Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Томск - 2005 1 страница




Учебно-методическое пособие к спецкурсу

Государственная власть

в Российской Федерации


А.М. Барнашов. Государственная власть в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие Часть 1 – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2005.

 

Издание поможет усвоить учебный материал по спецкурсу «Государственная власть в Российской Федерации». Содержание учебно-методического пособия соответствует требованиям государственного стандарта.

Для преподавателей, аспирантов и студентов Юридического института ТГУ, изучающих специальный курс «Государственная власть в РФ».

 

Рекомендовано для использования в учебном процессе.

 

Зав. кафедрой конституционного

и международного права

канд. юрид. наук, доцент А.М. Барнашов

12 октября 2005 г.

 

Одобрено УМК ЮИ ТГУ

протокол № 2 от 26.10.2005 г.

 

Председатель УМК ЮИ ТГУ

канд. юрид. наук, доцент С.Л. Лонь

 

 

© А.М. Барнашов, 2005

 

 


Содержание

Введение……………………………………………………………………..

I. Программа спецкурса «Государственная власть в Российской Федерации»………………………………………………………

II. Методические рекомендации к спецкурсу «Государственная власть в Российской Федерации»…………………………..

III. Темы курсовых и дипломных работ…………………………

IV. Литература………………………………………………………

V. Вопросы к зачету по спецкурсу………………………………


VI. Введение

На юридическом факультете (теперь - институте) ТГУ в течение уже бо­лее 30 лет для студентов 5-го курса дневной формы обучения и на 4-м курсе заочного отделения читается специальный курс "Государственная власть в Российской Федерации" (ранее он назывался "Государственная власть в СССР")- В соответствии с учебным планом объем часов, отводимых на изу­чение этого предмета, составляет 20 лекционных часов на дневном отделении и 10 часов (установочных и обзорных лекций) для юристов-заочников, кроме того, все студенты выполняют самостоятельную письменную работу в форме реферата по одной из тем спецкурса. Итогом работы является зачет. В таких же объемах изучение данного спецкурса предусмотрено учебными планами и ряда филиалов ЮИ ТГУ.

Многолетний опыт показывает, что вопросы, являющиеся предметом изучения данного специального учебного курса, в целом с интересом воспри­нимаются и обсуждаются студентами. Некоторые их рефераты затем логично вырастают в оригинальные дипломные работы, в диссертационные исследо­вания.

В современных условиях углубленное изучение проблем природы соци­альной власти, рациональной организации и эффективного осуществления государственной власти, укрепления ее авторитета и результативности в ре­шении стоящих перед российским обществом сложнейших задач является одним из приоритетных направлений в юридической науке и практике.

Проблемы власти в данном спецкурсе изучаются на стыке различных гу­манитарных наук: философии и социологии, политологии и, конечно, юрис­пруденции, в том числе - теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционного права России и зару­бежных стран, административного и муниципального права и др. Использование знаний по смежным дисциплинам позволяет на новом уровне обратить­ся к различным концепциям происхождения и сущности власти, показать ее социальное содержание и назначение, проанализировать некоторые законо­мерности ее функционирования и развития, раскрыть ее структуру, принципы и свойства, назвать виды, формы, орудия и методы власти.

Программа спецкурса за 30 лет его преподавания корректировалась самой жизнью, демократическими преобразованиями в обществе 90-х годов, принятием действующей Конституции Российской Федерации 1993 г., становлением на ее основе новых конституционно-правовых ценностей, раз­витием и совершенствованием законодательства, в сфере организации и осу­ществления государственной власти, практикой его применения, включая решения Конституционного Суда, теоретическим осмыслением всей консти­туционно-правовой динамики.

Обновленная программа данного спецкурса построена в соответствии с его целями и задачами: в краткой, но вместе с тем доступной форме, с пози­ций комплексного и сравнительного подхода дать представление о власти как социальной категории, рассмотреть основные черты общественной и государ­ственной власти, проанализировать концепции единства государственной власти, показать становление, развитие и применение теории разделения вла­стей, оценить ее непреходящее значение и особенно — исследовать организа­цию государственной власти в Российской Федерации, на широком теорети­ческом, нормативном и практическом материале изучить системное единство, разделение и взаимодействие ее звеньев.

При изучении данного спецкурса особое внимание считаем необходимым обратить на некоторые общетеоретические вопросы власти как социального явления, важнейшего фактора обеспечения организованности и порядка в общественных отношениях.

Проблемы власти, ее природы, организации и осуществления всегда ак­туальны, поскольку она является одним из наиболее важных и многогранных общественных явлений.


ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Раздел I. Власть как социальная категория.

 

Тема 1. Природа социальной власти.

Власть как необходимый и неотъемлемый элемент любого общества, важнейший фактор организованности и порядка в общественных отношениях. Свойства общественных отношений, выражаемых властью. Стороны властеотношений. Субъекты и объекты власти. Воля и сила как составные элементы социальной власти. Авторитетная руководящая воля и подчинение ей. Власть - функция социальной общности, проявляющаяся как ее организованная сила. Социальное содержание и назначение власти. Принципы власти. Формы власти. Структура власти. Человек и власть. Личность в системе властеотношений. Власть и влияние. Роль самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля. Власть и управление. Власть как система деятельности. Орудия власти (социальные нормы и органы власти). Аппарат власти, ее механизмы и технологии. Позитивные и негативные стороны власти. Методы власти. Эволюция социальной власти. Виды социальной власти. Власть общественная и власть государственная.

 

Тема 2. Основные черты общественной власти.

Возникновение и развитие общественной власти в первобытном, догосударственном обществе. Общие дела, интересы и функции как социальное содержание общественной власти. Общественное самоуправление. Общая воля и подчинение ей. Общественная власть - организованная сила всего общества (общности людей). Постепенные преобразования в общественной власти в связи с переходом первобытного общества от присваивающего хозяйства к производящему. Появление прибавочного продукта, усложнение разделения труда и усиление социальной дифференциации. Формы накопления и утверждения элементов экономической свободы, основанной на частной собственности. Автономия личности как основа индивидуальной свободы. Участие индивида в управлении делами общества. Усложнение задачи обеспечения эффективного функционирования общества и объективная необходимость появления государства как целостной организации публичной власти.

 

Тема 3. Основные черты государственной власти.

Становление и развитие государства и государственной власти в процессе вхождения общества в цивилизацию. Государство и власть как важнейшая общечеловеческая ценность. Выполнение государственной властью “общих дел”, необходимых для всего общества как определенной целостной системы несмотря на существование в нем противоречия. Постепенное обретение обществом качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Политическая и государственная власть. Государственная власть как институт конституционного права. Конституционные нормы об источнике государственной власти, ее характере, целях и основных направлениях деятельности, о путях, формах и методах осуществления государственной власти. Суверенитет государственной власти. Легализация и легитимация государственной власти как ее юридические основания. Законность и обоснованность государственной власти. Конституция и легализация государственной власти. Значение и типы легитимации государственной власти. Преемственность государственной власти.

 

 

Раздел II. Концепции единства государственной власти и разделения властей.

 

Тема 4. Единство государственной власти.

Концепции единства государственной власти в прошлом и настоящем. Древние деспотии, феодальный абсолютизм, тоталитарные режимы, единовластие Советов, партократия, демократическое правовое государство. Социально-политический и организационно-правовой аспекты единства государственной власти. Народ как источник и основа единства государственной власти и ее органов. Единство системы государственной власти. Единство экономического и правового пространства на всей территории государства. Согласованность управления обществом. Единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов. Механизмы субординации, координации и реординации деятельности органов государственной власти.

 

Тема 5. Разделение властей.

Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Истоки концепции разделения властей, ее сущность и основные этапы развития. Принцип разделения властей и механизм сдержек и противовесов в современном демократическом государстве. Взаимное уравновешивание и баланс ветвей государственной власти. Гибкая, жесткая и смешанная модели разделения властей. Парламентаризм и разделение властей. Принцип разделения властей в президентской республике. Особенности разделения властей в “полупрезидентской” республике. Объективная необходимость обеспечения взаимодействия органов государственной власти в любой системе правления и государственного устройства.

Раздел III. Организация государственной власти в Российской Федерации: системное единство, разделение и взаимодействие ее звеньев.

Тема 6. Конституционная система государственной власти в РФ.

Власть народа и государственная власть. Народный, национальный и государственный суверенитет. Прямая и представительная демократия. Формы осуществления власти народа: непосредственное волеизъявление, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Понятие органа государственной власти и его основные свойства: образование в установленном государством порядке; наделение государственно-властными полномочиями; осуществление соответствующих задач и функций; деятельность в строгом правовом порядке. Классификация органов государственной власти и их система. Диалектическая связь многообразия и единства органов, осуществляющих государственную власть. Федеральные органы государственной власти. Президент РФ. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов.

 

Тема 7. Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года.

Становление концепции разделения властей в Российской Федерации. Включение принципа разделения властей в Декларацию о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и введение его в Конституцию РСФСР при сохранении системы Советов. Обсуждение проблем разделения властей в ходе подготовки и принятия Конституции РФ 1993 г. Закрепление принципа разделения властей в ст.10 Конституции как одной из основ конституционного строя. Конкретное содержание принципа разделения властей: 1) законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом; 2) исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и в определенном отношении парламенту; 3) между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; 4) судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; 5) ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с другой властью; 6) споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через надлежащую правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом; 7) конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех ветвей власти. Президент Российской Федерации в конституционной системе разделения властей. Законодательная власть в Российской Федерации в системе разделения властей. Исполнительная власть в Российской Федерации в системе разделения властей. Судебная власть в Российской федерации в системе разделения властей.

Конституционные основы современного российского федерализма и разделение властей. Децентрализация государственной власти посредством ее разделения по вертикали и одновременно интеграция различных национальных и территориальных сообществ в единое целостное государство. Иерархия, взаимодействие и коллизия норм федерального и регионального законодательства в сфере организации и осуществления государственной власти. Мировой опыт разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Особенности процесса разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Необходимость совершенствования юридического механизма урегулирования возможных конституционно-правовых конфликтов между органами государственной власти федерации и ее субъектов. Проблемы конституционного регулирования публично-правовой ответственности Российской Федерации и ее субъектов.


Методические рекомендации к курсу «Государственная власть в Российской Федерации»

1. Природа социальной власти.

Общество и власть диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они рождаются вместе и развиваются на основе некоторых общих для них закономерностей. Социальная власть проявляется в двух основных разновидностях - власти общественной и власти государственной. Исторически первой разновидностью социальной власти явилась общественная власть первобытно- родового строя. По мере накопления элементов человеческой цивилизации появляется другая разновидность социальной власти - государственная, которая становится единственно суверенной.

Власть как исторически необходимая форма выражения общечеловеческих интересов и ценностей с самого начала своего возникновения предназначена для удовлетворения таких потребностей, которые необходимы для существования самого человеческого общества.

Нормальное функционирование любого человеческого коллектива немыслимо без определенного порядка и внутренней согласованности, разделения труда и функций и требует поэтому целесообразного регулирования поведения людей в целях обеспечения их совместной деятельности. Согласованная деятельность означает организацию, которая невозможна без авторитета, доминирующей воли, что предполагает отношения руководства и подчинения, т.е. отношения власти. Назначение власти как объективного необходимой функции любого устойчивого коллектива состоит в том, что она посредством установления запретов, дозволений, позитивных обязываний формирует определенный образ действия индивидов, направляет их поведение в нужное русло и обеспечивает подчинение каждого человека твердо установленным, общеобязательным нормам и правилам взаимодействия людей, авторитетной руководящей воле. Направление и темпы развития общества во многом зависят не только от уровня его самоорганизации и самоуправления, но и от характера и особенностей властного руководства социальными процессами, от форм контроля за соблюдением социальных норм, способов и средств их защиты от нарушения.

Потребность в высокой организации, упорядочении, слаженности общественных отношений тесно связана с выполнением таких общих дел (интересов, функций), которые состоят в сохранении и поддержании объективно необходимых, жизненно важных условий существования человеческого общества, обеспечении производства, распределения и обмена, в осуществлении контроля за соблюдением общепринятых правил, разрешении нередко возникающих конфликтов и споров, применении репрессий против лиц, нарушающих социальные нормы, превышающих свои права. Органически свойственные любому обществу, эти общеполезные дела и функции составляют социальное содержание власти.

Реализация власти всегда связана с общественной деятельностью людей, поэтому в известном смысле можно говорить о власти как волевом руководстве поступками, действиями людей, как о социальном управлении. Управление - это прежде всего активная организующая деятельность определенных управляющих органов, это процесс реализации, функционирования власти, ее динамика, ее естественное состояние. Сущность же власти - в ее способности определять, детерминировать волевую целенаправленную деятельность людей, подчинять поведение каждого участника управленческих отношений единым авторитетным началам в целях сознательного регулирования многообразных сторон общественной жизни, а в конечном счете - для обеспечения прав человека. Иначе говоря, существо, предназначение власти - создавать предпосылки социального управления, приводить к единому знаменателю его различные проявления, гарантировать общественной порядок, защищать права и свободы личности. Охватывая важнейшие сферы общественной жизни, власть придает сложной, многогранной, специализированной структуре управления устойчивый характер, она приводит ее в действие, ставит в определенные рамки, осуществляет контроль, обеспечивает рациональное достижение поставленных целей путем утверждения согласованности и единства действий всех звеньев управляющей системы.

Являясь необходимый функциональной принадлежностью любого коллектива по регулированию поведения людей в целях обеспечения их совместной деятельности, власть, как и всякое общественное явление, обладает качеством социальной предметности. Она немыслима вне определенной общественной организации. Поэтому необходимо подчеркнуть, что власть - это организованная социальная функция. Иначе говоря, власть выступает такой функцией социальной общности, которая проявляется как ее организованная сила.

Власть является той реальной и ощутимой общественной силой, с помощью которой достигается необходимая организованность социальной системы и налаживается устойчивый порядок в деятельности людей. Сила придает социальной власти способность, если это необходимо, принуждать участников властеотношений к исполнению воли властвующего субъекта, гарантирует общеобязательность его решений.

2. Власть и социальные нормы.

Поскольку всякая власть есть выражение определенной авторитетной воли, то для того, чтобы эта воля стала доминирующей или, иначе говоря, - властной, она должна быть облечена в форму императивных указаний, содержащихся обычно в социальных нормах (моральных, религиозных, политических, правовых и иных).

Социальная норма представляет собой не только выражение воли общества, но и орудие ее осуществления. Посредством социальных норм, санкционированных обществом в качестве общезначимых и имеющих обязательную силу правил поведения, ясно выраженная воля носителя власти требует и с помощью соответствующих методов добивается неукоснительного соблюдения и исполнения своих повелений от каждого зависимого от нее участника властеотношений.

Социальная норма формируется в ходе сознательной целеполагающей деятельности людей, обусловленной в конечном счете объективными факторами, придающими нормам “объективную властность”. Норма представляет собой определенное правило социально значимого поведения людей. А “всякое правило предполагает цель, разум и волю”. Поэтому социальная норма является результатом “взаимодействия объективных и субъективных факторов естественноисторического процесса”.

Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей таким образом, чтобы достичь целесообразного их взаимодействия для разрешения задач, которые не под силу одному человеку. Так, к числу первобытных социальных норм относят: ритуалы, обряды, мифы, обычаи; позднее появились религиозные и моральные нормы, правила этикета и др. Эта совокупность первых социальных норм имела естественно-природный характер и была настроена на сохранение и обеспечение оптимального функционирования “целого” (рода, племени), отличалась монолитностью, суровостью, жестокостью. Она выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных (как и сама природная необходимость) мононорм - обычаев, в силу длительного применения ставших привычкой, освящавшихся первобытной мифологией, религией и вследствие этого не нуждавшихся ни во внешнем объективировании (институционализации), ни в обеспечении при помощи специального аппарата принуждения.

Историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались существенными изменениями также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялось соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм, их роль и назначение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средства их зашиты и т.д.

В недрах первобытного общества на заключительном этапе его развития с появлением элементов государственности стали зарождаться и правовые нормы: сначала архаичное (локальное, обычное) право, затем сословное, корпоративное право (т.е. право отдельных общественных слоев), а позднее - и развитое (общегосударственное) право. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

В процессе развития общества и постепенного совершенствования механизмов социального регулирования появляются, по словам С.С. Алексеева, “контуры правосудной деятельности ”, при которой регулирование осуществляется по схеме: норма (обычай) плюс индивидуальное решение (решения родовых собраний, старейшин, “судов”). В этих условиях постепенно формируются прецеденты - решения конкретных дел, приобретающие в повторяющихся ситуациях значение образцов, своего рода предвестников прецедентного права.

Эффективность действия права, как и других социальных норм, находит выражение в достижении и укреплении общественного согласия граждан, прочном общественном порядке, атмосфере справедливого социального партнерства и инициативы, социальной ответственности, сознательном соблюдении норм гражданами.

Таким образом, социальные нормы (моральные, религиозные, правовые, политические, корпоративные, этические и иные) представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

3. Методы социальной власти.

Власть осуществляется на практике с помощью различных методов: принуждения, убеждения, поощрения, консенсуса и др. Наиболее распространенными методами власти являются первые два. Принуждение имеет место при явном несовпадении интересов субъекта и объекта власти и может быть физическим и психическим. Физическое принуждение состоит в прямом навязывании (силой) подвластному определенного рода поведения. Силовое воздействие на физическую сторону бытия подвластного лишает его возможности выбора вариантов своих действий, заставляет смириться с необходимостью повиновения властвующему. Психическое принуждение - это угроза подвластному негативными для него санкциями в случае уклонения от требуемого поведения. Жесткое воздействие на сознание (психику) индивида имеет целью подавление его воли, значительное ограничение числа имеющихся альтернатив поведения объекта, предотвращение возможности его противодействия субъекту и в конечном счете – обеспечение реального подчинения объекта субъекту власти. Иначе говоря, о применении принуждения речь идет тогда, когда индивид под угрозой наступления для него неблагоприятных последствий вынужден подчиниться, либо его силой заставляют выполнить нежелательные для него веления носителя власти. Убеждение как метод власти означает создание, культивирование в подвластном с помощью рациональных аргументов установки на внутреннее согласие с волей властвующего и подчинение ей. Убеждение достигает своей цели, когда подвластный, учтя имеющиеся альтернативы, принимает аргументы властвующего, воспринимает его волю как обязательную для себя и сознательно приходит к выводу о желательности, целесообразности и необходимости именно такого ее исполнения. Поощрение (побуждение) - это предоставление подвластному вознаграждения (некоторых материальных либо нематериальных благ, оказание различных услуг, поддержки) с целью одобрить и стабилизировать угодное властвующим поведение, укрепить стремление объекта сотрудничать с субъектом в будущем. Метод консенсуса предполагает достижение согласия между участниками властеотношений как равноправными партнерами (например, между правительством и оппозицией) на основе взаимных уступок и компромиссов, учета интересов друг друга для достижения общезначимых целей. Там, где консенсус складывается, власть получает возможность достигнуть искомого результата естественно и достаточно быстро, без особого нажима. Хотя надо подчеркнуть, что сама потенциальная возможность применения всего арсенала методов властвования, несомненно, оказывает организующее влияние на участников общественных отношений.

 

4. Органы социальной власти.

Руководство общественными делами - сложная социальная функция, для эффективного претворения которой общество выделяет из своего состава определенных лиц и поручает им осуществить властное регулирование поведения людей в целях обеспечения их совместной деятельности. Органы власти имеются в любом обществе и представляют собой структуру, через которую власть реализуется. В условиях первобытно-родового строя, который базировался преимущественно на природном хозяйственно-социальном единстве общины, рода, племени, органами общественной власти являлись старейшины (главы семей и родов), вожди - военные предводители (главы племен), их коллегиальные органы - советы старейшин; собрание воинов рода, племени; народное (родовое) собрание.

Задачей этих органов было объединение усилий всех членов общины, рода, племени в жестокой борьбе за существование, что облегчалось личной, родственной связью всех общинников, их коллективным трудом и уравнительным распределением. Органы власти исполняли такие общие дела, которые были предметом заботы всего общества, например, распределение пищи между соплеменниками, разрешение споров между ними, определение меры наказания за проступки отдельных лиц, регулирование брачно-семейных отношений, обеспечение половозрастного разделения труда, позднее - религиозные функции.

Это создавало условия для чаще всего добровольного подчинения каждого властным велениям, установленным запретам, хотя в необходимых случаях применялось и принуждение (изгнание из рода, другие меры вплоть до лишения жизни). Безоговорочное соблюдение сложившихся правил поведения отнюдь не было следствием высокой сознательности членов общественного организма. Оно обусловливалось, с одной стороны, тотальным характером власти рода, племени, а с другой стороны, неразвитостью личности первобытного человека, ограниченностью вариантов его поведения, в том числе и отклоняющегося, что значительно упрощало задачу социального контроля и регулирования жизнедеятельности людей той эпохи. Поэтому, как справедливо отмечает Г.Г.Филиппов, нет оснований идеализировать способ устройства и действия общественной власти первобытного строя, искать там образцы и рецепты для современности.

5. Основные черты общественной власти.

Экономический прогресс общества, в частности, рост производительности труда, получение избыточного, прибавочного продукта сделали возможным и необходимым освобождение от участия в материальном производстве некоторой группы людей, которые стали заниматься только управлением общественными делами, осуществлением властных функций, в том числе распорядительных, контрольных, судебных, карательных и иных. Власть вождя постепенно трансформируется в государственную. Возникают новые социальные, в том числе - правовые институты, разграничивается компетенция между органами государства, складывается специализированный бюрократический аппарат, состоящий из многочисленных чиновников. В качестве самостоятельных органов государства создаются судебные учреждения, которые специализируются на выполнении соответствующих функций, в том числе осуществляют своеобразный контроль за соблюдением, исполнением социальных (правовых) норм.

Таким образом, с усилением общественного разделения труда, ростом социальных различий, усложнением задачи обеспечения целостной организации общества, по мере накопления элементов человеческой цивилизации органы власти первобытного общества стали претерпевать изменения, поскольку они оказались не приспособленными к новым историческим условиям. Им не смену с объективной необходимостью приходит новая, более совершенная организация общественной жизни в лице государства и государственной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.