Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из жизни атомов и ядер




Повинуясь ей».

Мы можем управлять природой, лишь

Зависит от успехов науки и знания, ибо

Власть человека над вещами целиком

(Ф.Бэкон)

 

 

 

Как и зачем создан Мир, порождающий жизнь? Какое место в нем занимает человек? Исполнитель он чьего-то замысла, идущий по предначертанному пути, или сам творец своей судьбы? Способен ли он постигнуть принципиальные основы устройства Мира? Зависят ли тело и душа человека, как части Вселенной, от физических деталей мирового механизма и таинственных сил, приводящих его в действие? Одинакова ли структура Вселенной на больших и малых пространственных масштабах? Возможно ли познание материи, может ли человек познать сам себя? Множество подобных вопросов задавали (и по-прежнему задают) люди во все эпохи и времена, размышляя над событиями и тайнами материального и духовного мира, созерцая, экспериментируя и сопоставляя свои размышления с результатами экспериментов. Так происходит отделение истинного знания от шелухи ложных представлений, так человек неустанно накапливает все новые сведения о природе и о себе, как части природы, теоретически осмысливает их и практически применяет, отодвигая все дальше границы непознанного и расширяя сферу человеческой цивилизации.

История развития человечества, по сути дела, это история тех природных процессов и сил, которые человеку со временем удалось поставить себе на службу. Конечно, предварительно изучив на бумаге и в лаборатории условия их возникновения, возможности и особенности. Правда, «на бумаге» и «в лаборатории» — это несколько условно. Когда-то одной из первых сил, которые открыл и начал использовать человек, стала сила огня. Изучение этого процесса в различных его формах (взрыв — тоже огонь, только очень быстро распространяющийся) продолжается уже более 20 веков. И успехи человечества в исследовании различных форм процесса окисления элементов, т.е. огня, очень велики — от костра, факела или лучины мы дошли до выплавки металлов, паровых двигателей, печей-обогревателей и т.д. Иногда, впрочем, огонь применяли и для «горячего» увещевания инакомыслящих, но что взять со средневековых монахов-инквизиторов!

В процессе окисления — горения — выделяется энергия в форме теплоты. Огонь есть механизм создания энергии, которую можно использовать для нагревания. Нагрев воду и превратив ее в пар, заставим пар давить на поршень. Вот готов уже и двигатель! Конечно, не всегда сила огня абсолютно покорна, выходя из-под контроля, она способна не только создать ожог, но и уничтожить целые города. Однако, несмотря на опасности, огонь привычен и давно знаком! Что-то, наверное, в нас осталось от тех древних охотников, для которых костер в пещере или в лесу был не только теплом и светом, но самой Жизнью.

Человек пришел к реке — и поставил на ней водяную мельницу. Сначала механическая энергия падающей воды помогала превращать зерно в муку и крупы, потом стала вращать электромагниты и превратилась в энергию электрического тока. Похожим образом стала работать на человека и сила ветра. Но возможности всех этих природных сил несравнимо малы по сравнению с энергетическими запасами внутри ядер атомов. Выяснилось это, как мы уже знаем, сравнительно недавно, лишь около 100 лет тому назад. А с чего началась вся эта история, как человек добрался до атомной сердцевины? Как вообще узнали о существовании атомов?

Говоря коротко, сначала (т.е. примерно около 20 тысячелетий назад!) человек научился добывать пищу и строить жилище. Затем он усовершенствовал способы добычи, а впоследствии и производства пищи, изменил свой внешний вид и сделал удобным свой дом. При этом человек непрерывно находил и изучал все новые области для жизни на планете, уже не только наблюдая за природой, но даже изменяя ее. Человек освоил и, как мог, обустроил пространство вблизи себя, своего дома, поселения. Затем он начал осваивать Землю, учась осознавать себя в пространстве и во времени.

Вначале человека интересовало лишь то, как использовать, приспосабливать и переделывать для практических нужд окружающие его предметы, вещество, материю. Затем он задумался, что это вообще такое — материя? Что кроется внутри нее, есть ли что-либо под поверхностью вещей? Практика жизни показывает, что из большого, разделив его на части, можно сделать меньшее, из твердого, нагрев его, — жидкое. Материя изменяема, если воздействовать на нее, а степень этого изменения зависит от количества энергии, которую затратит на это преобразование человек. Конечно, при помощи тех самых сил природы — огня, воды, ветра. Но это теперь мы знаем, что такое энергия, в каких процессах она освобождается и в каких условиях способна превращаться в полезную работу. А давно ли человечество узнало о том, как устроен материальный мир, в глубинах которого спрятана энергия?

Еще в пятом веке до нашей эры греческие мыслители Левкипп и Демокрит сформулировали результаты своих размышлений о структуре материи в виде атомистической гипотезы: вещество невозможно бесконечно делить на все более мелкие части, существуют «окончательные», неделимые частицы вещества. Все материальные предметы состоят из разнообразных атомов (от греческого atomos — неделимый, неразрезаемый); соединяясь, различные типы атомов образуют все новые вещества.

 

По легенде, Демокрит, сидя у моря на камне, держал в руке яблоко и размышлял: «Если я буду резать это яблоко ножом на все более мелкие части, всегда ли у меня в руках будет оставаться часть, которая все еще имеет свойства яблока?» Обдумав эту гипотезу, Демокрит пришел к следующим выводам: «Начало вселенной — атомы и пустота, все же остальное существует лишь во мнении. Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия, не разрешается в небытие. И атомы бесчисленны по величине и множеству, носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля… Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твердости». Впрочем, есть сведения, что уже в 7 веке до н.э. в системе знаний индийского мудреца Канады материальная субстанция строилась из атомов, которые соединялись попарно. В качестве связующих сил предполагалось наличие «воли Бога или еще чего-либо». Очень интересно, что о существовании атомов мудрец считал возможным узнать «не восприятием, а рассуждением».

Проверке экспериментом данная гипотеза не подлежала, ввиду явной невозможности его осуществления в то время, и более двух тысячелетий она пылилась на полках мирового хранилища знаний. Но разве истина, рано или поздно, не становится известной?

Когда вдумываешься в даты жизни тех, кто выдвинул и развивал концепцию материалистического атомизма, поражаешься прозорливости этих мудрецов: ведь их идеи были подтверждены экспериментами лишь в недавнее время с помощью весьма не простой экспериментальной техники.

 

В литературной форме атомистическая гипотеза была сформулирована в знаменитой поэме римского поэта и философа Лукреция Кара «О природе вещей», опубликованной в Европе в конце 15 века, но созданной еще во времена Римской империи в 1 веке до н.э. Был ли он гениальный провидец, сам ли дошел до глубочайших научных истин, или только высказал известные в его время представления о мире,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.