Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура отбора шкал ЛД




АДАПТИРОВАНА В НИИ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА

МЕТОДИКА ЛИЧНОСТНОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработа­на на базе современного русского языка и отражает сфор­мировавшиеся в нашей культуре представления о струк­туре личности. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения опреде­ленных свойств личности, ее самосознания, межличност­ных отношений, который мог бы быть применен в клини-ко-психологической и психодиагностической работе, а так­же в социально-психологической практике.

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты лич­ности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существую­щей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов се­мантического дифференциала:

1. Оценки

2. Силы

3. Активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялось три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1. Оценка испытуемыми (по 100-бальной шкале) веро­ятности того, что человек, обладающий свойствами лич­ности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получе­ны обобщенные показатели представлений о сопряженно­сти черт личности, составляющих так называемую имп­лицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

Корреляции между самооценками по чертам личнос­ти. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каж­дый из которых был составлен из 20 черт личности и тре­бовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале Интерпретация факторов ЛД

При применении ЛД для исследования самооценок зна­чения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как лич­ность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора (О) указывают на критичес­кое отношение человека к самому себе, его неудовлетво­ренность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень при­нятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой цен­ности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оце­нок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один чело­век в восприятии другого. При этом положительные (+) зна­чения этого фактора соответствуют предпочтению, оказывае­мому объекту оценки, отрицательные (—) - его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о раз­витии волевых сторон личности, как они осознаются са­мим испытуемым. Его высокие значения говорят об уве­ренности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значе­ния свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, не­способности держаться принятой линии поведения, зави­симости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низ­кие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспри: нимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положи­тельные (+) значения указывают на высокую активность, об щительность, импульсивность; отрицательные (—) — на инт-ровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражает­ся восприятие людьми личностных особенностей друг друга. При интерпретации данных, полученных с помощью ДД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепен­ное значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.