КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод SWOT
Цель метода – выбрать стратегию развития и разработать план по ее реализации. Он представляет детальный анализ внешней и внутренней среды фирмы и позволяет ответить на следующие вопросы: · Нужно ли расширять производство, если рынок предполагает рост, а фирма не имеет свободных мощностей или не стоит рисковать инвестициями, ведь рост может прекратиться? · Стоит ли менять ассортимент и его направление, если меняются предпочтения потребителей или если фирма имеет достаточную квалификацию? Ответ на эти вопросы зависит от сочетания внешних и внутренних возможностей. Руководители должны сопоставлять различные комбинации и выбирать оптимальный вариант. При этом возникают альтернативы и даже при достаточной информации поиск решения не прост. С помощью матрицы, включающей перечень внешних и внутренних угроз и возможностей, эксперты сопоставляют информацию о внешней и внутренней среде бизнеса. Матрица включает 4 квадрата - 4 ситуации Табл.). Таблица Матрица SWOT
1. Показывает, способна ли фирма использовать благоприятную ситуацию для своего развития и достаточно ли у нее для этого ресурсов. 2. Говорит, есть ли у фирмы возможности для того, чтобы приспособиться к рыночным условиям и как использовать свои сильные стороны, чтобы противостоять угрозам. 3. Показывает, можно ли, используя возможности среды компенсировать свои слабости. 4. Отвечает на вопрос, что мешает развитию предприятия и достижению целей. Метод SWOT обеспечивает системное описание ситуации. Он позволяет описать основные тенденции развития среды, сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности фирмы, определить альтернативные направления дальнейшего развития фирмы. Как любой экспертный метод SWOT дает хорошие результаты при наличии достаточно полной информации и четкого понимания руководителями стратегических ориентиров развития организации. Качество выводов, получаемых с помощью SWOT, зависит от качества аудита внешней и внутренней среды.
Процедура SWOT: 1. Формулируют перечень возможностей, которые открывает перед фирмой внешняя среда: факторы, касающиеся увеличения спроса, уменьшения конкуренции, доступность сырья, изменения спроса в сторону, полезную компании. 2. Формулируют перечень угроз, которые таятся во внешней среде и уменьшают спрос, изменяют потребительские предпочтения, увеличивают конкуренцию и сырьевую зависимость, усложняют законодательное регулирование в бизнесе. 3. Формируют перечень сильных сторон фирмы, навыки, компетенции, знания и факторы, приносящие успех фирме. 4. Формируют перечень слабостей, которые мешают фирме работать и развиваться. 5. Среди выявленных параметров выбирают наиболее значимые, используя методы по выявлению сильных и слабых сторон, анализа возможностей и угроз. Для этого необходимо на предыдущих 4-х этапах указать как можно большее число факторов, чтобы ничего не упустить. В процессе выявления параметров принимают участие все службы фирмы и внешние эксперты, а если необходимо, то и исследовательские фирмы. 6. Составляют матрицу SWOT и оценивают взаимное влияние факторов внешней и внутренней среды: «+» ставят, если предприятие может использовать возможность или нейтрализовать угрозу. «-» - если нельзя нейтрализовать угрозу или использовать возможность. «0» - если нет связи между факторами. 7. Делают заключение по каждому из 4-х направлений: развитие, совершенствование, гибкое реагирование и стратегическая угроза. 8. Определяют цели развития и направления, куда будут направлены ресурсы фирмы, а также задачи развития. Все целевые установки должны быть конкретизированы в денежном или натуральном выражении.
Пример: Предприятие производитель электродвигателей для оборонной промышленности должно сформировать предложения по развитию на предстоящий год (Табл. 2, 3). Таблица 2. Матрица SWOT
Таблица 3. Матрица – SWOT
Проведенный анализ показал, что в целом ситуация для предприятия не благоприятна: угрозы превосходят возможности. Мероприятия, которые может реализовать предприятие для своего развития, приведены в табл. 4. Таблица 4. Мероприятия по развитию
Предложения: разрабатывать все три выявленные направления, используя свободные мощности и активизируя деятельность экономической и маркетинговой служб. Целевые показатели: Финансовые: - Довести рентабельность производства двигателей для ж/д транспорта до 15%. - Получить доход от продаж а/м двигателей. - Обеспечить прибыль от реализации микродвигателей для игрушек не менее. Маркетинговые: - Повысить договорные цены на двигатели для ж/д транспорта на … %, сохранив объем реализации за счет скидок. - Обеспечить реализацию двигателей на а/м рынке в объеме … штук и 10% рыночной доли. - Вывести на рынок двигатель серии А и обеспечить его реализацию в объеме … штук Для достижения поставленных целей необходимо решить проблемы, обусловленные недостатками в системе управления. Базовые факторы, которые можно использовать для оценки внутренней и внешней среды: Внутренняя среда: 1. Организационные: · Орг. структура · Гибкость системы управления · Формы контроля и их наличие или отсутствие · Наличие взаимодействия между подразделениями · Информационная взаимосвязь между подразделениями 2. Производственные: · Производственные мощности · Качество оборудования · Использование мощностей · Качество товара · Ноу-хау · Себестоимость · Снабжение сырьем и материалами 3. Маркетинговые · Известность марки · Полнота ассортимента · Позиция по распределению · Организация физического распределения (транспорт, хранение, обработка) · Сервис для клиентов · Квалификация персонала Внешняя среда: 1. Факторы спроса: · Потенциал рынка · Динамика (темпы роста/сокращения) рынка · Структура спроса (скорость проникновения и приверженность) · Доля фирмы 2. Факторы конкуренции · Количество значимых конкурентов · Сила марок конкурентов · Наличие прямых заменителей · Наличие косвенных заменителей · Степень ценового давления · Технологическое развитие 3. Факторы снабжения · Количество посредников · Наличие распределительной сети · Сила посреднических марок · Условия поставок 4. Распределение ресурсов · Доступность сырьевых ресурсов 5. Макро факторы: · Законодательное регулирование · Рентабельность отрасли · Темпы инфляции Инвестиционная привлекательность отрасли
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |