КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дети и подростки из неполных семей, из семей эмигрантов
Дети и подростки из семей находящихся в трудной жизненной ситуации Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей Дети-инвалиды, дети с задержкой психического и интеллектуального развития, дети с хроническими заболеваниями, подростки с акцентуациями характера. Дети и подростки с проблемами в развитии Дети и подростки из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей. Дети и подростки из неблагополучных семей Основной критерий: неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям. Негативный опыт родителей в детстве. Деструктивные особенности личности родителей. Низкий уровень образования, многодетность как следствие низкой моральной культуры, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др. Проблемы в физическом и умственном развитии, и как следствие проблемы в обучении. Особенности развития ребёнка, формирование характера (невропатии, энцефалопатии, нарушение общения). Соматические и психические заболевания, инвалидизация. Школьная дезадаптация. Дефекты и дефициты в развитии. Дети и подростки имеющие статус сироты – воспитанники детских домов и школ-интернатов Дети и подростки у которых статус сироты не определён (воспитанники приютов, центров реабилитации, «дети улицы» - скрытые сироты). Родительское забвение Различные виды депривации и сепарация Социальная дезадаптация Серьёзные нарушения процесса социализации Негативный семейный опыт или отсутствие опыта жизни в семье. Экономические проблемы Демографические факторы Проблемы воспитания Проблемы адаптации к новой социальной и культурной среде. Для детей и подростков характерны следующие ситуации повышенного риска: враждебное жестокое отношение в семье к ребёнку; эмоциональное отвержение ребёнка; недостаток надзора и ухода за ребёнком; родители фактически находятся в состоянии развода; чрезмерные требование к ребёнку, гиперопека; появление нового члена семьи (мачеха, отчим, брат, сестра); противоречивое воспитание или смена его типа; чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура). Также из перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать: невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом); переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр); неприятие ребёнка педагогом, сверстниками; неспособность справиться с учебной нагрузкой; отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства; травма, серьёзное соматическое заболевание; ситуации связанные с насилием над ребёнком; Особенности интимно-личностного консультирования детей и подростков «группы риска». Назначение: психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений. Предмет: внутренний психологический мир подростка и ребенка: само отношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т. д. Условия использования: желание консультироваться - получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации. Характер: совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для клиента ситуации. Цель: Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений. Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка. Результат: изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Решение обратиться к психологу. Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов). Выбор времени, подготовка места. Установление контакта. Возникновение доверия. Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы. Достижение согласованной позиции. Распределение ролей (Я... Ты... Мы...). Поддержание доверительного диалога. Исследование ситуации. Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения. Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.) Выделение и анализ предмета работы. Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики. Выделение позитивного «плацдарма» - основ для разрешения консультируемым возникшего затруднения. Постановка цели Формулирование желаемого результата (Я хочу...), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как...). Содействие в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий. Оценка реалистичности, конкретности поставленной цели. Поиск решений. Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости. Помощь в организации поиска решения. Активизация консультируемого, влияние на его позицию. Подведение итогов Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий. Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата...) Выводы о продвижении: выделение того, что удалось достичь консультируемому. Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов. Выход из контакта. При оказании психологической помощи детям и подросткам «группы риска» следует помнить, что одни ситуации решаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Оказывая помощь таким детям и подросткам в разрешении затруднительного для них вопроса, можно использовать различные способы. Тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их – залог успешности воздействия. Существует большой арсенал методов работы психологов разных школ при оказании психологической помощи. Многие из них могут быть успешно применены при индивидуальной работе с детьми и подростками «группы риска»:
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |