отрезок. В данном случае изменяется и уровень цен и реальный объем национального производства.

 

Qt – потенциальный объем национального производства, который показывает объем производства в экономике в условиях полной занятости.

 

На горизонтальном отрезке экономика не может достичь объема национального производства при полной занятости, следовательно, экономика находится в состоянии спада, недоиспользования материальных и трудовых ресурсов. Движение на горизонтальном отрезке сопровождается увеличением объема национального производства, которое происходит за счет вовлечения недоиспользуемых ресурсов, поэтому уровень цен остается без изменения.

Классический отрезок AS показывает, что экономика достигла полной занятости и работает на полную мощь, поэтому в краткосрочном периоде повышение уровня цен не будет сопровождаться увеличением уровня национального производства.

При полной занятости отдельные фирмы могут расширить производство за счет более высокой цены на ресурсы. Однако если выигрывает одна фирма – проигрывает другая.

 

Промежуточный отрезок показывает, что экономика имеет все возможности для расширения производства, поэтому рост национального производства сопровождается вовлечением в производство дополнительных ресурсов и их перераспределение.

 

Кривая совокупного предложения может сдвигаться в результате действия неценовых факторов. Смещение происходит потому, что в результате действия неценовых факторов происходит изменение издержек на единицу продукции.

 

К неценовым факторам относятся:

1. Изменение цен на ресурсы:

а) изменение цен на внутренние ресурсы;

б) изменение цен на импортируемые ресурсы.

2. Изменение в производительности используемых ресурсов.

3. Изменение правовых норм:

а) налоги с предприятий;

б) государственное регулирование.

Повышение цен на экономические ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции, и, следовательно, к уменьшению совокупного предложения.

Увеличение производительности ресурсов означает, что при имеющемся объеме ресурсов можно получить больший объем национального производства, поэтому увеличение производительности ресурсов приводит к уменьшению издержек, и, следовательно, сдвигает кривую совокупного предложения вправо.

 

Подчеркнем, что кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Эти издержки не претерпевают изменений на горизонтальном отрезке, но растут на промежуточном и вертикальном отрезках «синтетической» кривой совокупного предложения. Итак, наше объяснение конфигурации кривой AS соединило альтернативные взгляды. Кейнсианский случай в его экстремальном варианте графически означает горизонтальную линию. Так называемый нормальный кейнсианский случай означает положительный наклон кривой AS. Классический случай изображается вертикальной кривой AS.

 

           
     
 
 

 

 


Итак, после анализа совокупного спроса и совокупного предложения, рассматриваемых по отдельности, можно обратиться к проблеме макроэкономического равновесия. Графически макроэкономическое равновесие будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS и пересечение их в некой точке. Кривая AD может пересечь кривую AS на трех уже известных нам отрезках: горизонтальном, промежуточном или вертикальном.

 

 

 

Если кривые совокупно спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном отрезке, возможно решить задачу роста реального объема производства (перемещение из положения Y1 в положение Y2) при сохранении равновесного состояния за счет стимулирования совокупного спроса. Именно поэтому кейнсианцев еще называют сторонниками теории спроса.

 

 


На промежуточном отрезке также можно увеличивать совокупный спрос, при этом будут наблюдаться и рост цен (перемещение из положения Р1 в положение Р2), и рост реального объема производства (перемещение из положения Y1 в положение Y2).

Любые попытки простимулировать совокупный спрос на вертикальном отрезке приведут исключительно к росту цен (перемещение из положения Р1 в положение Р2).

 

 
 

 


Эффект Храповика рассматривается кейнсианской школой. Он базируется на неэластичности цен в сторону понижения. Подобно храповому колесу, которое может вращаться только в одном направлении, цены также могут изменяться только в сторону повышения, а вот понизить цены достаточно сложно (отсюда название эффекта).

Проиллюстрируем этот эффект графически

 

 

 

Начальное макроэкономическое равновесие наблюдается в точке Е1 при уровне цен Р1 и реальном объеме производства Y1. Несмотря на то, что это равновесное состояние, оно может находиться далеко от уровня полной занятости.

Предположим, что в этой ситуации правительство ставит задачу достичь макроэкономического равновесия на уровне Y2 и успешно справляется с поставленной задачей, например осуществляя необходимые государственные расходы и тем самым стимулируя спрос до AD2. Новое макроэкономическое равновесие возникает при более высоком уровне цен Р2, но при более высоком уровне реального объема производства Y2. Задача достигнута.

Однако возможно, что правительству не удается поддерживать в дальнейшем совокупный спрос на новом уровне (нет возможности осуществлять большие государственные расходы, а других стимулов для поддержания совокупного спроса не возникает). Тогда совокупный спрос возвращается на уровень AD1.

Однако проблема заключается в том, что из –за неэластичности цен в обратную сторону (в сторону понижения) экономика приходит не в точку Е1, а в точку Е3, что ухудшает исходную ситуацию, т.к. новый высокий уровень цен Р2 сочетается теперь с низким уровнем реального объема производства Y3.

Эффект храповика демонстрирует опасность непродуманного экономического роста: в случае, если не удается его поддержать на заданном уровне, откат назад может привести к ухудшению исходной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.